Главная » 2012»Апрель»24 » А.Муравьев. «Три щелчка попу», или Новое юродство как рефлекс
05:44
А.Муравьев. «Три щелчка попу», или Новое юродство как рефлекс
Привычка объяснять все простыми причинами – вещь неправильная и вредная. Но еще вреднее сочетание упрощения и конспирологии. Три молодые женщины совершили некое действие в главном храме страны. Как это понимать? Есть унылое и неинтересное объяснение, что это рецидив советского безбожия.
Сразу неинтересны и конспирологические теории возникновения истории с «Pussy riot», ибо конспирология, как известно, – «прибежище идиотов». Тот, кто объясняет происходящее «заговором», «конфликтом властей», «антицерковным лобби», медиа-атакой из-за рубежа, обедняет поле анализа и вместо ныряния в море смыслов ходит по лужам, считая, что плавает.
Это скорее актуализация одного старинного социокультурного механизма. Мы не осознаем глубоко архаического и сакрального значения псевдопрофанирующих действий, поскольку живем в практически полностью десакрализованном социальном и культурном пространстве и по большей части не видим ни его границ, ни тех ситуаций, когда действительно нарушается, разрушается или делегитимируется то немногое, что осталось в нем от былой священности. Не различая этого, мы путаем настоящую десакрализацию с ритуалом, имеющим куда более глубокий и спасительный для сакрального смысл.
Заманчиво видеть в призывающих к расправе над "кощунницами" матерых византийских архаистов или граждан Империи, требующих смерти для кощунников-осквернителей своей Святой Софии. Не отцы ли Вселенского Собора кричали «рассечь надвое тех, кто исповедует во Христе две ипостаси!»? Не византийские ли святые ревнительницы забили палками чиновника, который полез снимать икону Спаса с Золотых Ворот Царьграда по приказанию царя? Никто не дает права на кощунство – ни царь и не герой! А вот с Богом вы бы поосторожнее. Время нынче не то, а снявши голову по волосам не плачут.
Те, кто требует расправы над мерзкими плясавицами в храме, воспринимают храм Христа Спасителя как сакральное пространство, которое сознательно профанируют, предают недолжному употреблению: крики, пляски, «панк» и прочее… И реакция, заложенная в незапамятные времена древнего благочестия, срабатывает, как смазанный механизм. «Очень жаль, но придется посадить», «Дать им по полной, чтобы знали!». И тут же возникает сомнение, причем самого простого свойства. В каких условиях работал архаический механизм защиты сакрального пространства от посягательств? Только в условиях соблюдения всеми чистоты и неврежденности этого пространства. По мере его десакрализации теряется и смысл защиты. И журналистка Н. Кеворкова, страшными словами поносящая весь мирской круг и грозящая за Бога кулаком "кощунницам", выглядит несколько несуразно.
Какова истинная цель «плясавиц»? Помолиться? Приколоться? Устроить хэппенинг? Кажется, что объяснение проще – это сакрализующий протест, они вышли подобно людям на площади протестовать против того душного порядка и устройства жизни, который вокруг них сложился. Молодые женщины очевидно рассматривают ХХС как изначально сакральное, но подвергшееся профанации пространство. И церковь для них, и патриарх, и царь-президент – важные и социально-значимые функции, ради которых они обращаются к Богородице.
Своим танцем они радикально камлают с политическими целями. Храм десакрализован не их плясками, а обманом, коррупциией, ложью и всем тем, чем в глазах общественного мнения характеризуется власть и (увы!) церковное руководство. Бассейн «Москва» оскорбить нельзя, храм Христа-Спасителя – можно. Молодые женщины выступают как трикстеры, как юродивые. Даже тот факт, что молодых матерей называют «девушками», важен, ибо он указывает на следы весталата в сознании. Непорочные девы (весталки в частности) всегда имели в религиозной архаике сакральное значение. Пифия была девой. Непорочная, нерастленная дева имеет право на сакральное слово. Да, молодым женщинам тоже доступен механизм юродства, а мужик Василий Блаженный ходил голым и ругал царя. Но тут мнится иное – только Дева может войти в храм и жить там, как дома.
Впрочем, маски на лицах женщин указывают еще на один культурный адрес. Он называется «полишинель» (или гиньоль, а то даже и петрушка). Смысл его в том, что кукле можно ругаться и обличать. Балда имеет право давать щелбаны попу, на то он и Балда. Жорж Брассенс, увидев такой спектакль с неистовыми женщинами, призывами к расправе над стражами порядка (mort aux vaches, mort aux loix, vive l’anarchie!), назвал его «самой красивой гекатомбой за все времена» и «забавным спектаклем». Принять всерьез призывы «вешать свиней» ему не приходило в голову. Также глупо и бессмысленно звучат повторяемые как заклинания слова "они должны покаяться". Нет предмета.
Но самое главное в архаическом юродстве – в те давние времена царь боялся юродства и видел в нем грозный перст Бога, грозящий ему из заоблачных высей: «Душа царя в руце Божией»! Он не смел тронуть юрода, хотя бы тот высморкался в его царскую порфиру, ибо самим актом обличения юрод берется за алтарь. А того, кто взялся за алтарь, убивать нельзя. В античных Афинах заговорщики бежали в храм и брались рукой за алтарь. После этого их уже нельзя убивать – они под защитой божества. И когда таких людей убивали, убийцы становились сквернавцами, профанировавшими свою харизму. Из этой актуализации существует только один исход – явление акта милосердия.
Милосердие – это такая экстраординарная вещь, которая не следует из логики закона или архаической «защиты от посягательства». Это «бог из машины». Являя милосердие, власть показывает, что она понимает всю эту архаическую игру. Если же власть отказывается понимать архетипы, не может отвечать, – значит она никуда не годится. Только от большой глупости можно заменить пушкинского попа купцом – выключается весь архетипический ряд!
Итак, перед нами совсем не «хулиганство безбожниц» и не «заговор против церкви», но акция профетического типа, осуществляемая женщинами («как бы девами») в силу древней традиции. Задача акции – указать на десакрализацию власти духовной и светской.
У десакрализации много лиц. Десакрализация у нас столь тривиальна, что мы даже не видим проблемы с показным богатством чиновников. Фокус в том, что сакральное пространство аскетично, туда входят через самоограничение. Богослужебная роскошь, золото и пурпур возможны только как сверхусложненная символика этой сакральной жизни. Нестяжательство - главный момент политической харизмы и запрос людей к власти. Богатство (царь Давид говорит «да не хвалится богатый богатством своим») должно утекать на добрые дела, все оборотные средства должны быть в деле. Если у публичного человека остается «на роскошь» – значит он плохой хозяин и плохой публичный человек.
Времена малиновых пиджаков и золотых ватерклозетов прошли. Интересно, что в исторической памяти, отраженной в житиях, самыми известными и успешными патриархами византийской древности был Иоанн Милостивый, буквально нищий, раздававший все свое имение бедным, церковный законодатель Иоанн Постник, живший в каморке, и ученый Фотий, тративший все средства на новые книги. В нашем национально-культурном и религиозном архетипе только искренний и бескорыстный ходатай за других, самозабвенно раздающий все, что проходит через его руки, может быть харизматическим лидером. Отход от этого архетипического первосвятителя будет всегда десакрализацией нашего священного пространства. Нестяжательство – самый главный и самый массовый запрос нашего стяжательного, жадного, но очень чуткого и в душе прозорливого времени. И при виде настоящего осквернения священного места срабатывает неумолимый защитный механизм древности, Балда готовит щелчки, дурачок Василий плюет в царя, а бабы лезут на амвон.
Как досадно, что вновь уважаемый редактор этого сайта дублирует очередной антихристианский "анализ" панковской вылазки "взбесившихся маток"! Автор текста А.Муравьёв, вне сомнения, большой эрудит в истории культуры - но циник, подтасовывающий понятия и факты. Главное - он умалчивает как минимум о двух явлениях. Первое - "пусси" плясали в храме вовсе не Христа ради. Их кредо и мировоззрение совсем иные. Откуда это известно? Второе - а что делала одна из "героинь" в Музее биологии? Для забывчивых напомню: совокуплялась публично в музее, да ещё и будучи беременной! После этого именовать их "женщинами" и тем более "девушками" - или глупость жёлтой прессы, или сознательное одурачивание читателя. Максим Шевченко простодушно назвал выходку "пуссей" "бунтом б...ей" - но он всё же был неточен. Это просто кривляние бесов. А вот "аналитики" типа Муравьёва, приписывающие бесам аналоги из истории Православия - потакатели и пособники бесов. И они тоже ответят пред Господом за свои слова! Ещё раз посетую: редактор этого сайта почему-то сочувствует им (или поддаётся на эту "аналитику"), только из-за того, что ХХС - никонианский храм. А ведь суть бесовской атаки - не в конфессиональной критике, а в осквернении христианских ценностей в принципе. Ещё раз - размышляя про "пуссей", не забывайте, что сначала они осквернили музей и человеческое достоинство, материнство. Называть их "девушками-весталками-женщинами" могут или сумасшедшие, или их пособники.
Уважаемый Евгений! То, что Вы не знаете сленгового значения словечка "пусси", говорит о том, что Вы далеки от современной псевдо-культуры. Это на сленге англоязычной молодёжи - "женский половой орган". Таким образом, название панк-группы - это "восстание, бунт женских гениталий". Название говорит о чётко сформулированной идеологии, оно дано именно по-английски в расчёте на западные СМИ. Суть совершенно очевидна. Смешивать этот бесовской проект с "юродством Христа ради" - значит помогать этим бесам. Всего этого не может не знать эрудит Муравьёв - вот и вводит незнаек в заблуждение, именуя это "новым юродством".
Дело в том, что неприличный перевод дали только представители МП. К примеру, в русском языке есть "пусси-мусси" - "мягкий, пушистый". Есть группа "Пуссикат доллз", если переводить по мп-шному, то глупость какая-то. В то же время, если руководствоваться словарем, то смысл есть: "Восстание кошек" - образ довольно поэтический.Что-то рущие и царапающиеся. Сами пусси переводят только риот -"восстание". В тоже время есть "pussy logic" - нечеткая (мягкая) логика. "Мягкое восстание". Почему бы нет?
насчет молебнов и юродства - глупость полнейшая. обычная политическая акция. а вот дальше, началось что-то запредельное. 1) психи массово бросились в храмы. (реакция на СМИ, благословение попов?) 2)Вчерашнее нападение на судью. Опять-таки нападавший больше похож на прихожанина РПЦ, чем на панка. 3) митинги-молебны с требованием сурово наказать. Такое при Сталине было.4) Передачи по телеку, как во времена СССР: "КГБ против сект", "КГБ против ДС" и т.д.
Вот - в дополнение "анализа" Муравьёва - продолжение истории про "новое юродство". Интересно, как он его "растолкует" и какие аналоги из Русской истории приведёт в защиту "юрода с топором"? ЧИТАЙТЕ: Москвич, напавший с топором на судью, которая продлила арест "Pussy Riot", жалеет, что ее не убил Москва. 24 апреля. ИНТЕРФАКС - Москвич Андрей Бородин, задержанный при попытке вооруженного нападения на судью Таганского суда Москвы с требованием освобождения из-под стражи участниц группы "Pussy Riot", жалеет о том, что не убил потерпевшую.
"Я жалею о том, что не смог убить судью Иванову", - сказал А.Бородин журналистам в суде.
"Судья Иванова бросает в тюрьму невиновных людей, продляет им сроки ареста", - добавил он.
По словам А.Бородина, он отстаивал права группы "Pussy Riot".
Задержанный считает, что власть в России, в том числе судебную систему, "захватили захватчики".
Он также сообщил, что заранее спрятал топор на территории суда. "Такие топоры везде продаются", - добавил А.Бородин.
В этот же день Хамовнический суд Москвы санкционировал его арест, удовлетворив ходатайство следствия.
По факту нападения в понедельник на судью Таганского суда Москвы Е.Иванову Следственный комитет России возбудил уголовное дело.
Это разбой. И мои пожелания Андрею Бородину - долгих лет отсидки. Но, регулярно ходил в другой суд г. Москвы. Там 1 пристав на этаж. Т.е. закричи судья, сразу в комнату 2-3 пристава не ворвутся. Да еще журналист под дверью. Плюс непонятно как топор пронес. Это явная постановка. Но независимо от того, постановка или нет - это преступление. Пусть посидит "дорогой товарищ"
я призываю идти путём золотой середины.нам нестоит вмешиватся в дела еретиков.еретики с еретиками сами разберутся.ворон ворону глаз невыклюнет.чьябы корова мычала.да только бы не никонианская.впрягатся в эту историю только осквернится и потерять лицо,репутацию.нам там делать нечиго!это подобно если бы Лот впрягся бы в разборки подобного типа в содоме и гоморе.но извесно что он сторонился ихних дел.и только его с семьёй заруку вывели из города перед тем как предать город огню.
я негде неразу неуслышал версию.а несамо ли руководство рпц мп. наняло этих "девок"?уж больно всё гладко идёт.вот увидети.получат минимально возможное с публичным покаянием.уверен руководство рпц мп.имеет к этой 'дешовой' пиар акции прямое отношение.стоит заметить.по этому поводу произошол наплыв прихожан.резко возрасла прибыль.главная задача гундяева любыми способами заманивать народ в церковь.любыми способами увеличивать прибыль.выполнить план по выручке.(всем извесно что рпц.мп.комерческая бизнес корпорация продаюцая населению ретуальнае услуги(освящение 2х комнатной квартиры в Ульяновске 5000руб.просфира 3руб.и т.д.как входишь в их храм сразу бросается в глаза прейскурант на услуги от 500руб.минимум)). цель оправдывает средства.плюс массовый психоз.воистину ловля рыбы в мутной воде.и неимеет значения,кто поднял муть.
смысл? натравить на себя либералов и запад? Думаете, покаяться и простят, те, кто свалил КПСС? Вот внутренняя оппозиция внутри РПЦ - это, да. Кирилла снимут, будет новый патриарх. А это кому-то очень большой подарок, плюс - верояное, прекращение экуменизма и объединительных прожектов.
Вы же не считаете что каждый заявивший о лояльности Богу праведник. Так не считайте что каждый даже заявивший о лояльности сатане сатанист. Средневековая Европа это все уже проходила. Ведьмы ведь именно признавались в связях с сатаной. Иные и искренне. Абсолютно то что девахи чего-то там в ваших типа сердцах оскорбили не повод их сажать. Даже на минуту. Нет такой статьи- оскорбление вашего чувства. Сие не есть деяние углоловно наказуемое. Вы вот мои чувства тоже все оскрорбляете. Своей тупостью скажем. Я же вас не сажаю. Полагаете, нодо посадить? Ко всему девки помолились Богородице за изгнание Путина. Это как раз богохульство с ВАШЕЙ стороны- объявлять такое желание богохульным. Ибо тем самым ВЫ объявляете Путина Богом. Можно подумать, если помолитmся "Богородица Путина прогони" по всем канонам то Кириллу понравится. Ну попробуйте. Хоть на спор. Отстоите реноме РПЦ как не продажной организации. Удачи.
"Защитный механизм.." на повсеместную, всепроникающую неправду. Все так. Сегодня порядочного, честного человека считают "лохом", если он живет от зарплаты до зарплаты, которую и ту норовят обокрасть, да и все новые законные ухищрения это позволяют делать, например, в образовании, где уже не стаж и разряд играет роль, а бальная, по сути рабско-пресмыкающая сущность пред вышестоящими. Новая жизнь подменяет понятия, выдвигает на амвон власти (всякой, и верхней и самой низшей) приспособленцев, не имеющих ни своей позиции, ни реальных дел, ни даже мысли, порождает цинизм, в т.ч. числе и к вере. У нас всюду, вдоль дорог, у вновь сооружаемых шахт и губительных разрезов ставят массивные часовни, которые практически никто не посещает, они либо закрыты, либо не предусмотрен подъезд. Это что? Благословение добычи ископаемых, форму которой в экономике неуважительно называют присваивающей, т.е. мы не эволюционируем в экономическом смысле, а наоборот, деградируем, осуществляем инволюционный процесс - от производства к первобытному присваиванию? А что взамен? благословение на смерть шахтеров, их семей, детей, стариков, будущих поколений, которые вынуждены дышать "развивающим" смрадом? По заповеди ли действует рпц: "не убий и возлюби ближнего своего"? А может откупились, чтобы не мешали расхищать? На вопрос учеников: "а чем зарабатывать?" Отвечаю: когда при Иване IV, казаки исследовали сибирские просторы, то они своим крестьянским умом дошли, что наша, сибирская земля, столь богато одарена землями, лесами, некогда чистыми реками и озерами, что они уходили все дальше в горы, чтобы оставить благодарным потомкам, Христианам, эти богатства на процветание, на жизнь, а не на погибель всего и вся. То что сейчас творится в Сибири считаю преступлением, меня тоже надо посадить как неугодного и непонимающего их единственно-верную правду? А может лучше сжечь в срубе? Простите Христа Ради за все..
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Прогони, по слову и матерей, Путина, посланного нам за грехи наши, ибо раскаиваемся мы уже в грехах сих искренне. Ибо не Путина есть царство сие.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
Ольхович пишет: "Ещё раз посетую: редактор этого сайта почему-то сочувствует им (или поддаётся на эту "аналитику"), только из-за того, что ХХС - никонианский храм".
Уважаемый Ольхович! "Никонианский" - это вообще не из моего лексикона. Я могу использовать это слово в определенном историческом контексте - и не более. В отличие от некоторых коренных старообрядцев, а также обиженных в РПЦ старообрядцев-неофитов, использующих слово "никонианский" в качестве штампа (абсолютно бессмысленного сегодня, на мой взгляд), я не считала и не считаю РПЦ (МП) никонианской. Сложновато считать последователями Никона людей, 99% из которых о Никоне и его последователях (равно как и о старообрядцах) слыхом не слыхивали. За что же их никонианами звать?
К РПЦ (МП) как таковой я никаких чувств не питаю. РПЦ для меня - не церковь, а общественный институт, уже полугосударственный. Как можно любить или ненавидеть общественный или государственный институт? Это все равно, что любить или ненавидеть Минфин, Госстрой, Администрацию Тамбовской области - даже странно. А к людям, находящимся в РПЦ, я испытываю глубокое сочувствие и даже, уж извините, любовь.
А теперь маленькое отступление. Начиная свое вхождение в церковь, я, конечно, читала о святых. И если с мучениками, исповедниками, святителями было более-менее понятно, то вот феномен юродства в голове у меня не то чтобы не укладывался, просто я никак не могла понять: а вот как современники юродивых "узнавали", что это юродивые, а не кощунники и хулиганы? Как, например, они поняли, что Василий Блаженный - юродивый, а не "лицо, оскорбляющее религиозный чувства" тогдашних христиан? Ну а поскольку была я тогда в РПЦ, а вокруг было много экзальтированных тетенек (и дяденек - что было еще более странно), и на устах у них был не столько Христос, сколько всякие там "блаженные" матронушки, пелагеюшки, алешеньки, петеньки и т.п., то в голову мне не раз закрадывалась крамольная мысль: а был ли мальчик? То есть, были ли юродивые и впрямь юродивыми Христа ради, или это просто, так сказать, "продукт" нездоровой экзальтации?
Как ни странно, события вокруг "Пусси Райот" помогли мне понять феномен юродства и в принципе поверить в возможность юродства Христа ради.
Ну да, девушки, возможно, не отвечают представлениям большинства христиан, а уж тем более, старообрядцев, о том, какой должна быть молодая женщина. Не так себя ведут, не то носят, и вообще - не похожи на образец. Но если даже им уже невмоготу смотреть на происходящее в РПЦ и в государстве - то это что-то да значит. И здесь я вполне согласна с автором - "это сакрализующий протест, они вышли подобно людям на площади протестовать против того душного порядка и устройства жизни, который вокруг них сложился".
И далее слова, под которыми подпишусь: "Храм десакрализован не их плясками, а обманом, коррупциией, ложью и всем тем, чем в глазах общественного мнения характеризуется власть и (увы!) церковное руководство".
Я не записываю их в святые. Но начинаю понимать: ведь юродство - это обличение лицемерия, ханжества и несправедливости действиями, которые внешне производят впечатление кощунственных, но на самом деле направлены на защиту действительно святого, поэтому и в давние времена люди понимали: перед ними юродивый, когда видели, что этот юродивый не просто хулиганит в храме или на площади, а обличает неправду и лицемерие церковной или светской власти. Поэтому, наверное, и поняли, что Василий - юродивый. Иван Грозный был христианин, потому и не мог не понять, что юродивый его за дело обличает. Ну а нынешнее руководство РПЦ этого не видит. Потому что РПЦ как институт чужда христианству.
А в том, что это и впрямь юродство, я убеждаюсь день ото дня, видя последствия их акции. Никогда за всю постсоветскую историю так много людей, относящих себя к РПЦ, не ставили перед собой вопрос: а церковь ли РПЦ? Как можно оставаться в РПЦ? Если раньше они закрывали глаза на многое, то теперь в сознании многих происходит перелом - я вижу это не только в Сети, но и в реальной жизни. И вижу не только я - вон только сегодня на Портале Кредо.Ру свящ.Яков Кротов призывает людей не бояться "квартирной церкви", то есть, молиться по домам - http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=91701
Совесть - голос Божий в человеке - уже не может молчать. И те, кто еще вчера помыслить не мог о том, чтобы задать себе вопрос: а христианская ли церковь РПЦ? - сегодня не просто задают этот вопрос, но и отвечают себе честно и непредвзято. Такого массового осознания сути РПЦ еще не было в нашей истории. А помогли осознать это людям - вольно или невольно - "Пусси Райот".
Надеюсь, что все эти события вызовут массовый исход из РПЦ приличных и совестливых людей. После того, что произошло, после лицемерного флэш-молебна у ХСС и тому подобного, приличный человек просто не может оставаться в РПЦ. Ну а главное - люди стали осознавать не то, что РПЦ плоха - этот секрет Полишинеля всякому давно известен. Люди стали интуитивно осознавать, что Церковь - это не религиозная организация. А религиозная организация - не Церковь. И иерархия - не Церковь. Вот самое главное, что осознают сегодня люди. И рано или поздно, я думаю, произойдет разделение. Люди с настоящим христианским духом осознают, что религиозная организация - будь то РПЦ или любая иная "Ц" - не имеет никакого отношения к Церкви и не нужна им. Вот это интуитивно понимают и те, кто так рьяно обрушился на девушек. Ну а все эти "Ц" пусть объединяются и сливаются на здоровье - они тоже смогут осознать свое единство, как и иерархия всех мастей осознает свое профессиональное единство. Как и их паства - ценящая более всего внешнее соблюдение приличий, за которым может мирно уживаться лицемерие и фарисейство.
Далее. Безотносительно к тому, оценивать их действия как юродство или нет, утверждаю как юрист - в их действиях нет состава преступления. Их задержание и длительный арест - чудовищное с точки зрения права и справедливости действие. Любой неангажированный юрист скажет то же самое.
Про дядю с топором. Это преступление, безусловно. Если оно и впрямь имело место. Видите ли, я по роду своей деятельности практически ежедневно бываю в судах. Самых разных: общей юрисдикции и арбитражных, районных, областных , окружных, в Самаре, Москве, Казани и прочих всяких местах. Так вот, уже давным давно на входе во все абсолютно суды стоят специальные приспособления (не знаю, как они называются), через которые проходят все входящие, предварительно выложив на стол все металлическое (ключи, телефоны и т.п.) - чтобы не звенело. В общем, как в аэропорту. А потом любознательные приставы посмотрят твою сумку - нет ли там чего запретного: газового баллончика или ножа. Как удалось дяде пронести топор - это, конечно, вопрос. Попробуйте интереса ради, взять хотя бы кухонный нож и пронести его в здание ближайшего районного суда. Потом, когда у вас будет много свободного времени, напишете, как все было.
1 - Про "дядю с топором", действительно, история сомнительная. Но ведь из всех правил бывают исключения (как ни охраняй и проверяй, иногда кто-то что-то проносит или выносит). 2 - Очень интересны Ваши объяснения о том, как Вы лично осознаёте феномен юродства. Спасибо за искренность! А вот прокомментируйте, пожалуйста, такой акт одной из "пусек", как публичное совокупление в музее (да ещё в беременном виде). И как христианка, и как женщина, и как юрист.
Извините, не у меня спрашиваете, но: 1. А что Мария то Магдалина то вытворяла, в первую часть своей жизни. 2. А она с кем совокуплялась? Если с мужем- так вообще ничего существенного не нарушено. Как ни странно. 3. Но свальный грех это конечно негигиенично. Такой канал распространения инфекции. Так и СПИД вон подарили людям. Так что предки, запрещая беспорядочные связи, даже добровольные, были правы. Но сегодня это больше к Онищенко.
Давно это было. Знаете, меня как то не очень волнуют ньюансы двухтысчелетней даности. И даже мало волнуют сами по себе дела этих юродствующих(согласен что темин для русских позитивно окрашен) девиц. Больше волнует ситуация, каким - то образом толкнувшая девиц на возрождение жанра. Ведь в итоге впервые в истории Православия приравнен к Богу воинствующий безбожник. Через объявление перфоманса этих девиц, антиправительственного, богохульством. Как ни относись к царям- они все же верили, что веруют. Этот то нет. Даже стал смотреть с утра в Интернете насчет "зверя о двух головах". Рассуждения есть что о десяти- НАТО, "из моря", а тайно союзный "из земли" двухголовый- РФ под контролем экс-ГБ. Но там было что мол Ельцин-Путин две головы. А на мой вкус- тандем больше подходит. Стилистически. Избави Бог, не возьму на душу грех утверждать что сии замечания верные. Но и делать вид что не верятся в голове такие аллюзии на архетипическую эсхатологию- не рискну тем более. По первоисточнику, этим зверям суждено выиграть у святых. И только потом.
У нас в городской газете время от времени печатают обращение поместного рпц-батюшки, Евангельские истории, деяния святых.., а на следующей страницы читаем: "требуются молодые девушки для высокооплачиваемой работы, конфиденциальность гарантируем.." Подобное соседство их не смущает?
В фильме ("Иван Васильевич меняет профессию") Иван Грозный произносит фразу: «У меня вот тоже один такой был — крылья сделал. Я его на бочку с порохом посадил — пущай полетает!». Это имеет определенные исторические параллели. Боярина Козаринова-Голохватова, принявшего схиму, Иван Грозный, чтобы избежать казни, велел взорвать на бочке пороха, на том основании, что схимники — ангелы, а потому должны лететь на небо.
Ольхович пишет: «А вот прокомментируйте, пожалуйста, такой акт одной из "пусек", как публичное совокупление в музее (да ещё в беременном виде). И как христианка, и как женщина, и как юрист».
Как христианка я полагаю, что даже в самых страшных грехах можно покаяться и не мое дело обвинять одну из них в том, свидетелем чего я лично не была. Кроме того, у этой девушки есть муж, и не мое дело определять, как им должно строить свои отношения. Если это действительно было, то, полагаю, это действо также из разряда эпатажных. Мне это не нравится, однако бросать в них камень я не хочу.
Как женщина я хочу заметить, что в РПЦ внешне благочестивые голубые епископы не тем еще занимаются, и по мне, это гораздо хуже, чем публичный секс с собственным мужем. Опять-таки, не в оправдание девушки, а в качестве исторического экскурса: в средние века благородные рыцари в замках занимались любовью со своими прекрасными дамами зачастую на глазах челяди, собак и т.д. Отдельные будуары появились позднее. Так что это вопрос истории и культуры в значительной степени. В нашей же культурной среде отчего-то всем до всего есть дело, и я не раз уже замечала удивительную закономерность: самые горячие поборники нравственности – это престарелые тетки и такого же возраста дядьки, которые в юности своей вели жизнь, мягко говоря, не совсем праведную, а на склоне лет стали почти «святыми» и готовы порвать в клочья тех, кто им не кажется праведником. Полагаю, самое полезное для таких "святых" людей дело – поразмышлять над собственной жизнью и собственными грехами. И все будет хорошо.
Как юрист я хочу заметить, что и эти деяния девушки и ее мужа не содержат признаков состава преступления. Даже на административный проступок не тянут. Если это оскорбляет Ваши нравственные или эстетические чувства, то это еще не значит, что парочку нужно упечь в кутузку. Мои эстетические чувства, например, Надежда Кадышева или Надежда Бабкина оскорбляют. Или Радио шансон. А мои нравственные чувства – Путин со свечкой. Но я же не требую посадить их в тюрьму. Просто радио это не включаю и телевизор не смотрю.
Алексей Рябцев пишет: «Боярина Козаринова-Голохватова, принявшего схиму, Иван Грозный, чтобы избежать казни, велел взорвать на бочке пороха, на том основании, что схимники — ангелы, а потому должны лететь на небо».
Знаю я эту печальную историю. Я написала: «Иван Грозный был христианин», а не «Иван Грозный был святой». Меня коробит, когда из Грозного пытаются сделать святого, но я готова еще сто раз повторить, что он был христианин. Да, он был чудовищем во многом. Но кто из нас не чудовище в той или иной степени? Иван Грозный имел христианский дух при всем том – стоит прочесть его письма или написанные им духовные тексты. Искренность его покаяния у меня лично сомнения не вызывает. Дай Бог каждому из нас такую способность к раскаянию.
"22 samstar2 (Сегодня 10:11) Я написала: «Иван Грозный был христианин», а не «Иван Грозный был святой».[...] Искренность его покаяния у меня лично сомнения не вызывает. Дай Бог каждому из нас такую способность к раскаянию".
Вот это правильно. Чего зря на человека наговаривать?
Помню в n-надцатом году один поп никонианский жаловался - повадилась к нему каждое утро барышня ходить в грехах каяться. И что характерно, всё одно и тоже, да одно и тоже: "Согрешила блудом, батюшка. Прости меня грешницу".
Говорит искренность покаяния тоже сомнений не вызывала. Только через месяц не вытерпел - послал он грешницу. Говорит: "Ты уж определись, как-то или каешься (и тогда пореже как-то с грехом-то надо), или меня информировать приходишь (а тогда и ходить нечего)".
А Иван Васильевич - по всему видать христианин был. Собор, вот, по примеру византийских императоров созвал (те тоже, что ни император, то христианин высшего разбора, даже особый иерархический спецстатус имели).
Так что зря Алексей Юрьевич на монарха наговаривает. Ну грешен маленько. А кто не грешен? Но по делам видно - христианин первостатейный!
Царь Давыд, к слову, вообще образцово каялся, что не мешало ему быть июдеем (занеже тогда христианства ещё не было), так может царь Иван июдей был? Кается-то уж больно хорошо.
Вы, Ирина, не припомните кто из тех кто за Христом пошёл так цветисто и многоречиво каялся, а потом снова за своё принимался?
От папы римского Александра 6-го Борджиа тоже осталось много писанины. Поскольку Александр 6-й является эталоном развратника, убийцы и извращенца на папском престоле (чудовище, одним словом), то его писания подверглись скрупулезному анализу историков и богословов. Ни малейшей погрешности не было найдено. Эти писания строго каноничны и полны христианского смирения.
Сергiй_Аветянъ пишет: "Вы, Ирина, не припомните кто из тех кто за Христом пошёл так цветисто и многоречиво каялся, а потом снова за своё принимался?"
Алексей_Рябцевъ пишет: "От папы римского Александра 6-го Борджиа тоже осталось много писанины. Поскольку Александр 6-й является эталоном развратника, убийцы и извращенца на папском престоле (чудовище, одним словом), то его писания подверглись скрупулезному анализу историков и богословов. Ни малейшей погрешности не было найдено. Эти писания строго каноничны и полны христианского смирения".
Во-первых, называть "писаниной" сочинения Ивана Грозного - это я Вам скажу... Можно сказать, оскорбили мои эстетические чувства. Это почище радио шансон и Надежды Кадышевой. Я в истории русской литературы до Пушкина и классиков XIX в. знаю только две вершины: Грозного и Аввакума. Именно вершины одинокие, потому что на фоне тогдашнего литературного творчества они словно айсберги возвышаются - рядом никто близко не стоит. Две книги взяв в руки я не могу отложить - Грозного и Аввакума. Какой живой язык, сколько искренности, какие могучие характеры - сравнить ни с кем нельзя. Это не писанина - это потрясающие литературные шедевры.
Что касается смирения и "цветистого покаяния". А вы его читали, Грозного? Не был он смиренником в отвратительном современном смысле слова "смирение", оно же "послушание", которое "паче поста и молитвы". О, вот где был не смиренник! Зато он не был лицемером и фарисеем. Прочтите хотя бы письмо инокам Кирилло-Белозерского монастыря. Это ли не христианин пишет? Настоящий христианин, который понимает, что сам он не святой, но прекрасно отличает святых от святош. Посмотрите хотя бы на примере этого письма, как он относится к иночеству подлинному, вспомните, что он постриг принял перед смертью - с таким отношением это не дань обычаю была, я уверена. А "цветисто каяться" публично он не имел обыкновения, все его духовные тексты написаны под псевдонимом Парфений Уродивый, и это тоже для меня показатель его искренности.
Ну и, наконец, насчет "потом снова за своё принимался". Оно, конечно, здорово, когда христиане, крестившись, так сразу и поднимаются по лестнице - все выше и выше - и прямо в небо. Но поскольку сама я не такая замечательная, то мне понятны и те, кто падает, и падает, и снова падает, пытаясь все же подниматься, а если и на это сил нет, то хоть оплакать свое падение в состоянии. И жалости к таким людям не стыжусь, а иногда и просто симпатии глубокой. Грозного мне очень и очень жаль при всей его чудовищности. И тут меня никто не разубедит.
Ирина! Ну, нельзя же так... Я не называл творения Ивана Грозного "писаниной". Я назвал так документы Александра 6-го. А если бы я их хорошо назвал, то вы бы сказали, что тем самым я уравнял высоколитературные произведения с латынской бездарностью? И, тем самым, опять унизил Ивана Грозного?
Видимо, мы с Вами по-разному определяем те границы, перейдя которые человек перестает быть христианином.
Есть у Вас и исторические неточности.
"...А "цветисто каяться" публично он не имел обыкновения..." Еще как имел! Вспомните, как он вместе с опричниками (все одетые монахами) устраивал покаянные моления в Александровой слободе.
"...вспомните, что он постриг принял перед смертью - с таким отношением это не дань обычаю была, я уверена..." Иван Грозный умер скоропостижно. Играл в шахматы, потерял сознание и умер. Основное предположение (после всех вскрытий гроба, исследований и т.д.) - инфаркт.
Последний сын у него родился от 6-й жены (по другому счету - от 8-й). Своего сына Ивана он два раза насильно разводил с женами. Вот такая христианская семейная жизнь.
Убил он своего сына или нет - Бог весть... Косвенным подтверждением свидетельствам современников является то, что череп царевича Ивана оказался сильно разрушенным.
Страна после его смерти оказалась разоренной. А поскольку Иван Грозный (в соавторстве с отцом и дедом) истребил всех своих родственников, на разорение наложился династический кризис. Результат - Смутное время.
Если все эти результаты (и садистская жестокость заодно) искупаются несомненным литературным талантом, тогда - да, всё нормально...
Только непонятно, причем здесь Христианство? Хотя... А вдруг (если бы он не был христианином) он бы в 10 раз больше убил? Всё может быть...
А теперь по порядку, хорошо? Вспомним какое было время, какое было давление со стороны иезуитов - посланников Рима, перепуганных все укрепляющей Османской Империи. Читаем у серьезного историка Бориса Кутузова: .. “Викарий всего севера”, папский легат Антонио Поссевино, приехав в Москву, вручил царю Ивану Грозному богато украшенную книгу о Флорентийской унии, тем самым давая понять, что “все беды России легко исправимы, если русские не погнушаются принять унию, целуя туфлю с ноги папы”. Легат без обиняков пообещал Грозному Царьградский престол, если он признает главенство римского папы: “Если ты соединишься верою с папою и всеми государями, то при содействии их не только будешь на своей прародительской отчине, в Киеве, но и сделаешься императором Царьграда и всего Востока”. На этот лукавый соблазн Византийским престолом Иван Грозный отвечал: “Что же до Восточной империи, то Господня есть земля; кому захочет Бог, тому и отдаст ее. С меня довольно и своего государства, других и бо`льших государств во всем свете не желаю”. Вот истинная государственная мудрость и твердость, достойные истинного царя! Как же далек от этой мудрости оказался царь Алексей..." .. "К войне с турками подстрекали, подталкивали и великого князя Василия III, и Ивана Грозного, но они были достаточно умными политиками и на эту провокацию не поддались – начать войну с гигантским Османским султанатом, раскинувшимся почти на полмира, было бы просто политическим безумием." п.с. При законном Русским Царем Иваном IV Русь приросла Сибирью и Забайкальем, тем самым увеличив свои территории в десятки(!) раз. Искренне надеюсь, что вы своими помыслами, духом и сердцем с нашей несчастной Россией Искренне надеюсь, что