Философ В.В. Розанов, в 1917 году ставший свидетелем двух революций, писал: «Русь слиняла в два дня. Самое большее – в три. Даже “Новое Время” нельзя было закрыть так скоро, как закрылась Русь. Поразительно, что она разом рассыпалась вся, до подробностей, до частностей… Не осталось царства, не осталось Церкви, не осталось войска и не осталось рабочего класса. Что же осталось-то? Странным образом – буквально ничего».
В наши дни тоже можно сказать о «многомиллионном» старообрядчестве. Оно слиняло, закрылось и рассыпалось буквально за два месяца – за март и апрель 2020 года. Пережив многовековые преследования властей, революции и войны, старообрядчество в растерянности остановилось перед эпидемией коронавируса.
Сразу оговорюсь, я не хочу никого осуждать. Страх за свою жизнь – важнейший инстинкт. Переживать за себя, за родных и близких естественно. Но это как-то по-звериному, а не по-людски, не по-христиански. Человек создан Богом по Его образу и подобию. Создатель, как сказано в Писании, человека «умалил малым чим от ангел» (Пс. 8,6). Откуда же звериные инстинкты?
Или правы безбожники, утверждающие, что человек не создан Богом, а произошел от обезьяны? Неужели правы те, кто утверждают, что Бога нет, Христос – выдумка, Евангелие – сказка?
Увы, слушая рассуждения некоторых христиан, наблюдая за их поведением, убеждаешься в том, что эти люди всегда были безбожниками и никогда не верили в Бога и не верили Богу. С пустыми сердцами и мертвыми душами они ходили в храмы, соблюдали некоторые условности – постились и молились, принимали внешнее участие в таинствах Церкви. Все это делалось не по вере, а в силу привычки, воспитания или принуждения. И до поры до времени это безверие всеми принималось за благочестие.
Но вот человечество подверглось испытанию коронавирусом. Замечу, это не бубонная чума, не черная оспа и не холера. И что же оказалось? Оказалось, некоторые христиане верят не во Всемогущего Бога, не во Всемилостивого Сына Божьего Исуса Христа и не в Его Евангелие, а в запасы гречки и туалетной бумаги, в медицинские маски и в раствор для дезинфекции. Оказалось, квартира, а еще лучше загородный дом для некоторых христиан предпочтительнее храма Божьего. Они боятся заразиться коронавирусом в церкви и даже утверждают, что можно заразиться через Причастие.
Воскресение (Сошествие во ад). Русский Север. Конец XV века
Получается, люди ходили в храмы, слушали чтение Евангелия и сами дома читали Писание, но ничего не понимали. Они не понимали, что Евангелие – книга надежды, уверенности и силы, рассказ о том, как жизнь победила смерть. Сколько раз со страниц Писания Исус обращается к нам, призывая веровать и не бояться! «Не бойся, малое стадо» (Лк. 12,32). «Не бойся, только веруй» (Лк. 8,50). «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10,28).
Эти слова обращены к нам. Но некоторые не верят им. Оказывается, для некоторых Евангелие всего лишь сказка, сборник древних мифов. Христос для них не Истинный Бог, а мифический герой вроде Геракла или Гильгамеша. Конечно, никто не осмелится признаться в подобных мыслях. Но дела и слова некоторых людей, называющихся христианами, красноречиво свидетельствуют об их безбожии и неверии.
Когда опасность минует, эти люди вернутся в храмы. Снова будут ставить свечи и подавать записки. И никому из них не придет в голову, что в марте-апреле 2020 года они отреклись от Христа и отпали от Него. И на исповеди священники не спросят их: «Почему ты так долго не приходил в церковь?» Все сделают вид, что ничего ужасного не происходило. Не было массового предательства Христа.
Старообрядцы всегда славились тем, что мужественно и непоколебимо отстаивали свою веру. Мы всегда хвастались, что готовы умереть «за единой аз». Но, как показала жизнь, современные люди не готовы со смирением переносить испытания. Собственная шкура оказалась дороже «единого аза», молитв и таинств, храма и Бога. Страх смерти оказывается сильнее страха Божьего.
А что такое смерть? Апостол Павел пишет: «Жизнь для меня – Христос, а смерть – приобретение» (Фил.1,21). Никто не будет жить вечно. Все умрут. К смерти надо быть готовым всегда. И какая разница, умру ли я от старости, от рака, от диабета или от коронавируса?
Статья написана для газеты "Община" |