Главная » 2015 » Апрель » 20 » Д.Степанов. Саратовские старообрядцы и политика в революционный 1917 год
15:28
Д.Степанов. Саратовские старообрядцы и политика в революционный 1917 год

Февральская и Октябрьская революция 1917 года дала мощный толчок демократизации общественно-политической жизни в России. Особенно это проявилось у Саратовских старообрядцев. Реформы в области аграрной, орфографической и других, стимулировали политическую активность старообрядцев на местах и вообще в  Российской Империи. Попытки создания христианских политических партий в Саратове до настоящего времени мало изучены в научной литературе.

«Предъ лицомъ грядущихъ испытаний старообрядцы забыли религиозную рознь любовь къ страдающей родине объединила ихъ на защиту ея интересовъ».[1] С таким призывом вышла первая политическая газета: «Голос старообрядческого Поволжья» в городе Саратове.  На страницах издания редакторы В.З. Яксанов и С.И.Быстров, а также другие авторы высказывают мнения о политике, старообрядчестве в контексте событий двух революций, о кандидатах на Учредительное Собрание и множество других событиях.

Вообще в Поволжье,  весть о свержении царя верующие встретили с «надеждой» и «радостью».[2] Это и стало толчком к созданию множества союзов, братств, партий и так далее в среде верующих. Например: Союз демократического духовенства и мирян; Пастырско-приходской союз духовенства и мирян г. Саратова[3] и партии старообрядцев.    

Предысторию создания партии относят к весне 1917 года, когда всеобъемлюще было решено, что старообрядцы не будут создавать партийные учреждения, надеясь на победу кадетов на городских выборах, которых старообрядцы поддерживали.[4] Однако события революционного 1917 года продвигались стремительно и быстро, что требовало быстрой реакции со стороны староверов. Уже весной 1917 года была высказана саратовскими старообрядцами мысль о создании политико-экономическом объединении.

7 июня того же года после общего собрания старообрядцев-христиан всех согласий, в нем приняло участие около 1000 христиан. Был избран общестарообрядческий Комитет. В него вошли представители всех известных в Саратове согласий: Поморцы, Федосеевцы, Спасовцы, Часовенные, Белокриницкие, Беглопоповцы.[5]

В августе 1917 года по инициативе Комитета, проходит съезд на тему создания партийного органа в Саратове и регионе (Русско-Демократической партии христиан-старообрядцев всех согласий – далее РДПХС)

Усиленная работа Русской Демократической партии христиан-старообрядцев начинается с 29 августа 1917 года, когда проходил общегубернский съезд старообрядцев всех согласий в городе Саратове.[6] Председателем был избран Абрам Ильич Панкратов – беглопоповец.[7] Итог съезда гласит: «…объединено выступить старообрядчеству всех согласий на выборах в Учредительное Собрание».[8] Так же съезд утвердил:  распространение среди общин Саратовского Поволжья газеты «Голос старообрядческого Поволжья»,[9] организовать выездные лекции на тему политической ситуации в стране,  рассказывать о политической программе староверов, обращений и информаций о кандидатах в Учредительное Собрание.[10] Помимо газеты[11], распространялись листовки с призывами более активной работы во вновь созданной партии.  В Саратове было открыта подписка на содержание комитета: уже в первый месяц было собрано 4000 рублей из заявленных 12 000 рублей сметы. На съезде выступили докладчики: Быстров С.И.: «О возвращении церковного имущества старообрядцам»; Орлов А.Г.: «Выборы в Учредительное Собрание»; Панкратов А.И.: «О кооперативах и Обществе взаимного кредита»; Яксанов В.З.: «О народном образовании».  Резолюция по выступающим была утверждена следующим образом: По докладам Быстрова, Орлова, Панкратова: Войти в доверие к Временному правительству в вопросе возврата имущества; На выборы в Учредительное собрание идти самостоятельно: организацию выборной Компании поручить Саратовскому общестарообрядческому Комитету. Открыть повсюду старообрядческие потребительские лавки и прочие кооперативы. По докладу Василия Захаровича Яксанова была постановлена самая большая резолюция: «1. Во всехъ местностяхъ съ старообрядческимъ населениемъ открывать начальныя общестарообрядческия школы. Учредить при саратовскомъ Комитете комиссию по народному образованию, на обязанности которой возложить составление сети старообрядческихъ школъ въ губернии; 

2. Поручить саратовскому Комитету открыть въ Саратове среднее учебное заведение для детей старообрядцевъ;

3.  Обратиться от имени съезда во все более крупныя общины съ предложениемъ открывать на местах старообрядческия профессиональныя школы;

4. Поручить саратовскому комитету организовать въ ближайшее время въ Саратове двухнедельные подготовительные курсы инструкторовъ старообрядцевъ для работы на местахъ».[12]  

На съезде было постановлено, чтобы Комитет собирался раз в неделю для решения тех или иных вопросов, а так же  постановления его исполнялись сразу без промедления.[13] Также возглавил Комитета партии Панкратов Абрам Ильич.

Были организованы три комиссии: архивная, финансовая, ревизионная.  Комиссии организованы по постановлению съезда.  Комитет послал саратовских христиан: Панкратова, Орлова и Яксанова с лекциями в Вольский и Хвалынские уезды Саратовской губернии. Темы были разнообразные: от истории политических партий до возникновения старообрядческих партий.[14] 

8 и 10 сентября 1917 года одним из членов Комитета партии Орловым А.Г. прочитаны лекции на тему: «политические партии в России» и «о переживаемом политическом моменте».

22 октября 1917 года в Саратове, благодаря работе Комитета партии были созваны курсы для старообрядческих инструкторов. На курсах присутствовало 30 человек от разных согласий всей губернии. Лекции на темы: программа всех партий, программа партии христиан, земельный вопрос и другие  читали лекторы: поморцы - В.З. Яксанов, В.А. Краснов и белокриницкие -  А.Г. Орлов, С.И. Быстров. [15] Лекторы и авторы статей в «Голосе» резко осуждали деятельность социалистов, как тех, которые отрицали религию, которые готовы пойти на насильственный переворот ради своих идей, обсуждали программы других партий.

Остановимся более подробно на программе Русско-Демократической партии христиан старообрядцев всех согласий:

• Форма правления – демократическая;  

• Акцент на Русский народ, Русскую культуру, русскую историю и русский быт.

• Акцент на Православие (старообрядчество), все законы и все документы должны не противоречить учению Христа и Евангелию.

• Акцент на объединение всех старообрядческих согласий в одно целое для противодействию социализму, анархизму.

• Должна быть открыта сеть школ, воспитание должно вестись на религиозно-нравственных началах, учителя должны избираться старообрядцами;

• Народная власть через выбранных представителей с верховным представителем христианского вероисповедания (на примере древнего Новгорода, Киева, Смоленска).

• На момент Учредительного Собрания, партия христиан-старообрядцев признает единственной законной властью в стране – Временное правительство.

• Все народы Российской Империи должны существовать на основе широкого местного самоуправления при сохранении целостности и единства Российской Империи.

• Продолжение войны с Германией до победного конца. Считают победу Германии над Россией и сепаратный мир гибельным для страны. Так же требовать от врага контрибуции на восстановление хозяйства страны.

• Уравнение всех вероисповеданий в государстве. Ни одна вера не должна быть господствующей и быть более привилегированной, чем другие.  

• Предоставить всю обрабатываемую землю трудящемуся населению. В основу увеличения земельной площади малоземельного, безземельного и иного вида крестьянского населения, обрабатывающего землю личным трудом, должен быть положен принцип «достаточного хозяйственного обеспечения». С этой целью учреждается «государственный земельный фонд», образуемый от отчуждения государственных, удельных, бывших кабинетских и монастырских земель крупных владельцев (кроме крестьян и крестьянских обществ приобретавших землю при посредстве крестьянского банка при условии если размеры участков не превышают норму «достаточного обеспечения»).

• Все церковное имущество старообрядцев, отобранное господствующей церковью и правительством за разные годы,  должно быть возвращено.  

• Коалиционная власть. Власть, избранная от народа. Выступает за республику. Во главе демократической республики должен стоять лицо христианского вероисповедания.[16] 

В последнем выпуске № 10, «Голос» отчитался за проделанную работу и о расходах. На этом работа Комитета остановилась и журнала, так как настала пора революции и смены правящего режима, а также начального этапа Гражданской войны. Война не позволила партии  христиан развернуться и достичь большего успеха, к сожалению это постигло все партии в России к 1918 году. Нужно отметить, что РДПХС это часть общего политического явления, так как самостоятельные списки на выборы кандидатов в Учредительное собрание выставили не только Саратовские христиане. Их инициативу поддержали христиане из Алтайской, Калужской, Пермской, Самарской, Рязанской, Томской и области Войска Донского.[17] К сожалению, российское общество в те времена не могла доверять «демократам» правление государством. Их отмежевание от крупных партий не дало результата, крупная и массовая пропаганда дала минимальную отдачу. А все-таки главной причиной поражения компании 1917 года на выборах в Учредительное Собрание – это акцент на  стремление подчеркнуть свою приверженность идеалам христианства, готовность лишь на их основе реформировать общество.

 


[1] От редакции /В.З.Яксанов / Голос старообрядческого Поволжья. – 1917. – № 1. – С. 1

[2] Бабкин, М. А. Иерархи Русской православной церкви и свержение монархии в России (весна 1917 г.) / М. А. Бабкин // Отечественная история. – 2005. – № 3. – С. 110–112

[3] Пономарев М. П. Политическая культура православного духовенства России в 1917–1930-е гг.: центр и провинция, Волгоград, 2010г., С. 55

[4] Редькина О. Ю. Старообрядцы Нижней Волги в 1917 г. / О. Ю. Редькина // Русская православная церковь и межконфессиональные отношения в Нижнем Поволжье : сб. ст. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2003. – С. 40

[5] Саратовский старообрядческий комитет/ С. Быстров / Голос старообрядческого Поволжья. – 1917. – № 4. – С.2

[6] Голос старообрядческого Поволжья…С.1

[7] Наши кандидаты в Учредительное Собрание /«Голос Старообрядческого Поволжья» №6, С.4

[8] Витязь  Что делать? / Голос старообрядческого Поволжья. – 1917. – № 9. – С. 2

[9] Выпускался раз в неделю, в количестве 3000 экземпляров ( Саратовский старообрядческий комитет/ С. Быстров / Голос старообрядческого Поволжья. – 1917. – № 4. – С.5).

[10] Отъ Саратовского губернского старообрядческого комитета/ Голос старообрядческого Поволжья. – 1917. – № 1. – С. 3

[11] Первый выпуск вышел 24 сентября 1917 года. Тираж около 3000 экземпляров. 300 тысяч экземпляров воззваний и плакатов,10 тысяч программ РДПХС, бюллетеней.

[12]Общегубернский съездъ старообрядцевъ всехъ согласий /Другъ / Голос старообрядческого Поволжья. – 1917. – № 1. – С. 7

[13] Отъ Саратовского губернского… № 4, С.3

[14] Саратовский старообрядческий съезд/С. Быстров / Голос старообрядческого Поволжья. – 1917. – № 4. – С. 5

[15] Хроника /«Голос Старообрядческого Поволжья» №6, С.8

 

[16] «Голос Старообрядческого Поволжья» №1, с. 2-7; №9 с. 5-8.

[17] Редькина О. Ю.: Старообрядцы Нижней Волги в 1917 г. / О. Ю. Редькина // Русская православная церковь и межконфессиональные отношения в Нижнем Поволжье : сб. ст. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2003. – С. 45.

 

Приложение№1:

Список членов Комитета Русской Демократической партии христиан-старообрядцев

  • От белокриницких: И.Е. Усачевъ, А.Г. Орловъ, П.Я.Гурьевъ, С.И.Быстровъ, И.А. Малышевъ, В.А. Новиковъ, И.Г. Сокулинъ, И.М. Осиповъ, А.Д. Мурашкинъ, Ф.А. Кругликовъ,  С.А.Птахинъ.
  • От поморцев: В.И. Галанинъ, В.З.Яксановъ, Г.В. Шаталинъ, Ф.К. Минеевъ, С.К. Андреевъ, И.М. Бобровъ, М.А. Ляховъ, В.Е. Костринъ, В.А. Красновъ.
  • От небрачных: Г.М. Любимовъ, Н.Л. Мордвинкинъ, П.А. Кузнецовъ.
  • От часовенных: И.Н. Худобинъ, Н.А. Подклетновъ, А.А. Рыбаковъ, А.Е. Лобановъ.
  • От спасовцев: И.А. Егоровъ, И.А. Потехинъ, К.Е. Ступинъ, С.С. Астафьевъ
  • От приемлющих священство греко-русской церкви А.И. Панкратовъ, Е.Т. Абрамовъ, М.Ф. Львовъ, П.Л. Гришинъ. 

 

Приложение №2

РУССКО – ДЕМОКРАТИЧКСКАЯ ПАРТИЯ ХРИСТИАН-СТАРООБРЯДЦЕВ ВСЕХ СОГЛАСИЙ

СПИСОК №4 НАШИ КАНДИДАТЫ В УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОТ ВСЕЙ САРАТОВСКОЙ ГУБЕРНИИ.

  1. Ануфриевъ Николай Петровичъ – приватъ-доцентъ Московского Университета по кафедре Государственного права.
  2. Орловъ Авраамъ Гавриловичъ  - присяжный поверенный.
  3. Давыдовъ Максимъ Петровичъ – литераторъ, студентъ Университета имъ. Шанявского, крестьянинъ деревни Даниловки Петровского уезда.
  4. Коноваловъ Андрей Афанасьевичъ – старообрядческий начетчикъ.
  5. Панкратовъ Абрамъ Ильичъ –членъ правления Второго Общества Взаимного кредита Председатель Саратовского губернского старообрядческого Комитета.
  6. Худошинъ Терентий Акимовичъ – старообрядческий начетчикъ.
  7. Быстровъ Самсонъ Ивановичъ – литераторъ, редакторъ журнала «Голосъ Старообрядческого Поволжья».
  8. Зенинъ Никифоръ Дмитриевичъ – литераторъ, редакторъ журнала «Старообрядческой Мысли».
  9. Яксановъ Василий Захаровичъ – редакторъ журнала «Голосъ Старообрядческого Поволжья» и «Щитъ Веры». Председатель Правления Саратовского общестарообрядческого кооператива.
  10. Усачевъ Исидоръ Евдокимовичъ – председатель Горинской общины и попечитель Горинской богадельни; бывший гласный Саратовского земства отъ крестьянъ.
  11. Красновъ Владимиръ Афиногеновичъ – земский служащий. Бухгалтеръ старообрядческого кооператива.
  12. Львовъ Моисей Федоровичъ – Архитекторъ – художникъ. Членъ правления союза архитектурно-строительныхъ рабочихъ.
  13. Кондратьевъ Фролъ Петровичъ – литераторъ, начетчикъ. Членъ духовной комиссии.

Приложение №3

Подписка на содержание Комитета:

В.З.Яксанов- 300; И.В. Усачев – 500; Н.Л. Мордвинкин – 200; С.С. Астафьев – 500; В.А. Краснов – 25; С.И. Быстров – 20.

Итого – 1545 рублей.[1]

В Саратове было открыта подписка на содержание комитета: уже в первый месяц было собрано 4000 рублей из заявленных 12 000 рублей сметы: В.З.Яксанов  - 300; И.В.Усачев – 500; Н.Л.Мордвинкин – 200; С.С.Астафьев – 500; В.А.Краснов – 25; С.И. Быстров – 20; М.И. Чендылов – 20; А.Е. Лобанов – 20; Х.Н. Ретюнин – 50; П.Л. Гришин – 20; В.И. Галанин – 400; В.Е. Кострин – 200; М.А. Ляхов – 500; Ф.А.Егоров – 100; А.И. Панкратов – 25; Н.А. Подклетнов – 200; И.М. Калашников – 500; В.А. Кудасов -50;  Ф.К. Минеев – 50; А.Я. Федотов – 5; Х.Е.Чуев – 10; Ф.И. Иванов – 100; Е.Т. Абрамов – 25; А.С. Сгибов – 50; А.Г. Орлов – 100; А.Ф. Львов – 25;

Итог: 3995 рублей.[2]

И.С. Ефремова – 50; Терсинского общества чрез Кузнецова – 10; Г.Н.Андреев – 25; А.И. Меркульев – 500; И.А.Егоров – 300; Ф.А. Туманов – 10.

Итог: 895 рублей.[3]  

И.Н. Подклетнов – 25; А.С. Рыбаков – 250; Г.М. Безруков – 10; Г.С. Макаров – 25; Ф.А. Кругликов – 5

Итого 315 рублей.[4]

Г.П. Кондратьев – 5; П.И. Чернышев – 5; М.О. Полуэктов – 20; Ф.М. Полуэктов - 25; Кузнецкого общества – 100; В.И.Хохлов -3, 50 коп; Ключевской общины – 10, 50 коп; М.И. Суриков – 10. Итого 179 рублей.[5]

Г.А. Громов- 100. Итого 100 рублей.[6]

От пяшинской старообрядческой общины -100. Итого: 30 рублей.[7]

 

Приложение №4

Фамилии участников курсов для старообрядческих инструкторов. Курсы проходили с 22 октября 1917 года:

Голос старообрядческого Поволжья, 1917г.,  № 10, С. 8

  • От Поморского согласия:
  1. Асосков Архип Панфилович (из Новоузенска Самарской губернии, поморского согласия)
  2. Воротилов Григорий Ильич (из села Суворова Кам. уезда, поморского согласия)
  3. Головин Иван Павлович (из села Самодуровка Хвалынского уезда, поморского согласия)
  4. Дунченкин Спиридон Петрович (из села Самодуровка Хвалынского уезда, поморского согласия)
  5. Ермолаев Василий Васильевич (из села Балтай Вольского уезда, поморского согласия)
  6. Краснов Григорий Козмич (из села Самодуровка Хвалынского уезда, поморского согласия)
  7. Кусмарцев Афанасий Иванович (из села Суворова Кам. уезда, поморского согласия)
  8. Поликарпов Иван Иванович (из села Самодуровка Хвалынского уезда, поморского согласия)
  9. Сластухин Матвей Тимофеевич (из села Борнуковки Вольского уезда, поморского согласия)
  10. Трясоголовов Федот Егорович (из деревни Еленовки поморского согласия)
  • Белокриницкая иерархия:
  1. Акимов Федор Пимонович (из села Полухина Балашовского уезда, Белокриницкая иерархия)
  2. Гуляев Иван Иванович (из села Поим Пензенской губернии, Белокриницкая иерархия)
  3. Дудин Илья Антипыч (из села Голяевки Сердобского уезда, Белокриницкая иерархия)
  4. Дупляков Кирей Емельянович (из деревни Сюверни Сердобского уезда, Белокриницкая иерархия)
  5. Елисеев Павел Александрович (из Вольска Саратовской губернии, Белокриницкая иерархия)
  6. Марков Иван Яковлевич (из села Пяши Сердобского уезда, Белокриницкая иерархия)
  7. Прозоров Ак. Леонтьевич (из деревни Сюверни Сердобского уезда, Белокриницкая иерархия)
  8. Тимохин Иван Никифорович (из села Вязовки Вольского уезда, Белокриницкая иерархия)
  • Спасова согласия:
  1. Белов Михаил Павлович (из деревни Александровки Вольского уезда, спасова согласия)
  2. Хохлов Филипп Панкратович (из села Копен Аткарского уезда, спасова согласия)
  • Приемлющие священство от греко-российской церкви:
  1. Глухов Даниил Кононович (из деревни Ершовки Вольского уезда, приемлющий священство от греко-российской церкви)
  2. Горшенин Никифор Николаевич (из села Терсы Вольского уезда, приемлющий священство от греко-российской церкви)
  • От федосеевцев:
    1. Гордеев Прокопий Емельянович (из села Булаковки, поморского согласия безбрачник)

 

Приложение№5

Наши кандидаты в Учредительное Собрание

/«Голос Старообрядческого Поволжья»

№8, С.2-3. 

Василий Захарович Яксанов, житель города Саратова. С 19 летнего возраста принимает участие в старообрядческих делах. Именно в этом возрасте был секретарем первого, бывшего в Москве, всероссийского собора христиан поморцев. Получив в 1909 году звание народного учителя, работал в качестве такового в воскресной школе Общества купцов и мещан, а затем в 3-ей городской.

В то же время состоял учителем-заведующим в Саратовском общестарообрядческом училище. В.З. был одни из первых основателей и организаторов этого училища. Потом преобразованного по его инициативе в двухклассное. Кроме преподавания общеобразовательных предметов в училище В.З. преподавал старообрядческое вероучение. Организовал библиотеку при училище и поморское братство.

В.З. Яксановым составлен учебник по Закону Божию для детей старообрядцев (вышло издание) и ряд других учебников проч. изданий.

В 1911 году В.З.Яксанов был в числе организаторов всероссийского съезда по народному образованию, состоявшегося  в Двинске; на этом съезде выступал с несколькими докладами и, между прочим, с докладом на тему «Старообрядчество и Просвещение» (напечатан - распродан). В.З. Яксановым, по постановлению съезда, были редактированы и изданы труды съезда.

В 1912 году основал в Саратове ежемесячный поморский журнал «Щит Веры» и старообрядческое книгоиздательство, которым выпущено до 50 разных названий книг в нескольких десятках тысяч экземпляров. Несмотря на тяжелое материальное состояние и малое число сотрудников, а также все притеснения со стороны власти, вел этот журнал до последнего времени и только война и революция отвлекли его на время от продолжения этого журнала.

В 1913 году прокурорская власть по доносу инспектора по делам печати, привлекла В.З. Яксанова за ряд смелых статей в «Щит Веры» к уголовному преследованию. Угрожала ссылка на поселение.  «Следствие» суда домогалось выдать всех, кто писал статьи, но В.З. отказался этого сделать и всю вину принял на себя. Процесс тянулся почти три года, в Саратове в Петрограде, в Сенате и потом в Тамбове. Там и здесь выступал защитником присяжный поверенный А.Г. Орлов (наш кандидат в Учредительное Собрание №2). Наконец присяжные вынесли оправдательный приговор.

В 1914 году с наступлением войны издавал ежедневную газету «Вести дня», прикрытую на № 29.

В 1915 году с приездом в Саратов беженцев старообрядцев принял деятельное участие в их судьбе. Был учредителем старообрядческого комитета о беженцах и председателем его. Выделил старообрядцев в особое общежитие (д. Бендера) и старался создать для них лучшие условия.  Городским Комитетом был избран попечителем двух больших общежитий беженцев (до 1200 ч) С  появлением среди беженцев повальной болезни В.З. находясь среди них, заразился этой болезнью, проболел около 3 месяцев, и перенес эту болезнь в свою семью; вынес операцию после этой болезни. В 1917 году по инициативе В.З. Яксанова образовался в Саратове Кооператив, вначале одних поморцев, а потом старообрядцев всех согласий. В.З. Яксанов состоит председателем правления этого кооператива.

Принимал участие в организации саратовского Общестарообрядческого Комитета и съезда 29 августа с.г. а также в образовании «Русско-Демократической (народной) партии христиан-старообрядцев всех согласий». Один из основателей и редакторов журнала «Голос Старообрядческого Поволжья». Согласия поморского. От роду имеет 30 лет.

         

Наши кандидаты в Учредительное Собрание

/«Голос Старообрядческого Поволжья»

№5, С.4-5. 

Давыдов Максим Петрович, бывший народный учитель, журналист, студент Университета Шанявского, член совета союза поморских христиан и общестарообрядческого политического комитета в Москве. Редактор «Вестника союза поморских христиан».

М.П. Давыдов происходит из крестьян деревни Даниловки Петровского уезда Саратовской губернии[8]. В деревне он жил до 17 лет, но стремление к просвещению увлекло его в город, и до войны М.П. жил постоянно в Саратове[9].

Приехав в Саратов без всяких средств к жизни М.П. поступил простым рабочим в одну из крупных типографий и в то же время деятельно занялся самообразованием.

Посещая различные культурно-просветительные кружки, М.П. скоро и сам стал принимать в них деятельное участие. Множество книг, прочитанных еще в деревне, а потом в городе, дали ему возможность выступить с докладами, рефератами.

Особенно привлекала М.П. история России и других государств. Все, что можно было прочесть в Саратове по истории, М.П. прочел и в то же время сошелся с передовою группою местных народных учителей, которые до последнего времени оказывали ему поддержку в культурно – просветительных работах.

В 1912 году М.П. Давыдов получил ценз народного учителя, поступил в Саратовскую Старообрядческую школы и одновременно начал сотрудничать в старообрядческом журнале «Щит Веры». Его талантливые обзоры церковно-общественной и политической жизни привлекали даже не старообрядцев. Защите старообрядчества от нападок миссионеров М.П. оказал большую услугу. Миссионеры подняли травлю на «Щит Веры» и за одну резкую статью М.П. Давыдова журнал был конфискован, а редактор привлечен был к ответственности.

Вскоре М.П. стал сотрудничать в других старообрядческих и нестарообрядческих журналах. Основная мысль его писания – обличение тех, кто  причиняет родине страдания, как неумелым правлением, так  и своекорыстными  задачами этого правления.

В общественных старообрядческих делах М.П. Давыдов принял также деятельное участие. Обладая организаторскими способностями М.П.  много помог организации и развитию деятельности старообрядчества, но сознавая, что для ответственного общественного служения необходимо высшие знания  он уехал в Москву снова учиться, поступив там слушателем в Университет им. Шанявского.

Своим усердными занятиями и оригинальными пониманием истории и философии истории М.П. обратил внимание лучших профессоров, которые дали лучший отзыв о его научных работах.

В последнее время  М.П. Давыдов был приглашен Саратовским Губернским земством в качестве лектора в селах и деревнях Саратовской губернии свои лекциями построенными на разумном понимании свободы и революции М.П. располагал к себе слушателей и способствовал удержанию крестьян от скороспелых решений. М.П. большой знаток земельного вопроса, по которому им также прочитан ряд лекций и одна из них во время Саратовского Общегубернского съезда старообрядцев всех согласий 28 августа 1917 года.

   Принадлежит М.П. Давыдов к поморскому согласию. От роду имеет 29 лет.           

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бабкин, М. А. Иерархи Русской православной церкви и свержение монархии в России (весна 1917 г.) / М. А. Бабкин // Отечественная история. – 2005. – № 3. – С. 109–124.
  2. Пономарев, М. П. Политическая культура православного духовенства России в 1917–1930-е гг.: центр и провинция : дис. канд. ист. наук : 24.00.01 / М. П. Пономарев. – Волгоград, 2010. – 236 с
  3. Редькина, О. Ю. Старообрядцы Нижней Волги в 1917 г. / О. Ю. Редькина // Русская православная церковь и межконфессиональные отношения в Нижнем Поволжье: сб. ст. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2003. – С. 38–47.
  4. Голос старообрядческого Поволжья. – 1917. – № 1.

 


[1] Список лиц/ Голос старообрядческого Поволжья. – 1917. – № 1. – С. 3

[2] Отъ Саратовского губернского… С.4

[3] Список лиц/ Голос старообрядческого Поволжья. – 1917. – № 3. – С. 8

[4] Список лиц/ Голос старообрядческого Поволжья. – 1917. – № 4. – С. 8

[5] Список лиц/ Голос старообрядческого Поволжья. – 1917. – № 8. – С. 8

[6] Список лиц/ Голос старообрядческого Поволжья. – 1917. – № 9. – С. 8

[7] Список лиц/ Голос старообрядческого Поволжья. – 1917. – № 10. – С. 9

[8] Родился Максим Петрович примерно в 1888 году.

[9] В Саратове примерно с 1905 года.

 

Д.Степанов (Саратов)

Статья предоставлена автором

Категория: Новости Самстара | Просмотров: 2265 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]