Главная » 2011 » Май » 20 » Д.В. Фролов. «Образы и символы старой веры»
21:17
Д.В. Фролов. «Образы и символы старой веры»
24 мая в 14.30 в Мордовском республиканском объединенном краеведческом музей им. И. Д. Воронина в Саранске состоится открытие выставки «Образы и символы старой веры», приуроченной к Дню славянской письменности и культуры. Более трех с половиной веков прошло с тех пор, когда в результате необдуманной реформаторской деятельности патриарха Никона произошел раскол некогда единой Русской Православной церкви. На Московских Соборах 1656 и 1667 годов на приверженцев старого исконно русского обряда были наложены клятвы. Постановления соборов привели к многовековой практике гонения древлеправославных. И только в 1971 году, ровно сорок лет назад, все кляты со староверов были сняты официальной церковью, а старые обряды признаны правильными и равноспасительными.

Первые известия о старообрядчестве в мордовском крае носят трагический характер. В конце XVII века в селе Конопать Саранского уезда были задержаны братья Соболяки, посланники протопопа Аввакума; арестованных отправили в Москву и там сожгли в срубе.

В 1722 году в Москве был казнен старовер Варлаам Левин, учивший старым обрядам в том же селе Конопать, в Жадовской пустыни и Пензе. По делу Варлаама в Пензе была казнена группа священнослужителей, в том числе и настоятель конопатской церкви Иван Никитин.

В Пензенской епархии в начале XIX века старообрядчество более всего было распространено в Наровчатском и Саранском уездах. В середине ХIХ века число старообрядцев беспоповского толка только в селе Воротники Саранского уезда достигало 750 человек. На протяжении XIX века значительные старобрядческие общины находились в селах Пятина, Большие и Малые Ремезенки, Большое и Малое Маресево, Мокшалеи, Новая Михайловка и других деревнях. В Темниковском уезде старообрядцы проживали в таких селах как Теньгушево, Бабеево, Жегалово, Девлетяково, Широмасово и др. Со стороны города Спасска беспоповцы и поморы проникли в села Жуково, Слаим, Лачиново, Ширингуши. В Ардатовском уезде староверы обосновались в селах Собаченки, Пермиси, Сайгуши, Паранеи. Самая значительная старообрядческая община была зарегистрирована в селе Мордовские Сыреси с прилежащими деревнями – 1340 человек. Крупными центрами старообрядчества в мордовском крае являлись село Покровское и деревня Рыскино (Наровчатский уезд) – около 2000 человек.

За XIX век число старообрядцев только в Саранском уезде увеличилось почти в 8 раз, однако исследователи дореволюционной поры считали, что такой скачкообразный рост являлся результатом плохой статистики: до 1880-х годов учет староверов был поставлен из рук вон плохо, поэтому всех, не чуждавшихся православных священников, автоматически записывали православными.

В советское время старообрядчество преследовалось не менее жестоко, чем официальная церковь; большая часть древлеправославных покинула мордовский край или погибла в лагерях.
Сложно переоценить культурное значение старообрядческого наследия. Именно они сумели во всей возможной полноте сохранить древнерусские обряды, иконопись, обычаи, одежду. Они передавали из поколения в поколения древнерусские иконы, трепетно сберегая для потомков эти святыни, являющиеся высокохудожественными памятниками позднего русского средневековья.
 
Следует отметить, что наиболее старые и ценные иконы и книги в собрании МРОКМ принадлежат старообрядческим собраниям. Таковы представленные на выставке иконы Успения Богоматери первой половины XVII в. и святителя Николы, второй половины этого же столетия; а также дониконовские книги – Евангелие Учительное 1633 года, минея на Сентябрь 1636 года. Уникальной является изданная в конце XVIII века «Повесть об отцах и страдальцах соловецких», повествующая о многолетней осаде и конечном разгроме Соловецкого монастыря, не принявшего никоновских реформ, царскими войсками.

Старообрядцы и до сегодняшнего дня в богослужении используют сложнейшие древнерусские крюковые ноты, два рукописных сборника которых XVIII века – Ирмологий и Октай представлены в экспозиции.

Также посетители смогут увидеть моленную одежду старообрядки Лукояновского уезда рубежа XIX-XX вв., меднолитые кресты, иконы и складни XVIII-XIX вв., а также многое другое.

Данная небольшая выставка позволяет проследить историю старообрядчества в России и на территории нашего края на протяжении более чем трех веков; дает возможность узнать о культурном наследии староверов – в экспозиции представлены предметы первой трети XVII – начала XX вв.

Д.В. Фролов, к. филол. н., научный сотрудник исторического отдела
 
 
Организатор выставки Дмитрий Фролов приглашает всех посетить экспозицию, а главное откликнуться саранских и окрестных старообрядцев, чтобы поддержать его начинание. Контакт Дмитрия - http://vkontakte.ru/id19090600
 
 
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 1512 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]