Со времен святого князя Владимира Церковь наша подчинялась греческому патриарху, жившему в Царьграде. Он назначал митрополита – главу Русской Церкви. Первоначально местопребыванием русских митрополитов был город Киев. Но в 1240 году его разрушили монголы и татары – жестокие кочевники, пришедшие на Русь из восточных степей. После их набега разоренный Киев запустел, поэтому в 1299 году митрополит Максим перебрался отсюда в город Владимир.
Среди вражеских нашествий, среди княжеских междоусобиц, среди народных бед поднялась и окрепла славная Москва. Она собрала вокруг себя разрозненные княжества и стала столицей единого русского государства. В 1325 году преемник Максима, митрополит Петр, уступая просьбам великого князя Иоанна I, прозванного Калитой, переехал в Москву. Отныне Москва стала духовной столицей Руси. И хотя она возвеличивалась год от года, а греческое царство ослабевало и умалялось, митрополит русский по-прежнему назначался в Царьграде и по-прежнему подчинялся тамошнему патриарху.
В 1437 году цареградский патриарх, не посоветовавшись с великим князем Василием II, прозванным Темным, прислал на Русь нового митрополита – ученого грека Исидора. В Москве его встретили радушно. Но вскоре митрополит уехал в Италию на церковный собор, созванный Папой Римским и царем греческим. Провожая Исидора, князь напутствовал:
– Смотри же, приноси нам древнее благочестие, которое мы приняли от прародителя нашего Владимира, а нового чужого не приноси. Если же принесешь что-нибудь новое и чужое, то мы не примем!
Исидор клялся не изменять истинной вере, но на соборе он горячо поддержал унию православных с латинянами и охотно подписал ее от имени Русской Церкви. За это Папа обласкал и щедро наградил лукавого грека. В марте 1441 года митрополит вернулся в Москву почетным представителем и полномочным посланником Папы Римского. Исидор горделиво вступал в город, а перед ним несли латинский крыж – четырехконечный крест. Столичные жители в немом ужасе взирали на это шествие. Митрополит вошел в Благовещенский собор Кремля, и началось торжественное богослужение. Когда Исидор провозгласил многолетие Папе Римскому, Василий гневно воскликнул:
– Остановись, изменник! Ты не пастырь, а хищный волк!
В наступившей тишине грозно прозвучало повеление князя:
– В темницу его! Под замок! На цепь!
Митрополита схватили и бросили в тюрьму. Но хитрому греку удалось бежать из-под стражи и покинуть Москву. Собор русского духовенства осудил Исидора и избрал нового митрополита – епископа Иону. С тех пор Церковь Русская более не зависела от Царьграда, и патриарх греческий более не вмешивался в ее дела…
В 1472 году великий князь Иоанн III, сын Василия Темного, женился на царевне Софье Палеолог, племяннице последнего греческого царя Константина ХI. Софья прибыла в Москву из Италии, и вместе с ней к нам прибыл двуглавый орел – знак греческой царской власти. Отныне он стал знаком независимости русских правителей. Отныне Москву стали называть «Третьим Римом» – преемницей великого Царьграда, греческой державы и Греческой Церкви. Тогда христиане говорили:
– Древний Рим пал от нечестия, Второй Рим – от засилья магометан. Третий Рим – Москва, а четвертому не бывать! А о Церкви нашей тогда говорили: – Достойно наречь ее земным небом, сияющую как великое солнце посреди русской земли, всячески украшенную чудотворными иконами и мощами святых. И если благословил Бог на земле жить, в ней пребывает и нигде более!
А с 1547 года князь московский стал именоваться царем – самодержавным повелителем, хранителем православной веры. Первым царем русским стал Иоанн IV, прозванный Грозным, внук Иоанна III и Софьи Палеолог. В 1551 году при Иоанне Грозном и при святом Макарии, митрополите Московском и всея Руси, предобром пастыре и премудром книжнике, в Москве состоялся большой церковный собор. Его принято называть Стоглавым, ибо его постановления изложены в ста главах. Этот собор принял множество важных постановлений, которые должны были способствовать развитию духовного просвещения, расцвету церковной живописи, укреплению в стране благочестия, искоренению нищеты и пороков. Заботясь о единообразии чинов церковных, собор подтвердил и навсегда установил в Церкви Русской те чины, обычаи и обряды, которые мы называем «старыми обрядами», то истинное православное, которое мы переняли от греков и бережно сохраняли веками.
По благословению митрополита Макария началось в Москве книгопечатание. До этого на Руси были только рукописные книги. Их было мало – большая книга переписывалась очень долго и стоила очень дорого. Но около 1554 года увидело свет Евангелие, первая русская печатная книга. В 1564 году диакон Иван Федоров издал знаменитую книгу «Апостол». А в 1581 году – дивной красоты и изящества «Острожскую Библию», первую полную Библию на славянском языке.
Повсеместное распространение печатных книг усилило Церковь нашу. Но, благословляя книгопечатание, митрополит Макарий заботился также о проповеди Евангелия всем народам. Ведь в XVI веке Русская Церковь начала проповедовать веру Христову в Поволжье, на Урале и в Сибири – на новых землях, присоединенных к Московскому царству. Русь росла и крепла, московский князь стал самовластным царем, но московский митрополит по-прежнему считался зависимым от греческого патриарха. Это не соответствовало истинному положению дел, поэтому в 1589 году приехавший в Москву цареградский патриарх Иеремия возвел русского митрополита Иова в патриаршее достоинство.
В начале XVII века Русь пережила ужасное испытание – Смутное время. Нашествие поляков, правление самозванцев, братоубийственная война, голод и нищета не сломили народ наш, но лишь упрочили его веру в свое особое предназначение – неизменно и твердо хранить православие.
В 1613 году Смутное время окончилось всенародным избранием на русский престол Михаила Романова. При нем Московское царство стало одним из самых могущественных государств на свете. Казалось, оно навсегда останется оплотом христианской веры. И ничто не предвещало, что вскоре, при царе Алексее Михайловиче, сыне Михаила Романова, на Руси произойдут грозные и необратимые перемены…
"Община", 2012, № 2 |