Из деревни Войново отправляемся в известный Войновский монастырь, бывший крупный религиозный центр староверов на Мазурском поозёрье. Дорога в монастырь была очень короткой – проехали всего лишь 3 километра и вскоре увидели указатель, который помог нам добраться до монастыря.
Все оказалось рядом, перед нашими глазами появился знакомый по фотографиям пейзаж и строения.
Сразу вспомнились слова:,, Когда-то здесь пасли скот инокини монастыря...“
Подъехав ближе, прочитали еще одно объяснение, что староверская святыня стала туристическим объектом. На стоянке было несколько машин, поляки фотографировались у стен монастыря. Нас это порадовало: хорошо, что молодых людей интересует история национального меньшинства, хорошо, что поляки сохраняют староверскую святыню, которая с кончиной последней инокини Евфимии (8 апреля 2006 г.) стала памятником и туристическим объектом.
У входа в монастырский храм нас встретила закрытая на замок дверь с надписью: ,,Kaplica“. Но вскоре, когда объяснили, что мы староверы и приехали из Литвы поклониться староверской святыне, нам любезно открыли дверь. Везде были надписи:,,Не фотографировать!“. Нам очень хотелось сделать снимки в храме, где давно уже не совершаютcя богослужения, а основная часть ценных икон и книг вывезена в музей Вармии и Мазур в Ольштыне. Получив разрешение, мы сделали несколько снимков для сайта "Самарское староверие": ведь матушка Анафролия, в миру - Анна Яковлевна Илюшкина (1886-1969), была уроженкой села Преображенка Самарской губернии.
В храме много музейных атрибутов. Нас охватила какая-то щемящая сердце грусть по былым и славным дням монастыря. Иконы с надписями на польском языке посетителям, конечно же, помогают знакомиться со страницами истории этого монастыря. Но начинаешь понимать, что хотелось бы другого…
Если бы в те, теперь уже далекие 1990-ые годы, когда между Леоном Людвиковским и поморцами Польши, Балтии и России велась переписка о выкупе принадлежащей ему доли и поисках желающих поселиться в монастыре нашлись такие староверы, жизнь в монастыре имела бы продолжение. Теперь оставалось радоваться только тому, что иконы сохранены, люди приезжают знакомиться с историей староверия.
Теперь это лишь музейные экспонаты...
|