Февральская и Октябрьская революция 1917 года дала мощный толчок демократизации общественно-политической жизни в России. Особенно это проявилось у Саратовских старообрядцев. Реформы в области аграрной, орфографической и других, стимулировали политическую активность старообрядцев на местах и вообще в Российской Империи. Попытки создания христианских политических партий в Саратове до настоящего времени мало изучены в научной литературе.
«Предъ лицомъ грядущихъ испытаний старообрядцы забыли религиозную рознь любовь къ страдающей родине объединила ихъ на защиту ея интересовъ».[1] С таким призывом вышла первая политическая газета: «Голос старообрядческого Поволжья» в городе Саратове. На страницах издания редакторы В.З. Яксанов и С.И.Быстров, а также другие авторы высказывают мнения о политике, старообрядчестве в контексте событий двух революций, о кандидатах на Учредительное Собрание и множество других событиях.
Вообще в Поволжье, весть о свержении царя верующие встретили с «надеждой» и «радостью».[2] Это и стало толчком к созданию множества союзов, братств, партий и так далее в среде верующих. Например: Союз демократического духовенства и мирян; Пастырско-приходской союз духовенства и мирян г. Саратова[3] и партии старообрядцев.
Предысторию создания партии относят к весне 1917 года, когда всеобъемлюще было решено, что старообрядцы не будут создавать партийные учреждения, надеясь на победу кадетов на городских выборах, которых старообрядцы поддерживали.[4] Однако события революционного 1917 года продвигались стремительно и быстро, что требовало быстрой реакции со стороны староверов. Уже весной 1917 года была высказана саратовскими старообрядцами мысль о создании политико-экономическом объединении.
7 июня того же года после общего собрания старообрядцев-христиан всех согласий, в нем приняло участие около 1000 христиан. Был избран общестарообрядческий Комитет. В него вошли представители всех известных в Саратове согласий: Поморцы, Федосеевцы, Спасовцы, Часовенные, Белокриницкие, Беглопоповцы.[5]
В августе 1917 года по инициативе Комитета, проходит съезд на тему создания партийного органа в Саратове и регионе (Русско-Демократической партии христиан-старообрядцев всех согласий – далее РДПХС)
Усиленная работа Русской Демократической партии христиан-старообрядцев начинается с 29 августа 1917 года, когда проходил общегубернский съезд старообрядцев всех согласий в городе Саратове.[6] Председателем был избран Абрам Ильич Панкратов – беглопоповец.[7] Итог съезда гласит: «…объединено выступить старообрядчеству всех согласий на выборах в Учредительное Собрание».[8] Так же съезд утвердил: распространение среди общин Саратовского Поволжья газеты «Голос старообрядческого Поволжья»,[9] организовать выездные лекции на тему политической ситуации в стране, рассказывать о политической программе староверов, обращений и информаций о кандидатах в Учредительное Собрание.[10] Помимо газеты[11], распространялись листовки с призывами более активной работы во вновь созданной партии. В Саратове было открыта подписка на содержание комитета: уже в первый месяц было собрано 4000 рублей из заявленных 12 000 рублей сметы. На съезде выступили докладчики: Быстров С.И.: «О возвращении церковного имущества старообрядцам»; Орлов А.Г.: «Выборы в Учредительное Собрание»; Панкратов А.И.: «О кооперативах и Обществе взаимного кредита»; Яксанов В.З.: «О народном образовании». Резолюция по выступающим была утверждена следующим образом: По докладам Быстрова, Орлова, Панкратова: Войти в доверие к Временному правительству в вопросе возврата имущества; На выборы в Учредительное собрание идти самостоятельно: организацию выборной Компании поручить Саратовскому общестарообрядческому Комитету. Открыть повсюду старообрядческие потребительские лавки и прочие кооперативы. По докладу Василия Захаровича Яксанова была постановлена самая большая резолюция: «1. Во всехъ местностяхъ съ старообрядческимъ населениемъ открывать начальныя общестарообрядческия школы. Учредить при саратовскомъ Комитете комиссию по народному образованию, на обязанности которой возложить составление сети старообрядческихъ школъ въ губернии;
2. Поручить саратовскому Комитету открыть въ Саратове среднее учебное заведение для детей старообрядцевъ;
3. Обратиться от имени съезда во все более крупныя общины съ предложениемъ открывать на местах старообрядческия профессиональныя школы;
4. Поручить саратовскому комитету организовать въ ближайшее время въ Саратове двухнедельные подготовительные курсы инструкторовъ старообрядцевъ для работы на местахъ».[12]
На съезде было постановлено, чтобы Комитет собирался раз в неделю для решения тех или иных вопросов, а так же постановления его исполнялись сразу без промедления.[13] Также возглавил Комитета партии Панкратов Абрам Ильич.
Были организованы три комиссии: архивная, финансовая, ревизионная. Комиссии организованы по постановлению съезда. Комитет послал саратовских христиан: Панкратова, Орлова и Яксанова с лекциями в Вольский и Хвалынские уезды Саратовской губернии. Темы были разнообразные: от истории политических партий до возникновения старообрядческих партий.[14]
8 и 10 сентября 1917 года одним из членов Комитета партии Орловым А.Г. прочитаны лекции на тему: «политические партии в России» и «о переживаемом политическом моменте».
22 октября 1917 года в Саратове, благодаря работе Комитета партии были созваны курсы для старообрядческих инструкторов. На курсах присутствовало 30 человек от разных согласий всей губернии. Лекции на темы: программа всех партий, программа партии христиан, земельный вопрос и другие читали лекторы: поморцы - В.З. Яксанов, В.А. Краснов и белокриницкие - А.Г. Орлов, С.И. Быстров. [15] Лекторы и авторы статей в «Голосе» резко осуждали деятельность социалистов, как тех, которые отрицали религию, которые готовы пойти на насильственный переворот ради своих идей, обсуждали программы других партий.
Остановимся более подробно на программе Русско-Демократической партии христиан старообрядцев всех согласий:
• Форма правления – демократическая;
• Акцент на Русский народ, Русскую культуру, русскую историю и русский быт.
• Акцент на Православие (старообрядчество), все законы и все документы должны не противоречить учению Христа и Евангелию.
• Акцент на объединение всех старообрядческих согласий в одно целое для противодействию социализму, анархизму.
• Должна быть открыта сеть школ, воспитание должно вестись на религиозно-нравственных началах, учителя должны избираться старообрядцами;
• Народная власть через выбранных представителей с верховным представителем христианского вероисповедания (на примере древнего Новгорода, Киева, Смоленска).
• На момент Учредительного Собрания, партия христиан-старообрядцев признает единственной законной властью в стране – Временное правительство.
• Все народы Российской Империи должны существовать на основе широкого местного самоуправления при сохранении целостности и единства Российской Империи.
• Продолжение войны с Германией до победного конца. Считают победу Германии над Россией и сепаратный мир гибельным для страны. Так же требовать от врага контрибуции на восстановление хозяйства страны.
• Уравнение всех вероисповеданий в государстве. Ни одна вера не должна быть господствующей и быть более привилегированной, чем другие.
• Предоставить всю обрабатываемую землю трудящемуся населению. В основу увеличения земельной площади малоземельного, безземельного и иного вида крестьянского населения, обрабатывающего землю личным трудом, должен быть положен принцип «достаточного хозяйственного обеспечения». С этой целью учреждается «государственный земельный фонд», образуемый от отчуждения государственных, удельных, бывших кабинетских и монастырских земель крупных владельцев (кроме крестьян и крестьянских обществ приобретавших землю при посредстве крестьянского банка при условии если размеры участков не превышают норму «достаточного обеспечения»).
• Все церковное имущество старообрядцев, отобранное господствующей церковью и правительством за разные годы, должно быть возвращено.
• Коалиционная власть. Власть, избранная от народа. Выступает за республику. Во главе демократической республики должен стоять лицо христианского вероисповедания.[16]
В последнем выпуске № 10, «Голос» отчитался за проделанную работу и о расходах. На этом работа Комитета остановилась и журнала, так как настала пора революции и смены правящего режима, а также начального этапа Гражданской войны. Война не позволила партии христиан развернуться и достичь большего успеха, к сожалению это постигло все партии в России к 1918 году. Нужно отметить, что РДПХС это часть общего политического явления, так как самостоятельные списки на выборы кандидатов в Учредительное собрание выставили не только Саратовские христиане. Их инициативу поддержали христиане из Алтайской, Калужской, Пермской, Самарской, Рязанской, Томской и области Войска Донского.[17] К сожалению, российское общество в те времена не могла доверять «демократам» правление государством. Их отмежевание от крупных партий не дало результата, крупная и массовая пропаганда дала минимальную отдачу. А все-таки главной причиной поражения компании 1917 года на выборах в Учредительное Собрание – это акцент на стремление подчеркнуть свою приверженность идеалам христианства, готовность лишь на их основе реформировать общество.
[1] От редакции /В.З.Яксанов / Голос старообрядческого Поволжья. – 1917. – № 1. – С. 1
[2] Бабкин, М. А. Иерархи Русской православной церкви и свержение монархии в России (весна 1917 г.) / М. А. Бабкин // Отечественная история. – 2005. – № 3. – С. 110–112
[3] Пономарев М. П. Политическая культура православного духовенства России в 1917–1930-е гг.: центр и провинция, Волгоград, 2010г., С. 55
[4] Редькина О. Ю. Старообрядцы Нижней Волги в 1917 г. / О. Ю. Редькина // Русская православная церковь и межконфессиональные отношения в Нижнем Поволжье : сб. ст. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2003. – С. 40
[5] Саратовский старообрядческий комитет/ С. Быстров / Голос старообрядческого Поволжья. – 1917. – № 4. – С.2
[6] Голос старообрядческого Поволжья…С.1
[7] Наши кандидаты в Учредительное Собрание /«Голос Старообрядческого Поволжья» №6, С.4
[8] Витязь Что делать? / Голос старообрядческого Поволжья. – 1917. – № 9. – С. 2
[9] Выпускался раз в неделю, в количестве 3000 экземпляров ( Саратовский старообрядческий комитет/ С. Быстров / Голос старообрядческого Поволжья. – 1917. – № 4. – С.5).
[10] Отъ Саратовского губернского старообрядческого комитета/ Голос старообрядческого Поволжья. – 1917. – № 1. – С. 3
[11] Первый выпуск вышел 24 сентября 1917 года. Тираж около 3000 экземпляров. 300 тысяч экземпляров воззваний и плакатов,10 тысяч программ РДПХС, бюллетеней.
[12]Общегубернский съездъ старообрядцевъ всехъ согласий /Другъ / Голос старообрядческого Поволжья. – 1917. – № 1. – С. 7
[13] Отъ Саратовского губернского… № 4, С.3
[14] Саратовский старообрядческий съезд/С. Быстров / Голос старообрядческого Поволжья. – 1917. – № 4. – С. 5
[15] Хроника /«Голос Старообрядческого Поволжья» №6, С.8
[16] «Голос Старообрядческого Поволжья» №1, с. 2-7; №9 с. 5-8.
[17] Редькина О. Ю.: Старообрядцы Нижней Волги в 1917 г. / О. Ю. Редькина // Русская православная церковь и межконфессиональные отношения в Нижнем Поволжье : сб. ст. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2003. – С. 45.
Приложение№1:
Список членов Комитета Русской Демократической партии христиан-старообрядцев
- От белокриницких: И.Е. Усачевъ, А.Г. Орловъ, П.Я.Гурьевъ, С.И.Быстровъ, И.А. Малышевъ, В.А. Новиковъ, И.Г. Сокулинъ, И.М. Осиповъ, А.Д. Мурашкинъ, Ф.А. Кругликовъ, С.А.Птахинъ.
- От поморцев: В.И. Галанинъ, В.З.Яксановъ, Г.В. Шаталинъ, Ф.К. Минеевъ, С.К. Андреевъ, И.М. Бобровъ, М.А. Ляховъ, В.Е. Костринъ, В.А. Красновъ.
- От небрачных: Г.М. Любимовъ, Н.Л. Мордвинкинъ, П.А. Кузнецовъ.
- От часовенных: И.Н. Худобинъ, Н.А. Подклетновъ, А.А. Рыбаковъ, А.Е. Лобановъ.
- От спасовцев: И.А. Егоровъ, И.А. Потехинъ, К.Е. Ступинъ, С.С. Астафьевъ
- От приемлющих священство греко-русской церкви А.И. Панкратовъ, Е.Т. Абрамовъ, М.Ф. Львовъ, П.Л. Гришинъ.
Приложение №2
РУССКО – ДЕМОКРАТИЧКСКАЯ ПАРТИЯ ХРИСТИАН-СТАРООБРЯДЦЕВ ВСЕХ СОГЛАСИЙ
СПИСОК №4 НАШИ КАНДИДАТЫ В УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОТ ВСЕЙ САРАТОВСКОЙ ГУБЕРНИИ.
- Ануфриевъ Николай Петровичъ – приватъ-доцентъ Московского Университета по кафедре Государственного права.
- Орловъ Авраамъ Гавриловичъ - присяжный поверенный.
- Давыдовъ Максимъ Петровичъ – литераторъ, студентъ Университета имъ. Шанявского, крестьянинъ деревни Даниловки Петровского уезда.
- Коноваловъ Андрей Афанасьевичъ – старообрядческий начетчикъ.
- Панкратовъ Абрамъ Ильичъ –членъ правления Второго Общества Взаимного кредита Председатель Саратовского губернского старообрядческого Комитета.
- Худошинъ Терентий Акимовичъ – старообрядческий начетчикъ.
- Быстровъ Самсонъ Ивановичъ – литераторъ, редакторъ журнала «Голосъ Старообрядческого Поволжья».
- Зенинъ Никифоръ Дмитриевичъ – литераторъ, редакторъ журнала «Старообрядческой Мысли».
- Яксановъ Василий Захаровичъ – редакторъ журнала «Голосъ Старообрядческого Поволжья» и «Щитъ Веры». Председатель Правления Саратовского общестарообрядческого кооператива.
- Усачевъ Исидоръ Евдокимовичъ – председатель Горинской общины и попечитель Горинской богадельни; бывший гласный Саратовского земства отъ крестьянъ.
- Красновъ Владимиръ Афиногеновичъ – земский служащий. Бухгалтеръ старообрядческого кооператива.
- Львовъ Моисей Федоровичъ – Архитекторъ – художникъ. Членъ правления союза архитектурно-строительныхъ рабочихъ.
- Кондратьевъ Фролъ Петровичъ – литераторъ, начетчикъ. Членъ духовной комиссии.
Приложение №3
Подписка на содержание Комитета:
В.З.Яксанов- 300; И.В. Усачев – 500; Н.Л. Мордвинкин – 200; С.С. Астафьев – 500; В.А. Краснов – 25; С.И. Быстров – 20.
Итого – 1545 рублей.[1]
В Саратове было открыта подписка на содержание комитета: уже в первый месяц было собрано 4000 рублей из заявленных 12 000 рублей сметы: В.З.Яксанов - 300; И.В.Усачев – 500; Н.Л.Мордвинкин – 200; С.С.Астафьев – 500; В.А.Краснов – 25; С.И. Быстров – 20; М.И. Чендылов – 20; А.Е. Лобанов – 20; Х.Н. Ретюнин – 50; П.Л. Гришин – 20; В.И. Галанин – 400; В.Е. Кострин – 200; М.А. Ляхов – 500; Ф.А.Егоров – 100; А.И. Панкратов – 25; Н.А. Подклетнов – 200; И.М. Калашников – 500; В.А. Кудасов -50; Ф.К. Минеев – 50; А.Я. Федотов – 5; Х.Е.Чуев – 10; Ф.И. Иванов – 100; Е.Т. Абрамов – 25; А.С. Сгибов – 50; А.Г. Орлов – 100; А.Ф. Львов – 25;
Итог: 3995 рублей.[2]
И.С. Ефремова – 50; Терсинского общества чрез Кузнецова – 10; Г.Н.Андреев – 25; А.И. Меркульев – 500; И.А.Егоров – 300; Ф.А. Туманов – 10.
Итог: 895 рублей.[3]
И.Н. Подклетнов – 25; А.С. Рыбаков – 250; Г.М. Безруков – 10; Г.С. Макаров – 25; Ф.А. Кругликов – 5
Итого 315 рублей.[4]
Г.П. Кондратьев – 5; П.И. Чернышев – 5; М.О. Полуэктов – 20; Ф.М. Полуэктов - 25; Кузнецкого общества – 100; В.И.Хохлов -3, 50 коп; Ключевской общины – 10, 50 коп; М.И. Суриков – 10. Итого 179 рублей.[5]
Г.А. Громов- 100. Итого 100 рублей.[6]
От пяшинской старообрядческой общины -100. Итого: 30 рублей.[7]
Приложение №4
Фамилии участников курсов для старообрядческих инструкторов. Курсы проходили с 22 октября 1917 года:
Голос старообрядческого Поволжья, 1917г., № 10, С. 8
- Асосков Архип Панфилович (из Новоузенска Самарской губернии, поморского согласия)
- Воротилов Григорий Ильич (из села Суворова Кам. уезда, поморского согласия)
- Головин Иван Павлович (из села Самодуровка Хвалынского уезда, поморского согласия)
- Дунченкин Спиридон Петрович (из села Самодуровка Хвалынского уезда, поморского согласия)
- Ермолаев Василий Васильевич (из села Балтай Вольского уезда, поморского согласия)
- Краснов Григорий Козмич (из села Самодуровка Хвалынского уезда, поморского согласия)
- Кусмарцев Афанасий Иванович (из села Суворова Кам. уезда, поморского согласия)
- Поликарпов Иван Иванович (из села Самодуровка Хвалынского уезда, поморского согласия)
- Сластухин Матвей Тимофеевич (из села Борнуковки Вольского уезда, поморского согласия)
- Трясоголовов Федот Егорович (из деревни Еленовки поморского согласия)
- Акимов Федор Пимонович (из села Полухина Балашовского уезда, Белокриницкая иерархия)
- Гуляев Иван Иванович (из села Поим Пензенской губернии, Белокриницкая иерархия)
- Дудин Илья Антипыч (из села Голяевки Сердобского уезда, Белокриницкая иерархия)
- Дупляков Кирей Емельянович (из деревни Сюверни Сердобского уезда, Белокриницкая иерархия)
- Елисеев Павел Александрович (из Вольска Саратовской губернии, Белокриницкая иерархия)
- Марков Иван Яковлевич (из села Пяши Сердобского уезда, Белокриницкая иерархия)
- Прозоров Ак. Леонтьевич (из деревни Сюверни Сердобского уезда, Белокриницкая иерархия)
- Тимохин Иван Никифорович (из села Вязовки Вольского уезда, Белокриницкая иерархия)
- Белов Михаил Павлович (из деревни Александровки Вольского уезда, спасова согласия)
- Хохлов Филипп Панкратович (из села Копен Аткарского уезда, спасова согласия)
- Приемлющие священство от греко-российской церкви:
- Глухов Даниил Кононович (из деревни Ершовки Вольского уезда, приемлющий священство от греко-российской церкви)
- Горшенин Никифор Николаевич (из села Терсы Вольского уезда, приемлющий священство от греко-российской церкви)
- От федосеевцев:
- Гордеев Прокопий Емельянович (из села Булаковки, поморского согласия безбрачник)
Приложение№5
Наши кандидаты в Учредительное Собрание
/«Голос Старообрядческого Поволжья»
№8, С.2-3.
Василий Захарович Яксанов, житель города Саратова. С 19 летнего возраста принимает участие в старообрядческих делах. Именно в этом возрасте был секретарем первого, бывшего в Москве, всероссийского собора христиан поморцев. Получив в 1909 году звание народного учителя, работал в качестве такового в воскресной школе Общества купцов и мещан, а затем в 3-ей городской.
В то же время состоял учителем-заведующим в Саратовском общестарообрядческом училище. В.З. был одни из первых основателей и организаторов этого училища. Потом преобразованного по его инициативе в двухклассное. Кроме преподавания общеобразовательных предметов в училище В.З. преподавал старообрядческое вероучение. Организовал библиотеку при училище и поморское братство.
В.З. Яксановым составлен учебник по Закону Божию для детей старообрядцев (вышло издание) и ряд других учебников проч. изданий.
В 1911 году В.З.Яксанов был в числе организаторов всероссийского съезда по народному образованию, состоявшегося в Двинске; на этом съезде выступал с несколькими докладами и, между прочим, с докладом на тему «Старообрядчество и Просвещение» (напечатан - распродан). В.З. Яксановым, по постановлению съезда, были редактированы и изданы труды съезда.
В 1912 году основал в Саратове ежемесячный поморский журнал «Щит Веры» и старообрядческое книгоиздательство, которым выпущено до 50 разных названий книг в нескольких десятках тысяч экземпляров. Несмотря на тяжелое материальное состояние и малое число сотрудников, а также все притеснения со стороны власти, вел этот журнал до последнего времени и только война и революция отвлекли его на время от продолжения этого журнала.
В 1913 году прокурорская власть по доносу инспектора по делам печати, привлекла В.З. Яксанова за ряд смелых статей в «Щит Веры» к уголовному преследованию. Угрожала ссылка на поселение. «Следствие» суда домогалось выдать всех, кто писал статьи, но В.З. отказался этого сделать и всю вину принял на себя. Процесс тянулся почти три года, в Саратове в Петрограде, в Сенате и потом в Тамбове. Там и здесь выступал защитником присяжный поверенный А.Г. Орлов (наш кандидат в Учредительное Собрание №2). Наконец присяжные вынесли оправдательный приговор.
В 1914 году с наступлением войны издавал ежедневную газету «Вести дня», прикрытую на № 29.
В 1915 году с приездом в Саратов беженцев старообрядцев принял деятельное участие в их судьбе. Был учредителем старообрядческого комитета о беженцах и председателем его. Выделил старообрядцев в особое общежитие (д. Бендера) и старался создать для них лучшие условия. Городским Комитетом был избран попечителем двух больших общежитий беженцев (до 1200 ч) С появлением среди беженцев повальной болезни В.З. находясь среди них, заразился этой болезнью, проболел около 3 месяцев, и перенес эту болезнь в свою семью; вынес операцию после этой болезни. В 1917 году по инициативе В.З. Яксанова образовался в Саратове Кооператив, вначале одних поморцев, а потом старообрядцев всех согласий. В.З. Яксанов состоит председателем правления этого кооператива.
Принимал участие в организации саратовского Общестарообрядческого Комитета и съезда 29 августа с.г. а также в образовании «Русско-Демократической (народной) партии христиан-старообрядцев всех согласий». Один из основателей и редакторов журнала «Голос Старообрядческого Поволжья». Согласия поморского. От роду имеет 30 лет.
Наши кандидаты в Учредительное Собрание
/«Голос Старообрядческого Поволжья»
№5, С.4-5.
Давыдов Максим Петрович, бывший народный учитель, журналист, студент Университета Шанявского, член совета союза поморских христиан и общестарообрядческого политического комитета в Москве. Редактор «Вестника союза поморских христиан».
М.П. Давыдов происходит из крестьян деревни Даниловки Петровского уезда Саратовской губернии[8]. В деревне он жил до 17 лет, но стремление к просвещению увлекло его в город, и до войны М.П. жил постоянно в Саратове[9].
Приехав в Саратов без всяких средств к жизни М.П. поступил простым рабочим в одну из крупных типографий и в то же время деятельно занялся самообразованием.
Посещая различные культурно-просветительные кружки, М.П. скоро и сам стал принимать в них деятельное участие. Множество книг, прочитанных еще в деревне, а потом в городе, дали ему возможность выступить с докладами, рефератами.
Особенно привлекала М.П. история России и других государств. Все, что можно было прочесть в Саратове по истории, М.П. прочел и в то же время сошелся с передовою группою местных народных учителей, которые до последнего времени оказывали ему поддержку в культурно – просветительных работах.
В 1912 году М.П. Давыдов получил ценз народного учителя, поступил в Саратовскую Старообрядческую школы и одновременно начал сотрудничать в старообрядческом журнале «Щит Веры». Его талантливые обзоры церковно-общественной и политической жизни привлекали даже не старообрядцев. Защите старообрядчества от нападок миссионеров М.П. оказал большую услугу. Миссионеры подняли травлю на «Щит Веры» и за одну резкую статью М.П. Давыдова журнал был конфискован, а редактор привлечен был к ответственности.
Вскоре М.П. стал сотрудничать в других старообрядческих и нестарообрядческих журналах. Основная мысль его писания – обличение тех, кто причиняет родине страдания, как неумелым правлением, так и своекорыстными задачами этого правления.
В общественных старообрядческих делах М.П. Давыдов принял также деятельное участие. Обладая организаторскими способностями М.П. много помог организации и развитию деятельности старообрядчества, но сознавая, что для ответственного общественного служения необходимо высшие знания он уехал в Москву снова учиться, поступив там слушателем в Университет им. Шанявского.
Своим усердными занятиями и оригинальными пониманием истории и философии истории М.П. обратил внимание лучших профессоров, которые дали лучший отзыв о его научных работах.
В последнее время М.П. Давыдов был приглашен Саратовским Губернским земством в качестве лектора в селах и деревнях Саратовской губернии свои лекциями построенными на разумном понимании свободы и революции М.П. располагал к себе слушателей и способствовал удержанию крестьян от скороспелых решений. М.П. большой знаток земельного вопроса, по которому им также прочитан ряд лекций и одна из них во время Саратовского Общегубернского съезда старообрядцев всех согласий 28 августа 1917 года.
Принадлежит М.П. Давыдов к поморскому согласию. От роду имеет 29 лет.
ЛИТЕРАТУРА:
- Бабкин, М. А. Иерархи Русской православной церкви и свержение монархии в России (весна 1917 г.) / М. А. Бабкин // Отечественная история. – 2005. – № 3. – С. 109–124.
- Пономарев, М. П. Политическая культура православного духовенства России в 1917–1930-е гг.: центр и провинция : дис. канд. ист. наук : 24.00.01 / М. П. Пономарев. – Волгоград, 2010. – 236 с
- Редькина, О. Ю. Старообрядцы Нижней Волги в 1917 г. / О. Ю. Редькина // Русская православная церковь и межконфессиональные отношения в Нижнем Поволжье: сб. ст. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2003. – С. 38–47.
- Голос старообрядческого Поволжья. – 1917. – № 1.
[1] Список лиц/ Голос старообрядческого Поволжья. – 1917. – № 1. – С. 3
[2] Отъ Саратовского губернского… С.4
[3] Список лиц/ Голос старообрядческого Поволжья. – 1917. – № 3. – С. 8
[4] Список лиц/ Голос старообрядческого Поволжья. – 1917. – № 4. – С. 8
[5] Список лиц/ Голос старообрядческого Поволжья. – 1917. – № 8. – С. 8
[6] Список лиц/ Голос старообрядческого Поволжья. – 1917. – № 9. – С. 8
[7] Список лиц/ Голос старообрядческого Поволжья. – 1917. – № 10. – С. 9
[8] Родился Максим Петрович примерно в 1888 году.
[9] В Саратове примерно с 1905 года.
Д.Степанов (Саратов)
Статья предоставлена автором
|