Хотя староверие в Латвии существует уже около 300 лет, сохранилось очень мало документов, свидетельствующих о тех временах, когда первые поселения старообрядцев появились на Латгальской земле, давшей приют людям, не пожелавшим менять свою веру. В этом я убедился, когда собирал сведения об одном из самых старых приходов — Малюткинско-Юдовской общине, которой исполняется 100 лет.
Истоки
В книге “Цветная триодъ”, изданной в Москве в 1909 году, есть надпись о том, что она приобретена для Малюткинской старообрядческой общины, а на 353-й странице имеется оттиск печати с надписью “Малюткинская старообрядческая община федосеевского толка”.
И лишь после старообрядческих Соборов 1909 и 1912 годов эта община приняла поморско-брачное направление, являющееся традиционным для сегодняшнего староверия Латвии.
В те времена молитвенным домом общины служила деревянная постройка, просуществовавшая до конца 30-х годов. А когда сильными наводнениями 1922, 1931 и 1937-х годов храм был основательно подпорчен и находился в аварийном состоянии, Совет общины решил строить новый храм.
Как свидетельствуют церковные записи тех лет, фундамент молитвенного дома врос в землю, нижние венцы сруба сгнили. Посему было решено не ремонтировать существующее здание, а строить новый храм. По тем временам это было смелым решением: совсем недавно царский указ Николая Второго снял ограничение при возведении староверами своих молитвенных домов, не имевших признаков христианской принадлежности — было дозволено строить их уже в статусе храмов.
Кирпичик к кирпичику
Участок земли, на котором стоял обветшалый молитвенный дом, был выкуплен у государства за 700 латов. Был разработан и направлен на утверждение в архитектурную комиссию проект храма с высокой колокольней и 10-ю окнами.
Планировалось начать строительство в 1937 году, а закончить в 1939. Однако этим замыслам не суждено было сбыться — катастрофически не хватало денег. И нельзя не отдать должное тогдашнему председателю общины Фоке Полгину, который сумел начать строительство — нашел жертвователей, создал различные комиссии, которые стали закупать строительные материалы.
Однако вскоре пришло известие, что по неизвестным причинам в утверждении проекта отказано. Фока Полгин собирает Совет общины и, заручившись его поддержкой, обращается за помощью к известному старообрядческому деятелю Ивану Заволоко. Сохранился текст этого документа: “Совет Малюткинской старообрядческой общины обращается к Вам с просьбой, как к единственному и ревностному деятелю и защитнику старообрядчества. Проект нашего строящегося храма был нами послан в Министерство 7 сентября 1937 года. В Министерстве было заседание, и наш проект не принят комиссией и мы получили его обратно. Но какова причина — нам не указано. В таком случае, многоуважаемый И.Н. Заволоко, просим Вас поделить с нами наш духовный удел. Узнайте, пожалуйста, причину аннулирования нашего проекта”.
Конечно, Иван Заволоко выполнил просьбу своих единоверцев. И через некоторое время проект (после некоторых изменений и упрощений) был повторно рассмотрен и утвержден.
Однако и после этой проволочки возведение храма шло трудно. Сказывался недостаток как денег, так и строительных материалов. Потому по инициативе Фоки Полгина Совет общины решил обратиться к латвийскому правительству. Обращаться пришлось трижды: сначала для получения денежной помощи, потом — добиваясь аудиенции, а в третий раз — прося разрешения для покупки 94 тысяч кирпича на Елгавской фабрике по более низкой цене.
Как шло выполнение всех просьб общины, осталось неизвестным, но все же засвидетельствовано: президент Латвии Карлис Улманис пожертвовал на строительство храма 500 латов, а уже в 1938 году было приобретено 80 тысяч кирпичей, правда, не в Елгаве, а в Даугавпилсе.
Строительство храма было начато только в 1939 году, а завершено в начале 1942. Из-за отсутствия полной суммы денег он так и остался неоштукатуренным снаружи, без утепленного потолка и недостроенных хоров (верхних молитвенных площадок).
Да воздастся!
Среди значительного количества нынешних прихожан очень мало состоятельных людей. И все же к столетнему юбилею общины нашлись добрые люди, благодаря которым храм капитально обновлен.
Известный художник Петр Худобченок разработал эскизы покраски наружных стен, руководитель строительной фирмы Александр Якимец выделил тротуарную плитку для укладки площадки перед входом в храм. Предприниматели братья Олег и Геннадий Балышевы сделали металлические ворота. Директор комбината бытового обслуживания Иван Рыбников выделил технику для ремонта храма и установки ограды. Председатель Совета директоров и предпринимателей Петр Савостьянов передал 70 метров металлической сетки для ограды. Принимали участие в восстановлении храма родители тех детей, что были здесь крещены. Но самая значительная помощь — от директора профессиональной строительной школы Алексея Бейнара: он выделил группу учащихся для покраски стен, ремонта всего здания, столов, скамеек, оконных рам и дверных переплетов, восстановления фундамента и заливки бетонных отмостков вокруг помещения. Ребята трудились на этом объекте все лето, приобретая здесь не только практику, но и приобщаясь к духовности бытия.
Вот так — всем миром, местные люди из совершенно бескорыстных побуждений, только из понимания необходимости выполнения богоугодного дела пришли помочь своему храму. В нем они скоро будут отмечать столетие своей общины.
(Автор благодарит заместителя директора Даугавпилсского краеведческого и художественного музея Людмилу ЖИЛВИНСКУЮ за помощь в подготовке этого материала).
Валерий САМОХВАЛОВ
|