Встреча с доктором теологии о. Иоанном Миролюбовым, посвящённая теме "Консерватизм и современность. Старый обряд в жизни Церкви", состоялась 8 апреля в Никольской трапезной Новоспасского монастыря г. Москвы. На встрече присутствовали около двадцати человек, в основном, члены православного молодёжного объединения "Молодая Русь", действующего при Новоспасском монастыре, а также духовник объединения священник Максим Первозванский.
О. Иоанн Миролюбов кратко рассказал о комиссии по старообрядным приходам и взаимодействию со старообрядчеством, секретарём которой он является, подчеркнув, что "не надо путать старообрядные приходы со старообрядческими. Мы существуем в лоне Церкви, в отличие от раскольников".
О. Иоанн отметил, что современные люди очень мало знают о церковном расколе XVII века и о его причинах. Если им что-то и удаётся прочитать, то это чаще всего переиздания книг XIX века с их непримиримыми и тенденциозными "противораскольничьими" высказываниями. В то же время книги таких церковных историков, как Каптерев, Голубинский, Дмитриевский, мало кому известны.
По мнению о. Иоанна, наши современники плохо представляют себе, что такое допетровская Русь. В то же время весь XX век у русских православных людей, возможно, на генетическом уровне, существовало неосознанное стремление к тем формам церковной жизни и благочестия, которые существовали в допетровской Руси.
"Сейчас идёт большое храмостроительство, причём в большинстве случаев за образец берут архитектурные формы древней Руси, которые своим видом говорят: это православный храм", - отметил о.Иоанн.
В настоящее время есть несомненный интерес и даже мода на древнерусскую икону. Несмотря на то, что ещё существует немало сторонников икон в живописной, реалистической манере, она уже воспринимается "как нечто деревенское, во вкусе старушек". Большинство грамотных, сознательных клириков и мирян уже предпочитают каноническую иконопись.
В последнее время возрождается интерес к древнерусскому знаменному, унисонному церковному пению, способствующему молитве. О. Иоанн высказал убеждение, что в будущем обязательно состоится поворот к дониконовской богослужебной традиции.
С точки зрения православия, то искусство хорошо, которое способствует молитве, и только древнерусская церковная традиция способствует этому в полной мере.
После этого о. Иоанн рассказал о том, что, по его мнению, стало причиной церковного раскола середины XVII века. Это, конечно, не невежество и не приверженность букве противников церковной реформы. Стереотипное представление, что народ пошёл на костры из-за мелочей, унизительно для русского народа, подчеркнул священник. На самом деле это был протест против тотального изменения всего быта и сознания, против насильственной попытки навязывания всей Руси западного стиля мышления и жизни.
В качестве примера о. Иоанн Миролюбов привел современные попытки церковных либералов перейти в богослужении на новый стиль, облегчить посты для мирян и т.д. Совершенно очевидно, сказал он, что это и сегодня вызовет массовые недовольства. А в середине XVII века реформы Патриарха Никона воспринимались еще более остро.
После этого о. Иоанн рассказал собравшимся о роли купцов-старообрядцев в промышленном и культурном развитии России конца XIX - начала XX века. Вопреки стереотипам о "невежестве" старообрядцев, они вводили на принадлежащих им фабриках самые передовые технологии. Своих детей они отправляли учиться на Запад, в результате чего те становились образованнейшими людьми того времени.
У старообрядцев чётко разделялись сакральная, церковная и профанная, хозяйственная жизнь. В церковном отношении они были незыблемыми традиционалистами, в хозяйственной, производственной деятельности стремились к самому современному, производительному. По мнению о. Иоанна, это показывает возможность того пути, по которому Русь могла бы пойти, развиваясь естественно и органично, без революционных переворотов и потрясений. "Я всегда с болью читаю о событиях середины XVII века, – сказал он. – Неужели нельзя было пойти по тому пути, по которому пошла Япония, сохранившая своё мировоззрение, культуру, быт, и одновременно достигшая высокого технологического развития?"
В годы советских гонений, по мнению о. Иоанна, старообрядчество понесло невосполнимые утраты. Религия, традиционный русский жизненный уклад и даже внешний облик старообрядцев с их бородами и традиционной русской одеждой совершенно не вписывались в ту новую социальную реальность, которая создавалась в советской России. Поэтому старообрядчество подвергалось такому преследованию, после которого уже никогда не сможет достичь своей дореволюционной численности и влияния.
Выходом из сложившейся ситуации о. Иоанн Миролюбов считает "сближение старообрядцев с Русской Православной Церковью", в которой существует устойчивый интерес к древнерусской богослужебной традиции. Очень многие "коренные", "потомственные" старообрядцы с этим согласны, в старообрядчестве есть люди, с которыми можно договориться. Но пришедшие в старообрядчество за последние двадцать лет "неофиты", привлечённые древними формами церковной жизни, этому противятся. По мнению о. Иоанна, старообрядцев-"неофитов" старообрядчество привлекло в значительной степени как форма протеста против Русской Православной Церкви. "Если катакомбники, зарубежники, валентиновцы и иные направления "альтернативного" православия носят маргинальный характер, многие их деятели скомпрометированы, то за старообрядчеством стоит история, ореол мученичества и древняя богослужебная традиция, как сейчас выясняется, традиция правильная", - подчеркнул о. Иоанн. Старообрядческих "неофитов" поддерживает интернет-портал "Credo.Ru", который, по мнению о. Иоанна Миролюбова, является "антицерковным". Это препятствует сближению.
О. Иоанн высказал убеждение, что возврат Русской Православной Церкви к дониконовской богослужебной традиции возможен и по факту уже происходит. Так, митрополит Иларион (Алфеев) во время своего служения в Эстонии дома молился по старым книгам, во время учёбы в консерватории участвовал в кружке древнерусского пения и хорошо поёт по крюкам. По старым книгам в домашней молитве молятся многие московские священники.
После своего выступления о. Иоанн Миролюбов предложил собравшимся помолиться, заявив, что сам будет молиться двуперстно и по старой традиции, но не потому, что считает это принципиальным, а ему так привычнее.
Несмотря на некоторые спорные высказывания о. Иоанна, лекция получилась, по мнению слушателей, интересной. Сложилось впечатление, что у многих возникло желание побольше узнать об этих трагических и важных событиях русской истории.
|