Главная » 2015 » Январь » 14 » Чтобы знания о предках не имели пределов. Пример удачной находки и инструкция для тех, кто хочет все знать о своих прадедах...
15:38
Чтобы знания о предках не имели пределов. Пример удачной находки и инструкция для тех, кто хочет все знать о своих прадедах...

Общества староверов горнозаводского Урала неукоснительно по всем канонам древлеправославной веры, бережно хранили древние рукописи и старопечатные книги, старинные иконы, записи «о плотском родстве» - родословии. А лично вы храните?

Родовое древо – наше наследие

Древо рода и в особенности его корни с древних времен были важны на Руси, а у старообрядцев родословие имело еще и важнейший прикладной характер и несло в себе две важнейшие функции.

Первое – и основное – человек должен был знать свои «корни»; передача навыков мастерства «родового дела», теперь это называется «наследственностью» или «генами». Нельзя научить быть хорошим изографом; рудознатцем, учителем, врачом. Это от Бога и от рода.

Второе – «запрещается брачиться в родстве от общего родителя до восьмого колена».

В сегодняшних условиях родословное древо для молодого поколения старообрядцев – это еще и духовное, историческое и культурное наследие предков, основа для возрождения и развития древлеправославных общин и приходских школ. При составлении родословного древа перерабатывается большое количество архивных данных, исторических событий, личных записей, рассказов и повествований. Происходит погружение в атмосферу быта, культуры, взаимоотношений в обществе, в которых жили и работали предки-староверы. Работа над родословием дает возможность не просто собирать и перечислять сухие ис-орические даты, а понимать те или иные поступки своих предков в конкретном историческом контексте. Для примера приведу одно историческое исследование, проведенное моим прямым родственником Сергеем Трофимовым при моем участии, которое открыло интересные факты наших предков – доказательство доверительных связей староверов со знаменитым родом заводчиков Урала – Демидовыми. Вот что он пишет…

 

Находки в архиве

«Под впечатлением от недавнего разговора с уральским старообрядцем и моим родственником Сергеем Борисовичем Пановым задался я целью исследовать происхождение невьянских старообрядцев Лабыриных, наших с ним общих предков-староверов по женским линиям. И вот неожиданно для себя обнаружил, что супруга кучеосыпщика Василия Спиридоновича Лабырина, моего предка в девятом поколении, была из рода Прянишниковых.

Что скрывать, открытие это меня обрадовало! Последние несколько месяцев именно с Прянишниковыми было связано несколько интересных архивных на-ходок. Материал, казалось, сам шел в руки.

Вообще, фамилия эта для Невьянска весьма примечательна. Достаточно сказать, что уже в 1732 году по имени одного из ее носителей называлась целая улица в старом Невьянском заводе. Так и писалось – «улица Петра Прянишникова», позднее ставшая улицей Ерлышенка, а ныне это улица Красноармейская.

В 1772 году среди сгоревших во время печально знаменитого пожара торговых лавок, построенных «коштом обывателей», числились лавки, принадлежавшие, в том числе, Петру и Ивану Прянишниковым.

По всему выходило, семья была видная: торговые люди. Однако, как ни ломал я голову, найти Прянишниковых в переписных книгах Невьянского завода никак не удавалось. По опыту знал, «скрываются» они под каким-то другим прозванием. Но как искать? Иван да Петр – имена заурядные, поди их сыщи!

«Разного чина люди»

И вот она, моя первая удача: в крестоприводной книге 1762 года среди жителей Невьянска, присягавших новому императору Петру Третьему, обнаружились «разного чина люди» Дорофей и Степан Прянишниковы, а также некий Антон Прянишников. Сочетание в семье таких редких имен – подарок любому исследователю, подобный кончику путеводной нити. Достаточно потянуть и запутанный клубок генеалогии рода раскрутится самостоятельно! Как и следовало ожидать, нужная семья нашлась быстро.

В переписной книге третьей ревизии в числе государственных мастеровых Невьянского завода был отмечен умерший в 1757 году Василий Гаврилов, сын Алексеевых, с сыновьями: 46-летним молотовым учеником Дорофеем и 43-летним кучеосыпщиком Антоном, а у Антона – 19 летний сын Степан, тоже кучеосыпщик. Но самое интересное – у Василия Гавриловича оказался родной брат Петр, рудный возчик, которому на момент третьей ревизии было 66 лет.

 

На свободу – «з женою и детьми»

Во время переписи, проводившейся в Невьянске в 1721 году, рудный возчик Василий Алексеев рассказал переписчикам о своем происхождении. Отец его был крестьянином «Романовского уезду, Горотского стану, деревни Рубковы» и принадлежал «вотчиному помещику» Дмитрию Суморокову. Помещик отпустил Василия на свободу «з женою и з детми», подписав ему отпускное письмо, в котором в частности говорилось: «Мне, Дмитрию, и жене, и детем моим, и сродником до него, крестьянина, дела нет – где он хочет, тут и живет».

Василий захотел жить в Невьянске, где охотно принимали пришлых старообрядцев. Он пришел на завод в 1716 или 1717 году с семьей и привел за собой двух младших братьев, Петра и Никиту. Должно быть, уже в то время Василий Гаврилович активно занимался мелкой торговлей и имел кое-какой капитал, благодаря которому выкупил свое семейство у помещика. Говорящее прозвание «Прянишников» в какой-то мере приоткрывает источник семейных доходов.

В Невьянске Алексеев тесно сошелся с сыном заводчика Акинфием Демидовым и в дальнейшем представлял его интересы. Об этом свидетельствует тот факт, что уже с 1725 года Василий Гаврилович проживал с семьей в Екатеринбурге во дворе Акинфия Никитича Демидова, занимаясь мыльным промыслом и торговлей. Здесь, уже с прозванием «Прянишников», застает его перепись старообрядцев, проводившаяся в 1735 году. В его семье, кроме жены Матрены Васильевны, отмечены сыновья: Дорофей – 16 лет, Антон – 13 лет, Матвей – 10 лет и дочери: 15-летняя Катерина и восьмилетняя Настасья. Вскоре семья вновь перебирается в Невьянск, где Василий Гаврилович около 1737-1738 года выдает замуж старшую дочь за Василия Спиридоновича Лабырина, сына невьянского расходчика – по современным понятиям, главного бухгалтера».

Так соединились два крепких старообрядческих рода, а я узнал, что среди моих предков были жители раннего Екатеринбурга, связанные с родом Демидовых.

Общение, документы и не только…

Люди думающие, желающие сохранить память о своих предках, спросят: как и с чего начинать составления родословного древа?

Прежде всего, нужно пообщаться с ближайшими родственниками, зафиксировать все, что удастся узнать – географические названия, имена-фамилии, даты. При этом нужно помнить, что важно не расширять родословие по горизонтали, а углублять его по вертикали.

Когда уже собраны какие-то детали, факты, названия, впору начать изучать исторический контекст того или иного периода жизни предков.

После того, как и эта работа сделана – а занять она может несколько месяцев и даже лет, необходимо получить допуск и начать работать в Государственном архиве Свердловской области (для жителей других регионов – в своих государственных архивах), в музеях, как в центральных, так и провинциальных. Кстати, зачастую в провинциальных музеях информации можно почерпнуть более чем достаточно.

В областном, краевом или республиканском архиве начать работу непосредственно с каталога описей, в описях – с «ревизских сказок» и Церковных книг записей гражданского состояния, рождения и смерти, с переписей староверов хозяевами заводов в период до 1861 года. В ГАСО, например, есть отдельный фонд о староверах горнозаводского Урала. Возможно, в архивах других регионов что-то подобное тоже существует.

Конечно, крайне желательно принимать активное участие в работе ближайшего историко-родословного общества по месту жительства. Это однозначно облегчит как техническую, так и методическую часть исследований.

И вот вы уже собрали значительный объем информации вашего родословного древа. Чтобы все систематизировать, необходимо освоить компьютер или поручить это детям, внукам, знающим людям, которые освоили современные информационные технологии. А вот дальнейшее пополнение данных о своих предках поистине не имеет пределов! Все в этом деле зависит от вас…

 

Подготовил Сергий ПАНОВ

Опубликовано: «Община», № 4 (41), июль, 2014

Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1821 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 1
1 Евгений_Иванов  
0
Очень хорошая статья. Еще неплохо восстановить свидетельства о рождении и смерти всех своих предков. Для этого надо обратиться в архив ЗАГСА по месту жительства, прапрадедов восстановить реально. Берут где-то по 200 рублей за документ. А когда будете знать откуда родом и какая фамилия поискать а адрес-календарях http://www.fgurgia.ru/start.d....0FF0479 А если кто-то служил в армии или на флоте, то имеет смысл запросить не областной, а профильный архив. 

Ну и маленькое предупреждение. за 200 лет все так могло перемениться. Староверы становились галахическими евреями, итальянцы - русскими. Перед тем, как пойти в архив, прочтите http://lib.ru/INOFANT/LAWKRAFT/krysy.txt "Познание умножает скорбь". 

А Сергею Панову - хвала и честь и низкий поклон.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]