Старообрядчество продолжает существовать как самобытная, устойчивая к изменениям русская культура, сохранившая народные и православные традиции не только на «материнской» территории – в России, но и в странах зарубежья, куда они мигрировали в разные исторические периоды после раскола в русской православной церкви в 60–е годы ХVII в.
Весной и летом 2010 г. дальневосточными учёными было совершено два исследования среди старообрядцев Аляски и Орегона с целью изучения степени сохранности традиционной русской культуры в иноэтничном окружении у локальной группы русского этноса – старообрядцев.
В США первые небольшие группы старообрядцев появились в конце ХIХ в. из Царства Польского. Большинство из них быстро ассимилировалась, некоторые воссоединились с Русской православной церковью за границей. Значительные по численности группы старообрядцев прибыли в штат Нью–Джерси США в 60–е гг. ХХ в. В последующие годы они расселились в других штатах. Самые крупные из них находятся в штатах Орегон и Аляска. Здесь поселились старообрядцы–беспоповцы часовенного согласия. Они представляют локальные группы староверов, получившие в зависимости от места выхода неофициальные названия «турчане», «синьцзянцы», «харбинцы». Их единая религиозная принадлежность позволила быстро сблизиться и наладить брачные контакты.
Каждая из этих групп сформировалась после раскола в русской православной церкви в разные исторические периоды на азиатском континенте. «Турчане» – потомки русских казаков– «некрасовцев», ушедшие с Кубани в пределы турецких владений в начале ХVIII в. вначале в Добруджу, затем в Азиатскую Турцию. «Синьцзянцы» – в прошлом старообрядцы–«кержаки» и «поляки», пришедшие на северо–запад Китая с российского Алтая в 1930–е годы. «Харбинцы» – русские старообрядцы, эмигрировавшие в Маньчжурию также в 1930–е годы из южной части Дальнего Востока. И «синьцзянцы», и «харбинцы» – крестьяне, спасавшиеся от коллективизации.
Группы староверов попали в США в 1960–е–1970–е годы. По религиозному составу преобладают старообрядцы–беспоповцы. Общины старообрядцев–поповцев, составляющие четверть всего старообрядческого сообщества, возникли уже на американском континенте в 1980––е гг. из числа беспоповцев. На процессы образования семей и семейную жизнь современных русских старообрядцев в Америке влияние оказывают религиозные воззрения, хотя процессы адаптации к местным условиям и образу жизни, местному англоязычному населению, общие преобразования и технический прогресс в течение полувекового пребывания на американском континенте в определенной степени повлияли на утрату жестких религиозный позиций, но не изменили установки на демографическое поведение и семейные ценности. Такая ситуация бытует у старообрядцев–беспоповцев и у старообрядцев–поповцев.
Возникновение поповщины повлекло распад брачных союзов, так как один из супругов не пожелал переходить в поповские общины. В этом плане консервативней оказались женщины, не захотевшие перейти в поповство. Для них религиозные воззрения оказались важнее супружества и одиночества с несколькими детьми на руках. Разъединялись не только супружеские пары, но и многие родительские семьи, где братья и сестры до сих пор не общаются друг с другом.
Ушли в прошлое традиции вступления в брак по выбору родителей. Сейчас молодые ищут себе брачного партнера, но они должны точно нать – нет ли между ними менее 8 степеней кровного и духовного (институт крёстных) родства, иначе придется разводиться. И если в 1960–е – начале 1970–х гг., т.е. в период первых лет жизни в США разных групп староверов–беспоповцев, не было проблем с поиском брачных партнеров, то к настоящему времени они появились.
Во–первых, породнились многие фамильные кланы «турчан», «синьцзянцев» и «харбинцев». При значительной многодетности в каждой семейной паре, один клан разрастается до двухсот и более человек. Во–вторых, возникла проблема вступления в брак поповцев с беспоповцами. Для вступления в брак беспоповки (с учетом отсутствия кровного и духовного родства) требуется не только согласие родителей с обеих сторон, но и согласие наставника и священника. Если такой брак будет заключен, беспоповка всегда уйдет в общину мужа, т.е. примет священство. В такой ситуации молодежь в поисках брачных партнеров ездит на праздники в старообрядческие общины ряда стран Южной Америки, Австралии, Новой Зеландии, реже – в Россию.
Часть старообрядок вступает в брак с американцами. Если последние переходят в старообрядчество, брак, обычно, стабильный. Но чаще такие семейные союзы со временем распадаются.
Случаев вступления в брак мужчин–старообрядцев с американками практически нет. По свидетельству староверов, они знают, что русская жена будет варить, парить, убирать, стирать, т.е. традиционное деление труда на мужской и женский, принятое в крестьянской среде российских русских, потомками которых они являются, продолжает сохраняться. А американки, по их мнению, слишком уж вольные, стремятся к равноправию и считают, что муж должен готовить, варить, убирать, мыть туалет, выполнять прочую домашнюю работу.
Часть молодых людей, сделав 2–3 попытки вступить в брак и выявив, пусть и отдаленную, но родню, вступает в гражданские отношения с американками или эмигрантками–мексиканками, что не приветствуется ни родителями, ни общиной. В настоящее время увеличился возраст вступления в брак: у девушек с 14–15 лет до 16–22 лет, у юноши с 17–18 до 28 лет.
Всё большее число девушек стремятся получить среднее, а иногда и профессиональное образование, тогда как их матери, вступали в брак, едва закончив 6–7 классов и занимались только домашним хозяйством.
Уменьшилась рождаемость. Сейчас не рожают, как в прошлом, 10–15 детей, самое большее – 5 детей. И хотя религия против вмешательства в процесс уменьшения рождаемости, современные старообрядки тайно широко используют контрацепцию, систему подсчёта благоприятных и неблагоприятных для зачатия дней.
Абортов нет. Внебрачная рождаемость имеет место, но в редких случаях.
Растет число разводов. По религиозным канонам, если жена оставила мужа, ему разрешается вступить в брак вторично. Разведенной женщине на законных основаниях, т.е. через оформление повторного брака в молельне (или церкви), не разрешается завести семью. Муж ей дан пожизненно. Даже если муж осужден за сексуальные развратные действия и отбывает длительный тюремный срок, жена должна его ждать. Во многих житейских ситуациях, связанных с распадом семьи, которые рассматриваются руководителями общины, мужчина всегда имеет определенные послабления, женщина – практически никогда. Поэтому многие современные старообрядки, не желающие мириться с такой ситуацией, повторно вступают в гражданский брак, что также осуждается общиной.
Ю.В.Аргудяева
|