Главная » 2011 » Ноябрь » 8 » Алексей Рябцев. Кельтское свидетельство о дне Пасхи. Ответ епископу Григорию (Лурье)
19:27
Алексей Рябцев. Кельтское свидетельство о дне Пасхи. Ответ епископу Григорию (Лурье)
Уважаемый Председатель Архиерейского совещания РПАЦ епископ Петроградский и Гдовский Григорий (Лурье) утверждает: "В известных средневековых трактатах о вычислении даты христианской Пасхи нет следов понимания даты еврейской Пасхи как семидневного периода".

Он пишет: "Это предположение мне кажется странным по ряду причин. Несмотря на то, что подлинный текст постановления Никейского Собора до нас не дошел, мы располагаем различными трактатами о правилах пасхальных вычислений и даже материалами одного большого пасхального спора, основанного на разных пониманиях этого постановления. Я имею в виду спор о кельтской пасхалии в VII веке, который вели представлявшие Папу Римского англосаксонские церковные деятели против Церкви Ирландии, державшейся некоего старого обряда. Ни в этом споре, ни в каких-либо из известных средневековых трактатов о вычислении даты христианской Пасхи нет никаких следов понимания даты еврейской Пасхи как семидневного периода, а не одного конкретного дня - 14 нисана.

Невозможно предположить, чтобы "семидневное" понимание даты еврейской Пасхи, если оно было бы принято Собором, не нашло бы совсем никакого отражения в церковном Предании. А для христиан именно церковное Предание, а не какие-либо календарные расчеты или исторические выкладки сами по себе, является нормативным".

Я уже неоднократно сталкивался с тем, что мои оппоненты уверенно утверждают, с опорой на исторические источники, нечто прямо противоположное тому, что в этих источниках написано. Отвечать на все подобные высказывания никаких сил не хватит, но "пройти молчанием" данное выступление невозможно, поскольку епископ Григорий является доктором философских наук и специалистом в области патрологии.

История споров о кельтской пасхалии изложена, как известно, в "Церковной истории народа англов" Беды Достопочтенного.
Собственно вся эта "История…" является пропагандистским трактатом, обосновывающим римско-католическую традицию празднования Пасхи (в противовес местным кельтским традициям).

Эта та самая латинская традиция, которая и привела в свое время к григорианской календарной реформе. Коротко говоря, она основывается на том, что христианское пасхальное воскресенье должно непременно попадать на ветхозаветную пасхальную седмицу. Спор о кельтской пасхалии (по Беде Достопочтенному) заключался в том, как эту седмицу считать: с четырнадцатого числа лунного месяца по двадцатое или с пятнадцатого по двадцать первое.

То, что ветхозаветная Пасха празднуется семь дней, является просто общим местом всех рассуждений в трактате Беды.

В главе 21-й книги 5-й "Церковной истории народа англов" написано (привожу сразу на латинском, английском и русском языках):

"…Tres sunt ergo regulae sacris inditae litteris, quibus paschae celebrandi tempus nobis praefinitum, nulla prorsus humana licet auctoritate mutari; e quibus duae in lege Mosi diuinitus statutae, tertia in euangelio per effectum dominicae passionis et resurrectionis adiuncta est. Praecepit enim lex, ut pascha primo mense anni et tertia eiusdem mensis septimana, id est a XVa die usque ad XXIam, fieri deberet; additum est per institutionem apostolicam ex euangelio, ut in ipsa tertia septimana diem dominicam expectare, atque in ea temporis paschalis initium tenere debeamus…

…There are three rules in the Sacred Writings, on account of which it is not lawful for any human authority to change the time of keeping Easter, which has been prescribed to us; two whereof are divinely established in the law of Moses; the third is added in the Gospel by means of the passion and resurrection of our Lord. For the law enjoined, that the Passover should be kept in the first month of the year, and the third week of that month, that is, from the fifteenth day to the one-and-twentieth. It is added, by apostolic institution, in the Gospel, that we are to wait for our Lord's day in that third week, and to keep the beginning of the Paschal time on the same…
…Вот три правила исчисления Пасхи, завещанные нам Святым Писанием, с которым не может спорить никакое человеческое разумение; два из них содержатся в законе Моисея, а третье добавлено благовествованием после страстей и воскрешения Господа. Закон гласит, что Пасха должна отмечаться в первый месяц года, в третью его неделю, то есть с пятнадцатого по двадцать первый день месяца. Апостольское правило из Евангелия добавляет, что в эту третью неделю мы должны дожидаться Господня дня и с него начинать празднование Пасхи…

***

…"VII," inquit, "diebus azyma comedetis." Quibus item uerbis tota tertia septimana eiusdem primi mensis decernitur sollemnis esse debere…

…therefore it is said, 'Seven days shall ye eat unleavened bread.' By which words all the third week of the same month is decreed to be kept solemn…

…Сказано:"Семь дней ешьте пресный хлеб; эти слова прямо указывают, что следует праздновать всю третью неделю первого месяца…

***

…Sin autem, ut diligentius explorata scripturae ueritas docet, a uespera diei XIIIIae usque ad uesperam XXIae computauerimus, uidebimus profecto, quod ita dies XIIIIa uesperam suam in festi paschalis initium prorogat, ut non amplius tota sacra sollemnitas, quam VII tantummodo noctes cum totidem diebus conprehendat; unde uera esse probatur nostra definitio, qua tempus paschale primo mense anni et tertia eius ebdomada celebrandum esse diximus. Ueraciter enim tertia agitur ebdomada, quod a uespera XIIIIae diei incipit, et in uespera XXIae conpletur…

…But if, as by diligent study of Scriptures appears to be the truth, we reckon from the evening of the fourteenth day to the evening of the one-and-twentieth, we shall certainly find, that the same fourteenth day gives its evening for the beginning of the Paschal feast; so that the sacred solemnity contains no more than only seven nights and as many days. By which our definition is proved to be true, wherein we said, that the Paschal time is to be celebrated in the first month of the year, and the third week of the same. For it is really the third week, because it begins on the evening of the fourteenth day, and ends on the evening of the one-and-twentieth…

…более внимательное изучение истины Писания доказывает, что хотя в промежутке между вечером четырнадцатого и вечером двадцать первого вечер четырнадцатого дня отмечен началом пасхальной трапезы, весь праздник занимает лишь семь ночей и такое же количество дней. Поэтому мы определяем, что время Пасхи отмечается в первый месяц года, в третью неделю, и это именно третья неделя, поскольку она начинается вечером четырнадцатого дня и заканчивается вечером двадцать первого…

***

…‘Idemque poenam erroris sui in semet ipsos recipientcs, cum in XXIIa die mensis paschae diem statuunt dominicum, legitimos utique terminos paschae aperta transgressione uiolant, utpote qui ab illius diei uespera pascha incipiunt, in qua hoc lex consummari et perfici debere decreuit, illam in pascha diem adsignent primam, cuius in lege mentio nulla usquam repperitur, id est quartae primam septimanae…

…And the same persons, taking upon themselves the penalty of their error, when they place the Lord's day of Easter on the twenty-second day of the month, openly transgress and exceed the legal term of Easter, as beginning the Easter on the evening of that day in which the law appointed it to be finished and completed; and appoint that to be the first day of Easter, whereof no mention is anywhere found in the Law, viz. the first of the fourth week…

…Эти люди в самих себе получают возмездие за свое заблуждение, относя день Пасхи на двадцать второй день луны и нарушая тем самым его законные пределы, поскольку начинают Пасху вечером того дня, когда по установлению закона она должна быть закончена и завершена; также и первый день Пасхи они относят ко дню, о котором ничего не говорится в законе, а именно к первому дню четвертой недели…".

В этих словах "нет никаких следов понимания даты еврейской Пасхи как семидневного периода"?!

Комментарий епископа Григория: "Я не оговорился, что речь идет о времени ЗАПРЕТА дня (всегда одного) иудейской Пасхи для выбора дня христианской Пасхи. Кельтов Беда и Ко. обвиняли именно в том, что они празднуют 14 нисана. Таким образом, англосаксы в споре против кельтов все равно понимали никейский запрет совпадения христианской Пасхи с иудейской как относящийся к одному дню – 14 нисана. Что касается более расплывчатой терминологии, смешивающей праздники Пасхи и Опресноков (она восходит к гл. 12 кн. Исход), то она употребляется разными авторами, включая Беду, постольку, поскольку не возникает опасности отнести запрет Никейского Собора ко всей седмице".
 
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1107 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 3
1 Сергiй_Аветянъ  
0
Да кто ж сомневается, что г-н Лурье не оговорился? Конечно не оговорился. Это сознательная неправда.

Точно такая же, как позволял себе его коллега и единоневерец А. Муравьёв. biggrin

Врали бы уж посолиднее. Или расчёт именно на то, что бесконечно ловить их на лжи людям надоест и многократно повторенная ложь будет провозглашена правдой?

2 Алексей_Рябцевъ  
0
Сергий! Ты уж больно суров. Когда специалисты по гуманитарным дисциплинам высказываются (как мне объяснили знающие люди), не надо подходить к их словам с требованиями точности. Это в технических дисциплинах требуется, а у гуманитариев свои законы. Слова епископа Григория Лурье: "нет следов понимания даты еврейской Пасхи как семидневного периода" - надо было понимать в самых широких пределах. От действительно "никаких следов" до "на каждой странице написано".
Поймать гуманитариев на противоречии невозможно, потому что для них наличие противоположных утверждений в одном тексте - норма.
Ну, и что я привязался к человеку с этим Бедой Достопочтенным? Он, может, его давным-давно читал. А, может, и не читал вовсе. А читал "про него" у других гуманитариев. Которые тоже не читали, а списали откуда-нибудь. При таком "испорченном телефоне" всё возможно.

3 Сергiй_Аветянъ  
0
Ну... может ты, Алексей Юрьевич, и прав.

Вдруг у них, у всех, как у премного уважаемого мной Д.Урушева вера символическая, да Пасха абстрактная. Очень даже может быть. Главное - это единство рядов и проистекающие отсюда приятности и регалии :).

Да в целом - милые люди. Пусть себе живут и не верят как им хочется. Мир им.

Мы свой долг по отношению к ним выполнили, а дальше каждый по своей вере пусть живёт.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]