По-прежнему удивляет своими высказываниями митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), председатель Комиссии по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата. Отвечая 13 мая 2011 года на вопросы корреспондента РИА Новости, митрополит Иларион поведал об обоюдном стремлении Русской Православной Церкви (РПЦ) и Русской Православной Старообрядческой Церкви к сближению: «У нас добрые и конструктивные отношения. Я встречался уже не один раз с митрополитом Корнилием, мы обсуждали возможные пути взаимодействия. Конечно, здесь нужно двигаться поступательно, двигаться не спеша, соблюдая разумную осторожность, чтобы ни в той ни в другой общине не возникло каких-то недоразумений, непониманий, протестов. Но с обеих сторон наблюдается стремление к сближению и преодолению тех печальных разногласий, которые существовали на протяжении нескольких веков».
В интервью митрополит похвально отозвался о старом церковном обряде: «Нет обряда «второго сорта», но старый обряд является столь же легитимным, как и новый обряд. Я бы даже сказал, что старый обряд в некотором смысле является эталоном церковной жизни и церковного мировосприятия, потому что он сохраняет то каноническое сознание, которое лежит в основе и древнерусского церковного пения, и древнерусского иконописного искусства».
Необходимо напомнить, что 12 сентября 2009 года на встрече с учеными, политологами и журналистами, прошедшей в рамках международного дискуссионного клуба «Валдай», Иларион по-другому высказывался о старом церковном обряде: «Раскол существует с XVII века. Он появился по чисто обрядовым причинам, которые сегодня могут показаться просто смешными. Один из основных пунктов спора состоял в том, как креститься: двумя пальцами или тремя. Спорили, как писать имя Иисус: с одним «и» или с двумя, как ходить крестным ходом вокруг храма – по часовой стрелке или против».
Удивительно, как быстро человек переменил свои взгляды! Старые обряды, которые недавно казалось митрополиту «просто смешными», теперь стали «эталоном церковной жизни и церковного мировосприятия». Иларион тонко чувствует – направление ветра изменилось, ныне РПЦ выгодно налаживать «добрые и конструктивные отношения» со старообрядчеством, а не хулить его. Недаром сам никонианский патриарх Кирилл (Гундяев) заявил недавно (23 апреля 2011 года) о важности для РПЦ старого обряда: «В Русской Церкви все это должно быть, и не как явление второго сорта, а точно так же, как и новый обряд. Самое главное, чтобы не было расколов и разделений. Поэтому сегодня нужно хранить единство Церкви».
Похоже, ныне иерархи РПЦ в борьбе за паству готовы разыграть «старообрядческую карту». А мы, староверы, к сожалению, невнимательно относимся к подобным заявлениям о «преодолении печальных разногласий» и «единстве Церкви». Ведь никониане желают добиться этого «единства» за счет поглощения старообрядчества структурами РПЦ. Об этом патриарх Кирилл (тогда еще митрополит Смоленский и Калининградский) весьма определенно говорил на Архиерейском Соборе РПЦ в 2004 году: «Церковный раскол нанес жесточайший удар по национальному самосознанию. Народному телу, которое тогда вполне совпадало с телом церковным, была нанесена рана, губительные последствия которой живут в столетиях. Но даже если старая рана в какой-то момент почти перестает тревожить, она продолжает обессиливать организм, доколе не исцелена. Нельзя признать собирание Русской Церкви завершенным, пока мы не объединимся во взаимном прощении и братском общении во Христе с исконной ветвью русского православия».
О том же заявлял митрополит Иларион, выступая 19 ноября 2010 года на заседании Комиссии по взаимодействию со старообрядчеством: «Мы сейчас должны задумываться не о том, кто был прав и кто был виноват во всей этой трагической истории, а о том, как исцелить раны, нанесенные за время существования раскола. Раскол – это всегда рана на теле Церкви. И до тех пор, пока он не будет уврачеван, эта рана остается незаживающей и кровоточащей».
Впрочем, в этом вопросе патриарх Кирилл и митрополит Иларион выступают не от своего имени, а от имени российской власти. Они лишь озвучивают политическую установку, данную Владимиром Владимировичем Путиным еще в 2004 году: необходимо «привлечь старообрядцев к процессу объединения Русской Церкви».
Первой жертвой этого «процесса объединения» стала Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ), много десятилетий противопоставлявшая себя, сообщество монархистов, белогвардейцев и эмигрантов, продажному советскому Московскому Патриархату. Но Путин заговорил об «объединении Русской Церкви», и в 2007 году иерархи РПЦЗ подписали Акт о каноническом общении с РПЦ. Значительная часть духовенства и мирян РПЦЗ не пожелала объединяться с Московским Патриархатом. Увы, она не сумела сохранить единство и разделилась на несколько враждующих группировок. Так российская власть и иерархи РПЦ хитроумно уничтожили РПЦЗ по правилу «разделяй и властвуй». Не уготована ли подобная будущность и старообрядчеству?
Д.Урушев
"Община", 2011, № 4 (25) |