Главная » 2009 » Сентябрь » 28 » Бочарников Р. Вечера на хуторах, или что осталось от жизни казаков-старообрядцев на Дону
21:04
Бочарников Р. Вечера на хуторах, или что осталось от жизни казаков-старообрядцев на Дону

В дельте Дона старообрядцы населяли как минимум два казачьих хутора – с археологическими названиями Курган и Городище, которые территориально входили в Елисаветовский юрт Ростовского округа Всевеликого Войска Донского, где основным промыслом в то время была ловля и заготовка рыбы.

Сейчас это хутора с теми же названиями, но уже Азовского района Ростовской области. Хутор Городище, кстати, действительно облюбован археологами, здесь постоянно проходят раскопки пластов античных времён.

Молиться местные казаки ходили в церковь, что была построена в Кургане, а хоронить своих собратьев везли в Городище. И кладбище и церковь, со следами воздействия эпохи сохранились до наших дней.

По рассказам прихожан Покровского собора Ростова-на-Дону кирпичный старообрядческий храм в Кургане был возведён в 1902 году. По другим данным - даже ранее.

 
 
Как видно на  фотографии 50-х годов(?), любезно предоставленной одной из прихожанок ростовской общины – храм имел колокольню и центральный купол над его молельной частью. К тому же, существовали и боковые входы с двух сторон, с приделами, очевидно, возведёнными значительно позже основной кирпичной постройки, т.к. состоят они (как мог убедиться автор при внешнем осмотре) из советских шлакоблоков предположительно послевоенного периода.
 
 
 
На фотографиях, сделанных автором летом 2009-го видно, в каком состоянии здание бывшей церкви пребывает ныне.
 
 

По рассказам старожилов, храм был закрыт в 1960-е годы,  во времена хрущёвских гонений на церковь. После закрытия храм приспособили под амбар, а когда в станице Елизаветинской с окрестными хуторами организовали «Рыбколхоз им. Ленина», в здании церкви разместился сельский клуб. В заведении вели «агитационно-просветительскую» деятельность, показывали кино и проводили концерты, о чём свидетельствуют следы тканевой обивки на стенах и потолке, а также транспаранты и плакаты, до сих пор висящие по стенам. После заката деятельности клуба, церковь снова приспособили под склад.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В реестре объектов истории и культуры Министерства Культуры РФ развалины церкви числятся поставленными на гос. охрану (реш. №301 от 18.11.1992). Однако, при ближайшем рассмотрении объекта, никаких следов консервации здания замечено не было.
 
 
 
У одного из прихожан ростовского собора сохранился артефакт: фрагмент глазурованного изразца, использовавшегося в декоре иконостаса храма.
 
 

Как упоминалось выше, в соседнем хуторе Городище находится кладбище с сохранившимися старообрядческими могилами.

 
 
 
 

Ныне старообрядцев в этих хуторах практически нет. Лишь немногие из оставшихся ещё посещают богослужения в Покровском соборе Ростова-на-Дону…

В дополнение к теме предлагаются любопытные статистические выдержки из книги В. Богачёва «Очерки географии Всевеликаго Войска Донского», 1919 года издания. Сохранена терминология и пунктуация автора.

«Донские старообрядцы (…) по преимуществу казаки: из крестьян их мало. Общее число старообрядцев 160,000 обоего пола; из них казаков: имеющих священников 113,600 человек и беспоповцев, т.е. не имеющих священников, около 37,300, что составляет 1/10 часть всего казачества.

Старообрядцы на Дону собрались в большом числе около 1670 года. Они ещё больше умножились в начале царствования Петра Великого. Здесь никаким стеснениям они не подвергались и потому нередки были переходы в старообрядчество многих влиятельных лиц (старшин и атаманов). Только в конце XVIII столетия такие стеснения начались, а при имп. Александре I были закрыты их церкви на целые сто лет.

По своим душевным качествам старообрядцы-казаки заслуживают всяческого уважения. Они очень честны, домовиты, скромны в жизни, набожны, верны присяге. Семьи их дружны и крепки, младшие почтительны к старшим. В полковой службе они оказываются образцовыми казаками, умными, и держатся с великим достоинством. Гораздо ниже нравственность у посвятивших себя торговле. Обыкновенно, они оказываются склонными к ростовщичеству.

Старообрядчество более распространено во II Донском округе, где живёт свыше 70,000 казаков-раскольников, а в Усть-Медведицком около 30,000; большое число старообрядцев из средних и низовых станиц, выселилось в дальние, частью задонские хутора».

Сбор информации и фото:

Роман Бочарников, Ростов н/Д – Курганы – Городище, лето 2009.

Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1789 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]