Главная » 2011»Март»29 » А.Муравьев. Старообрядцы и новая политика. О религии в сфере школьного образования
18:44
А.Муравьев. Старообрядцы и новая политика. О религии в сфере школьного образования
Предыстория
До революции в романовской России в школах и гимназиях был предмет Закон Божий, который заключал в себе основы вероучения, Библию, церковные навыки и критику науки. Вели этот предмет "законоучители", как правило, новообрядные попы, не пользовавшиеся обыкновенно любовью учеников. Те староверы, которые посещали государственные школы, должны были мириться с этим предметом, о чем написал Н.С. Лесков в своем знаменитом очерке о латвийских староверах и искании ими школ. В начале ХХ в. на Рогожском возник старообрядческий институт, в котором стали готовить для нужд земских школ преподавателей-старообрядев, но начавшаяся Первая Мировая война разметала в прах все надежды. Затем началась такая сумятица, что староверам стало надолго не до школьного образования.
Как известно, в советское время религии в школьном образовании не было места. Точнее говоря, религия там иногда упоминалась, на уроках биологии или обществоведения – но в сугубо ругательном смысле. Как пережиток косной и замшелой старины. На уроках истории под эту нехитрую мысль подводили научно-историческое основание, а чтение классиков советской литературы должно было укрепить желание школьника стать безрелигиозным героем Фадеева или Николая Островского.
Но те времена прошли. Новое десятилетие принесло невиданное разнообразие "религиозного меню", ошметки которого до сих пор еще украшают общественную витрину. Мистицизм самого разного рода, языческие и оккультные верования, шаманизм вперемешку с протестантизмом сформировали у многих людей отношение к религиозному как к чему-то сомнительному и несерьезному. Иначе обстояло дело с традиционными религиями – они находились в зоне неприкосновенной серьезности. Тогдашний Президент Ельцин выразил это как-то, говоря о своей теще: "они были глубоко верующие люди, старообрядцы. А мы были комсомольцы". В 1990-е годы бывшие комсомольцы не представляли себе, как можно протащить в школу "настоящую" религию. Слишком опасно.
К концу ельцинского периода ситуация начала меняться. Власти приняли решение вернуть "настоящую религию" в социальное поле, и за его выполнение появился ответственный – самая большая номинально конфессия РФ – разумеется, никонианская РПЦ МП. И хотя эта мега-конфессия и не однородна, а 85% ее членов лишь условно можно причислить к церковным христианам (они не молятся, не имеют твердых религиозных убеждений, не читают Писание, не соблюдают постов…), именно на ее плечи легла задача "ре-миссии". Определились и точки приложения: школа и армия. Именно в этих двух средах люди наиболее бесправны и подвержены стороннему влиянию.
В среде никониан не было ни единства представлений, как проводить эту "миссию", ни уверенности в успехе. Но зато там появились пионеры этого дела – бывшие хиппи, бывшие комсомольские атеисты, т.е. люди без корней. Неформальным лидером их стал отставной спич-райтер новообрядного патриарха Алексия Ридигера дьякон Андрей Кураев, занимавшийся до того борьбой с "сектами": от рерихианцев до адвентистов, создавший свой собственный жанр "апологетического поп-шоу" и разъезжающего с ним по стране. Они стали создавать всевозможную шумиху в интернете, а СМИ охотно раздували значение всевозможных "Фондов православных граждан" и "экспертов". Но затем "миссионеры" попали под крыло Отдела внешних церковных связей новообрядной РПЦ и начали генерировать идеи уже во всероссийском масштабе. Наконец, когда глава Отдела стал патриархом, миссионеры получили в руки свободу действий. Тогда же решился и вопрос о продвижении миссии в школу. Президентским решением была запущена кампания по "Новому стандарту образования", в который вошел и "духовно-нравственный компонент".
Хотя пролоббировала проект никонианская церковь, с точки зрения законодательства Россия – многоконфессиональная страна. При Министерстве науки и образования была создана Межконфессиональная группа (МКС), в которой для обсуждения нового курса ОРКСЭ должны были участвовать по одному представителю каждой религии. Пригласили и староверов – самую большую конфессию, РПСЦ. Излишне говорить, что православное христианство было отдано никонианам, а староверов, католиков и протестантов пригласили с этим положением вещей молча согласиться. Западные исповедания изначально чувствовали себя гостями и были готовы делегировать права, а вот со староверами вышло иначе. Оказалось, что делегировать полномочия староверы не согласны, поэтому возникла идея совместить в первом модуле (названном "Основы православной культуры") усилия староверов и никониан.
Тут надо отдельно пояснить, что название было выбрано намеренно такое, к которому люди уже привыкли – не "основы культуры православного христианства", а именно "православной культуры". Многим памятен курс Аллы Бородиной, за который ратовали никониане, но против которого выступила общественность, критикуя его за прозелитизм и агрессивность. И хотя новый курс, который решено было разрабатывать заново на светских началах, был спланирован совершенно иначе, чем опус А. Бородиной, у многих до сих пор срабатывает ассоциация "Основы православной культуры" = невежественная и прямолинейная никонианская пропаганда. Но в новом эксперименте от этого пути отказались.
На определенном этапе весьма размытая идея "духовно-нравственного компонента" вдруг обрела конкретные формы курса, который надо ввести в школы в ближайшее время. Однако концепция этого курса была по-прежнему неясной. Прежде на заседаниях МКС говорили только о необходимости воспитывать детей нравственными людьми и противостоять распаду личности под влиянием массовой культуры. Однако затем возобладала другая идея: школа воспитывает путем знаний, поэтому необходимо, прежде всего, дать детям знания о религиозной культуре, а там уж они разберутся. Эта культурологическая (а не нравственно-воспитующая) направленность и была закреплена в документах МКС, утвержденных Минобрнауки. Задача стояла теперь конкретная: срочно представить текст учебника для детей 4-5 класса.
Работа
Когда представители старообрядческой Церкви прибыли на очередное заседание МКС, им представили сотрудников новообрядческого Отдела религиозного образования и катехизации (ОРОИК), с которыми им предлагали работать. Однако, к удивлению старообрядческих делегатов, да и самих чиновников министерства, педагоги-никониане стали уклоняться от сотрудничества и от всех контактов, выдавая крайне туманные объяснения: "Мы сами не знаем… нас не благословили… а вы кто вообще такие?" Ситуация стала напоминать патовую, а время сдачи текста модуля приближалось. Как оказалось, в это время в среде самих никониан разразилась жестокая борьба между сотрудниками ОРОиК и рвущимися к рулю "миссионерами" во главе с Кураевым. Пока новообрядцы ссорились между собой и пытались понять, кто же будет писать курс, староверам дали команду : "Пишите сами, без них".
Собственно, с этого момента старообрядческие представители, а точнее говоря, автор настоящей статьи, и написал в точном соответствии с планом, разработанным на МКС учебник о православии. Причем, именно со светских позиций, не нагружая детей излишними вероучительными подробностями, а пытаясь дать им наиболее общую картину того, что такое православная вера и русские православные обычаи как бы со стороны. Я стремился показать, прежде всего, древнерусскую традицию и ее византийский корень, а современного печального состояния не касаться вовсе. В результате как мне казалось, у детей возникнет представление о правильном неискаженном христианстве, таком, каким оно должно быть. Одновременно ребенку не будет навязываться в жестком виде религиозная традиция и ее конкретное воплощение. Текст был представлен на обсуждение участникам МКС и получил положительные отзывы ученых. Одновременно, Освященный Собор РПСЦ одобрил участие протопопа Евгения Чунина и Алексея Муравьева в работе над ОРКСЭ.
Тем временем у никониан борьба вошла в финальную фазу. Подключив высоких покровителей и заручившись поддержкой самого новообрядческого патриарха Кирилла, протодьякон Кураев и его команда на последнем вираже обошли соперников, и "главный герой" с таинственным видом появился на заседании МКС. Сотрудников ОРОиК просто выкинули из процесса вместе с их текстом, который был признан не соответствующим критериям. Сам протодьякон Кураев через известного бывшего беспоповца, а ныне "старообрядного" священника РПЦ МП о. И. Миролюбова передал свой текст сотрудникам старообрядческой Московской Митрополии, которые поняли свою задачу в том, чтобы просмотреть текст на предмет отсутствия антистарообрядческих выпадов. В тексте, написанном с самых общих, но все же "никонианских" позиций, действительно не было выпадов, о чем сотрудники и уведомили о. И. Миролюбова. Получив такой отзыв, Кураев гордо объявил в интервью, что старообрядческий Митрополит "дал добро" и даже "участвовал в работе". Излишне говорить, что желаемое выдано за действительное в целях само-пиара. Впрочем, как известно, никонианские миссионеры (К. Крючков, Д. Александров и другие) и прежде не гнушались такими приемами.
Возник вопрос, что делать с написанными курсами, в частности курсом подготовленным староверами по требованиям и в соответствии с рекомендациями Минобрнауки? Вопрос остался открытым, пока его потихоньку не объявили неактуальным, текст Кураева, собравший немало отрицательных отзывов, был принят как основной. Эксперимент стартовал, а Кураев гордо объявил в своем интернет-блоге, что "курс Муравьева никогда не напечатают".
Итог и преспектива
Итак, "немиссионерский" курс написан. Одновременно министерство приняло курс Кураева, а издательство напечатало его, снабдив изобразительным рядом из живописных икон, портретов никонианских священнослужителей и других элементов, делающих учебник неприемлемым для наших детей. В последнее время издательство все же приняло решение напечатать текст, подготовленный старообрядцем. Каков будет его статус и какова дальнейшая судьба – зависит от нас.
Если издательство напечатает текст, подготовленный старообрядцами , то имеет смысл принять участие в распространения пособия для детей по приходам(через школу) в старообрядческие семьи . Нужно привлечь для этого родителей ! Детям в никонианских семьях оно не нужно ! В то же время, даже один учебник в классе другого содержания выэовет БОЛЬШИЙ интерес .
Не нужно строить иллюзии. Нормативные акты в области образования четко различают учебник и учебное пособие. Первое - официально рекомендуется Министерством образования и должно быть положено в основу курса по тому или иному предмету. Второе - допускается к использованию в школах в качестве дополнительного чтения. Работа А.Муравьева - не учебник, если она и будет издана, то лишь в качестве учебного пособия. В качестве учебника издан и, соответственно, официально рекомендован лишь учебник Кураева. Школы на свои небольшие бюджеты покупают учебники, да и те не всегда в необходимом количестве. Закупать учебные пособия они либо не могут, либо не хотят. Ну разве что самые продвинутые могут купить парочку книг в школьную библиотеку. Так что если и издадут - распространяться пособие будет среди "своих" - если приходы купят по своей инициативе или указанию из ММ. Так не проще ли было написать хорошее пособие для воскресных школ и сказать, как сказали своим христианам РДЦ и ДПЦ: не нужно избирать ОПК. Приводите детей в воскресные школы и обучайте их по отличной книге.
И как-то непонятно: в статье А.Муравьев говорит, что учебник Кураева неприемлем. А на Соборе его что же, не выслушали, прежде чем одобрить итоги участия РПСЦ в этом эксперименте?
Школа в обязательном порядке покупает учебники на деньги, которые для этого выделяют. Не в том количестве, зачастую, которое необходимо и достаточно для всех - это да. А родители покупают не то, что им хочется, а то, что скажет учитель, а учителю - программа и рекомендации Минобраза.
Мы покупаем большую часть учебника для старшего, а для младшего все. Так, что ноша за новые-выдуманные предметы ложится на наши плечи, а не на государственные.
Есть такая профессия - наперстки крутить. Изначально надо было отстаивать светский характер школьного образования, а не заниматься "совместным социальным служением". А в храмах и воскресных школах, гнуть свое до победного.
Мистицизм самого разного рода, языческие и оккультные верования, шаманизм вперемешку с протестантизмом сформировали у многих людей отношение к религиозному как к чему-то сомнительному и несерьезному. Иначе обстояло дело с традиционными религиями – они находились в зоне неприкосновенной серьезности.
С точки зрения света, это глупость. Религия - вера, освобождена от доказывания, что шаманизм, что христианство. С точки зрения христианства, признание ересей, ислама и иудаизма серьзными учениями - вероотступничество. Представляю, что он написал за учебник.
Я не строю иллюзии . Если мы проиграли, то следует признать это . Но нужно чётко определится в том, что миссионерский учебник Кураева нашим детям изучать на нужно .
Насколько стало известно Мин Образования заморозил издание учебника (пособия) А.Муравьева. Сейчас было бы полезно не перемывать кости и размышлять кто виноват, а писать письма от Митрополии, от общин и просто от семей в Мин. обр. с просьбой напечатать муравьевский учебник и обосновать, что мы желаем его приобрести для своих воскресных школ. При этом на местах, особенно в тех регионах где старообрядчество имеет влияние на местные органы власти необходимо вести работу со школами и управлениями образования и пробивать возможность приобретения этого уч. пособия. Особо надо оговорить такую возможность в тех школах, куда Мин.обр либо не дотянется, либо его власть ограничена, т.е. это национальные автономии и школы в зарубежных странах, т.е. те регионы в которых проживает достаточное количество староверов.
Не уверен. Версия окружнического раздора в изложении Антонова - соответствует самым "лучшим" образцам миссионерской лжи. А иногда и за сама за образец сойти может.
Так что...
Хорошо бы, конечно, но верится слабо. На осинке не растут апельсинки. От Чунинско - Муравьёвско - Антоновско - Майровской компании может выйти только соответствующий продукт.
Лучше уж откровенная ложь и несуразица - её опровергнуть проще и вреда от неё меньше.
+++Версия окружнического раздора в изложении Антонова - соответствует самым "лучшим" образцам миссионерской лжи.
Это не самая важная часть учебника. Далеко не самая важная. Для детей история вокруг ОП - вопрос далекого и НЕактуального прошлого, т.к. собственно неокружников не осталось (речь не идёт о влиянии ОП на всю остальную историю). Лучше этот учебник, чем какой-либо иной. Причём учебник - не важно какой - нужен уже вот-вот.
Может и лучше. И как Вы будете своих детей по нему учить? В учебнике попы есть, у Вас нет? Вы же так хорошо начинали. Пустой затее РПЦ - байкот. А тут, пасть на колени и слезно молить барина о "лучшей доле".
Причем тут пасть на колени и при чем тут мы и как мы начинали, хорошо или плохо, речь идет об учебном пособии и возможности его закупки в школах. Так вот мое мнение, что Муравьевский учебник лучше кураевского, а из двух зол как вы знаете выбирают меньшее. для внешних детей я бы желал чтоб был муравьевский учебник, а для своих вообще ОПК не надо, своих детей мы как нибудь сами дома обучим.
- И как Вы будете своих детей по нему учить? В учебнике попы есть, у Вас нет? - Во-первых, мы не собираемся по нему учить своих детей, Во-вторых, может вы и удивитесь, но у нас и в духовном училище и в воскресных школах изучают все семь таинств, в том числе и священство, или вы думали что мы учим что в Православной Церкви есть только два таинства?
С Благовещением Пр. Богородицы!!! Ну внешние мне все же не совсем безразличны, я же не на другой планете живу, да и мы же все человеки. А кураевский учебник даже и в руках держать противно, вот я и хочу чтоб его как можно меньше людей держало.
А я многими продуктами этого мира не пользуюсь, но это не значит что они не имеют права на существование. При этом для себя я бы купил учебник Муравьева, интересно же почитать, что там и как, чем так сказать дышит современная духовно-педагогическая мысль старообр.-поповцев.
А бедных зарубежных старообрядцев за что? Это по принципу "чужого горя не бывает", что ли? Им агитпроп никто насильно не навязывает, так мы им за компанию - пусть не только нам худо будет. А вообще, интересно: это Вы свою личную позицию выражаете, позицию ДПЦ или, как минимум, РС ДПЦ? Позиция ДПЦ изменилась? Вы же официально рекомендовали своим христианам не выбирать ОПК, а теперь вдруг захотелось... Что это: проявление общестарообрядческой солидарности (хорошее чувство, напрочь почти забытое) или желания "быть как все нормальные церкви"? Это Алексею Безгодову вопрос.
Ирина Георгиевна, не спешите делать своих оценок. Если быть внимательным, то я в данной теме не писал от имени РС ДПЦ, я вообще не имею такой привычки выдавать свои мысли за мнение Церкви. Своим христианам мы и не предлагаем ОПК, речь в теме не о них идет.
Что касается зарубежных старообрядцев, то поверьте мне, русские школы имея некоторую свободу в выборе учебников тем не менее пользуются рекомендациями Мин.обр. России и закупают именно российские учебники, так как другого варианта просто нет, и вот здесь мы (! не РС ДПЦ, а старообр. общественность) могли бы через свои каналы рекомендовать или не рекомендовать им те или иные учебные пособия. И вот этот вопрос мне (как и РС ДПЦ) не безразличен, так как во многих русских школах Прибалтики имеются предметы на подобии нашего ОПК и мне бы не хотелось чтоб в них дети старообрядцев учились по учебнику Кураева. И старообрядческая солидарность здесь тоже присутствует, вы же знаете, я твердо стою на позиции культурно-исторической общности староверия в целом, (не смотря на проявление в последнее время со стороны поповцев "самости") и мне далеко не безразлично что происходит в среде поповцев, так как если никониане подомнут белокриницких, то нам (поморцам) от этого мир слаще не станет. К сожалению ко многим вопросам здешние интернет обыватели подходят со стороны той или иной церковно-партийной принадлежности, что пользы делу не добавляет, был бы более полезным конструктивный диалог.
Я бы с Вами, возможно, согласилась, если изучение именно ОПК было обязательным. Вот тогда и стал бы перед всеми вопрос о "выборе из двух зол". Но я не понимаю, зачем выбирать из двух зол, когда есть возможность менее драматичного выбора? Именно такой вариант предложили своим христианам ДПЦ и РДЦ. И правильно сделали.
А оценки я делать не спешу. О том, что ничего хорошего из этого не будет, я говорила Алексею Муравьеву еще на Соборе 2010 года, когда прилетала туда на один день. Рада бы ошибиться, да только жизнь показала, что участие наше в этой затее оказалось фарсом, мы просто оказались статистами. Уверена, что и А.Муравьев это понимает. Кроме соблазна затея эта нам ничего не дала, а многих наших христиан дезориентировала.
Поэтому не стоит пенять на "интернет-обывателей". И не стоит ставить вопрос так, как его ставите Вы: "Если не поддерживаете старообрядца Муравьева - значит вы за Кураева или, как минимум, лишены чувства старообрядческой солидарности". Речь-то здесь о другом идет. Да и глупости оправдывать или выдавать их за достижения, не следует, даже если глупости эти старообрядческие.
По поводу собственно учебника Муравьева. Я его не видела, а не видя, не могу его хвалить или ругать. Но абстрагируясь от его качества, спрошу Вас: если учебник написан как культурологический, а не религиозный, зачем он воскресным школам? Не лучше ли было изначально не играть в поддавки с РПЦ, а приложить усилия и написать учебник для воскресных школ - настоящий, религиозный, а не культурологический?
Ну а для зарубежных старообрядцев... Если русские школы слушают российский Минобраз, то там будет учебник Кураева, т.к. книга Муравьева если и будет издана, то как учебное пособие, а Минобраз рекомендует учебники.
Ваш пустой (без текста) комментарий удалила, надеюсь, Вы не в претензии.
Ой как вы мудрено пишете, мне аж отвечать сложно, почему то из моих слов вы сделали совсем противоречивые выводы, все как то с ног на голову. попробую кратко
По 1 вашему абзацу: говоря "из двух зол" я имел ввиду учебники Кураева и Муравьева (см. отв. 20.) по 2 абзацу: "о оценках" это я про ваши оценки моих слов, а не о учебнике Муравьева. (см. отв. 19) по 3 абзацу: а я таких вопросов и не ставил, и про солидарность не я первый начал. А то что вы приводите в кавычках я так понимаю это как бы цитата, но таких слов я не писал по 4 абзацу: Я читал только отрывок учебника, честно говоря у меня по прочитанному претензий не возникло, но появилось желание ознакомиться со всей книгой. А вот зачем этот учебник вашим воскресным школам я не знаю, но насколько я понял текст этого учебника одобрен вашим же Собором во главе с митрополитом Корнилием. вот я и предположил возможные дальнейшие действия, для тех кто желает увидеть этот учебник изданным. по 5 абзацу: В том то и дело, что школы слушают рекомендации Мин.образа, но имеют свободу в закупках, вот и лучше чтоб детки хоть за пределами России не учились по кураевскому учебнику. по 6 абзацу: Пустой комментарий это и не комментарий вовсе, просто ошибка при отправке, а удалить его самостоятельно у меня не получилось.
Повторюсь, размышляя о роли и месте учебника А. Муравьева, я придерживаюсь мнения, что он более лучший вариант чем учебник Кураева. А так как отменить преподавание ОПК в школах нам навряд ли удастся, то надо попытаться, чтоб хотя бы где это возможно появился и муравьевский учебник. и речь идет не о обучении старообрядцев, а вообще о гражданской школе, в которой к сожалению посредством кураевского учебника будет преподано весьма превратное понятие о православии и христианстве.
Как выясняется многие книгу А.Муравьева даже и не видели, так что же мы тогда здесь обсуждаем? может самого автора?
Боюсь остаться непонятым, так что пожалуй я воздержусь от дальнейших комментариев по этой теме.
Неправда, изучение ОПК не является обязательным. У родителей и школьника есть возможность выбрать один из восьми модулей, в том числе, не несущие миссионерской нагрузки историю мировых религий и светскую этику.
А все эти попытки изобразить героическую борьбу в невыносимых условиях - лишь жалкий способ придать некую привлекательность изначально провальной затее. Что ОПК, что лампадка - изначально гиблая идея с треском провалилась, но признать это - выше сил. Вот и приходят на помощь лукавые рассуждения.
А лично Муравьева и его учебник здесь никто не обсуждает и не осуждает. Речь идет о некрасивой затее, провал которой никак не хотят честно признать. Никто не призывает закидывать камнями участников этой эпопеи. Но и героев-иповедников из них делать - увольте.
Специально для А.Писаревского. Пример того, как выбор "наименьшего" приводит ко всеобщему.
С певческой книгой известный бизнесмен, старообрядец - Леонид Севастьянов. Брат настоятеля Ростовского храма РПСЦ.
Череду фотографий можно было бы продолжить снимками автора "старообрядческого" учебника А.Муравьёва, молящегося у лжесвятыни при водружении лампадки. Или фотографиями питерского хора общины Г.Чунина концертирующего с пением молитв в Александро - Невской Лавре, совместно со светскими и никонианскими хорами. Можно было бы и фоток старообрядческих хоров поющих в католических костёлах найти.
Только зачем? Всё это одно и тоже. Кто-то устроился получше, кто-то похуже, но не теряет надежд на то что его заметят и оценят. Культурологическое ремесленничество, как раз та сфера, которая востребована и неконфликтна.
Само по себе это ремесленничество может быть и христианским и не христианским. Всё зависит от целей его носителей.
Не нужно выбирать из двух зол. Нужно выбирать между Христом и псевдохристианством, построенном на тотальной икономии и компромиссе с миром отвергшем Христа.
А причём тут всё это к вобсуждаемой теме? Какая связь между СОДЕРЖАНИЕМ учебника Муравьёва и его, допустим, поездкой на водружением лампады. Что там есть апология этих действий? Да, там есть ряд сомнительных положений про ОП, наверняка ещё что-то есть, но совсем "ужас-ужаса" там нет. Ещё раз доношу свой тезис. Есть два учебника по ОПК. Там, где учителя НАВЯЗЫВАЮТ ОПК (а есть и такое в отдалённых и не очень местах), уверен НУЖНО выбирать учебник Муравьёва (можно бодаться, конечно с дирекцией школы, с комитетом по образованию, но не всякий имеет такой задор, как у С.Аветяна и не всякий так юридически подкован, как И.Будкина, и не всякий такой храбрый как мы все тут пишущие). Т.к. тут либо дети будут учиться по учебнику Муравьёва, либо по учебники Кураева. Ещё раз - категорически настаиваю на именно такой постановке вопроса, без привлечение сторонних по сути вопрос про лампады и проч.
Поясняю. Полуправда хуже откровенной лжи. Содержание учебника Кураева, полагаю, принципиально не отличается от Муравьёва. Рассматривается-то один и тот же предмет. Отличается угол зрения и оценка событий.
А это уже субъективизм автора, который прямо связан с его религиозной, социальной и политической позицией. Так что здесь и лампадка причём (особенно если учесть, что повесили её в помещении прямо имевшем отношение к тому самому РПЦЗ из которого пришёл Муравьёв), и покрывание окружнической лжи и всё прочее.
Для меня нет разницы между Кураевым и Муравьёвым. Кураев просто совсем слетел с нарезки от успешности вседозволенности и безверия, а Муравьёв пока только устраивается :).
Может я и ошибаюсь относительно Алексея, тогда уж простите меня-колхозника Христа ради, но думаю, что в целом всё так.
Моим детям учебник ОПК не нужен. Ни Кураевский ни Муравьёвский. У нас в школе и учебник истории такой, что без слёз не взглянешь. Приходится обсуждать каждую тему. Так что одним дерьмовым и лживым учебником больше, одним меньше - значения не имеет.
По спорным же вопросам мои дети имеют разрешения приносить двойки, да только сдавать так, как родители научат. Правда, пока никаких двоек нет. Учителя-то сами не сильно в теме, как правило и им глубоко всё равно, придерживаешься ты учебника или нет. Главное чтобы тему проработал и сдал. Сейчас такое время, когда можно пока иметь своё мнение по ряду вопросов. История не математика, а уж ОПК и подавно. Так что обойдёмся и без предмета такого и без учебника к нему.
+++Рассматривается-то один и тот же предмет. Отличается угол зрения и оценка событий.
В угле зрения всё и дело!
+++Моим детям учебник ОПК не нужен.
Это очевидно. Он никому не нужен. Речь идёт только о том, что там, где происходят противоправные действия и детей ЗАСТАВЛЯЮТ выбирать ОПК, то нужен "запасной вариант". Иного хода, как учебник Муравьёва, нет в данной конкретной ситуации.
Ты никак не хочешь понять простой вещи. Не бывает хорошего вранья. Враньё Кураева удобно РПЦ - ну и на здоровье. "Угол зрения" Муравьёва, вероятно, очень устраивает чуниных, лопатиных и антоновых, но тем-то он и хуже, что к Кураеву любой нормальный старовер (взрослый или ребёнок) отнесётся с недоверием, а к Муравьёву (старовер же - свой вроде как) - с доверием. И через это доверие усвоит туже мерзость только под другим соусом.
Ты не радей так за безвыходность положения обделённых окраин. Скажи уж прямо - пришло время устраиваться в новой церковной действительности. А для этого нужна PR акция. Концерты там всякие, или учебник, не важно какого качества, главное чтобы признанный государством и автор его был с наклеечкой "старовер" (хотя нет, этот бренд уже Холмогоров застолбил - пусть наклеечка будет "старообрядец").
Одним словом - "куй железо пока горячо", сдавай акции, пока спрос на них не упал. Глядишь и капиталец завяжется. Может имиджевый, а повезёт, так и реальный.
Ты не стесняйся. В самом деле - поморцы прекрасный учебник Григорьева издали по пению и диски с уроками (правда тут уже без дружбы родов войск не обшлось, но это мелочи), единоверцы - устав Сырникова, которым пользуется подавляющее большинство старообрядческих уставщиков. Надо же и РПСЦ как-то отметиться, а то не ловко. Самый большой соглас и самый бесплодный. А тут такой шанс. "Дело государственной важности", как сказал Муравьёв в самом начале всей этой возни с ОПК.
Масштабно мыслите. Только пшик это всё. Дырка от бублика и ухо от селёдки.
+++Скажи уж прямо - пришло время устраиваться в новой церковной действительности.
А где учат додумывать за других? Мне устраиваться нечего. А если не веришь, что я радею за уральские деревни, где заставляют учить ОПК, в частности, моих племянников, - твоё дело и Бог тебе судья.
+++И через это доверие усвоит туже мерзость только под другим соусом.
О какой именно мерзости в учебнике Муравьёва, кроме ОП, идёт речь.
+++Масштабно мыслите
По моему масштабность и игнорирование конкретных задач (как их решить - ответь просто), а не общие рассуждение, проявляешь как раз ты, а не я.
Как решить в частном порядке - я тебе уже ответил. По крайней мере мои дети ОПК изучать не будут. Даже если не будет альтернативы и это будет грозить неаттестацией по предмету.
Но такого не будет.
На Урале же, если индивидуально решать этот вопрос народ стесняется - пусть обращается к своему благочинному. Он судя по его прижизненному житию с ангелами беседует. А судя по публикациям в прессе очень любит совместно с агарянами и июдеями во всяких комитетах дила дилать. Вот пусть и отстаивает интересы своей паствы в судебном порядке.
Но только он же не станет. ОПК-то высочайше рекомендован и м.К.(Титов)объяснил, что учебник Кураева хороший и лучше чем учебник Муравьёва.
На Урале два благочинных. По Свердловской области - о. Михаил Татауров. о. Михаил в данном случае, увы, сделать немногое может, т.к. директивы спускает областной минобр. Твоя уверенность, что описанной мною ситуации не будет, меня вводит в смущение, т.к. ты видимо знаешь всё и про всех. Если так, то тогда и говорить нечего - ты же ведь сердцевед и провидец
А ты не смущайся искренний и сердобольный, брат Александр.
Если прочтёшь внимательно, то увидишь, что написанное мной относится к моим детям, в рассмотрении нашего частного опыта.
Уверен, что другие свои вопросы тоже при желании разрешат. Наверняка уральским староверам достанет и ума и решительности. А коли недостанет, то ни горевать нечего, ни пузыриться их московским доброжелателям.
Отдельной строкой интересно было бы узнать, а что конкретно на официальном уровне предпринимал пресвитер Татауров для решения конкретных сложностей, конкретных людей, возникших в связи с этим вопросом?
Насколько я понимаю, помещения храмового комплекса под сходняки МКК, на которых так любит отмечаться о.Шабашов, предоставлял именно он? Если да, то может какой знакомый раввин поможет ему, рекомендовав знающего и недорогого юриста
На Урале есть два брата священника - о. Никола, служащий в Перми и о. Михаил, служащий в Шамарах. Последний и есть - благочинный Свердловской области. Насколько я знаю, он разговаривал с местными властями.
+++Уверен, что другие свои вопросы тоже при желании разрешат.
Я спросил не о разговорах, а о конкретных официальных шагах.
Уверенность основана на том, что если уж мне убогому под силу со своими детьми этот вопрос разрешить, то под силу и тем, кто неизмеримо лучше меня. Кроме того, составляет значительный процент жителей Пермского Края.
Если уж 500 000 "кровяных" староверов не в состоянии решить ворос, в котором закон на их стороне, то комментарии излишни.
Учебник Муравьёва - это не что иное как подарочная упаковка для выставленного на торги староверия. Упаковка штука хорошая, но без содержимого она как бы и не к чему
Ну если Вы так категорически настаиваете, отвечаю: ставя вопрос именно так, Вы сознательно вводите людей в заблуждение, потому что у всех родителей есть выбор и насильно им навязать ОПК никто не может. Те конфессии, которые не лгут своим христианам, четко разъяняют им эти возможности, прямо рекомендуя модули без миссионерской составляющей, а те, которые "хотят быть, как все нормальные церкви", начинают вилять и крутиться, как уж на сковородке, пытаясь оправдать свои заигрывания с государством и РПЦ.
+++Вы сознательно вводите людей в заблуждение, потому что у всех родителей есть выбор и насильно им навязать ОПК никто не может
Ещё раз - может/не может это из другой серии. Могут заставить. Есть масса способов, особенно в маленьких городах и сёлах. Я говорю применительно ТОЛЬКО к данной конкретной ситуации. Где могут отказаться - отказываются. А где не могут и не имеют Ваших компетенций и опыта юр. борьбы. Вы готовы, например, организовать общественный бесплатный центр юр. поддержки подобных людей?
Не нужно нагнетать кошмары. Никакого "опыта юридической борьбы" для отказа от ОПК не нужно. В Новосибирской области чиновники от образования просто приняли как факт, что родители-часовенные отказались вообще от обучения детей ОРКСЭ, любых модулей - и ничего. Не надо лукавить. Такие вопросы решаются с учителем или директором школы, и никаких центров юридической поддержки здесь не нужно. Но вот если родителям неудобно сказать вслух, что их дети не принадлежат в господствующему вероисповеданию и потому не хотят изучать ОПК - это другой вопрос. И не надо обвинять государство и говорить о принуждении.
- платная консультация у юриста от 500 р. до 1000 р. - есть бесплатные правозащитные организации;
и самое главное, еси на человека можно надавить, с целью изучения его детьми ОПК, то что мешает надавить с выбором учебника Кураева?
Если человек не готов за свою веру бороться, то всё. Ничего не будет. Ситуация анекдотичная, любой древлеправославный несет за веру тяготы: отстаивает бороду, посты, походы в храм. А тут ...
Области от области отличаются, да и внутри региона разные есть районы. Никто не скрывает, что их дети - староверцы. Но учители и местные чиновники давят. Именно давят. Я никогда не лукавлю, а говорю только то, что вижу и слышу. Не вы одни такие правдорубы и борцы за истину. Если не хотите помогать - лень, не верите - Бог вам всем судья, но факты вещь упрямая.