В.В.Андреев - историк, преподаватель киевского женского института. В вопросе о причинах раскола был последовательным сторонником народнических теорий А.П.Щапова. "Раскол в своем происхождении является протестом земства против поглощениія его прав центральною властью - писал Андреев. - Раскол в своем историческом развитии борется не за cтарину, а против способа введения новых порядков без спроса земства. Старина для него лишь предлог".
Современники Андреева, да и некоторые современные исследователи старообрядчества, упрекали Андреева в "идеализации раскола". Так, О.В.Ершова пишет: "В.В.Андреев по праву считается продолжателем дела А.П. Щапова. Однако в его исследовании, в отличии от Щапова, чувствуется идеализация раскольников" (см. Ершова О.В. Старообрядчество и власть - М.: Уникум-Центр, 1999). Действительно, в предисловии к своей книге Андреев пишет: "Последователи раскола - самая трезвая, работящая, промышленная и грамотная часть нашего крестьянства". Для второй половины XIX в. такие утверждения были, мягко говоря, непривычны. Тем не менее, вряд ли можно говорить о какой-то "идеализации" Андреевым старообрядцев. Скорее, это просто позиция честного человека, стремящегося объективно оценить тех, о ком он пишет.
Наиболее известные труды В.В.Андреева: ""Раскол и его значение в русской истории"" (СПб., 1870); ""Представители власти в России после Петра I"" (2 изд., СПб., 1870 и 1871); ""Общеобразовательные очерки русской истории"" (СПб., 1871); ""Война за утверждение прусской гегемонии в Европе"" (СПб., 1871), ""Очерки из истории образования и литературы в России"" (СПб., 1872); ""Вопросы, очерки и заметки из русской истории"" (СПб., 1872); ""Народы-старцы: Китай, Япония, Индия"" (СПб., 1874); ""Русская Старина"" (СПб., 1875); ""В области неразгаданного"" (СПб., 1875); ""Сельский постоянный календарь"" (Киев, 1876); ""Исторические очерки"" (1877); ""Современная Россия"" (СПб., 1877); ""Наша родина и чужие страны"" (3 изд., Киев, 1893).