Главная » 2011 » Апрель » 12 » Доктор теологии Иоанн Миролюбов: "Мы существуем в лоне Церкви, в отличие от раскольников"
15:25
Доктор теологии Иоанн Миролюбов: "Мы существуем в лоне Церкви, в отличие от раскольников"
Встреча с доктором теологии о. Иоанном Миролюбовым, посвящённая теме "Консерватизм и современность. Старый обряд в жизни Церкви", состоялась 8 апреля в Никольской трапезной Новоспасского монастыря г. Москвы. На встрече присутствовали около двадцати человек, в основном, члены православного молодёжного объединения "Молодая Русь", действующего при Новоспасском монастыре, а также духовник объединения священник Максим Первозванский.

О. Иоанн Миролюбов кратко рассказал о комиссии по старообрядным приходам и взаимодействию со старообрядчеством, секретарём которой он является, подчеркнув, что "не надо путать старообрядные приходы со старообрядческими. Мы существуем в лоне Церкви, в отличие от раскольников".

О. Иоанн отметил, что современные люди очень мало знают о церковном расколе XVII века и о его причинах. Если им что-то и удаётся прочитать, то это чаще всего переиздания книг XIX века с их непримиримыми и тенденциозными "противораскольничьими" высказываниями. В то же время книги таких церковных историков, как Каптерев, Голубинский, Дмитриевский, мало кому известны.

По мнению о. Иоанна, наши современники плохо представляют себе, что такое допетровская Русь. В то же время весь XX век у русских православных людей, возможно, на генетическом уровне, существовало неосознанное стремление к тем формам церковной жизни и благочестия, которые существовали в допетровской Руси.

"Сейчас идёт большое храмостроительство, причём в большинстве случаев за образец берут архитектурные формы древней Руси, которые своим видом говорят: это православный храм", - отметил о.Иоанн.

В настоящее время есть несомненный интерес и даже мода на древнерусскую икону. Несмотря на то, что ещё существует немало сторонников икон в живописной, реалистической манере, она уже воспринимается "как нечто деревенское, во вкусе старушек". Большинство грамотных, сознательных клириков и мирян уже предпочитают каноническую иконопись.

В последнее время возрождается интерес к древнерусскому знаменному, унисонному церковному пению, способствующему молитве. О. Иоанн высказал убеждение, что в будущем обязательно состоится поворот к дониконовской богослужебной традиции.

С точки зрения православия, то искусство хорошо, которое способствует молитве, и только древнерусская церковная традиция способствует этому в полной мере.

После этого о. Иоанн рассказал о том, что, по его мнению, стало причиной церковного раскола середины XVII века. Это, конечно, не невежество и не приверженность букве противников церковной реформы. Стереотипное представление, что народ пошёл на костры из-за мелочей, унизительно для русского народа, подчеркнул священник. На самом деле это был протест против тотального изменения всего быта и сознания, против насильственной попытки навязывания всей Руси западного стиля мышления и жизни.

В качестве примера о. Иоанн Миролюбов привел современные попытки церковных либералов перейти в богослужении на новый стиль, облегчить посты для мирян и т.д. Совершенно очевидно, сказал он, что это и сегодня вызовет массовые недовольства. А в середине XVII века реформы Патриарха Никона воспринимались еще более остро.

После этого о. Иоанн рассказал собравшимся о роли купцов-старообрядцев в промышленном и культурном развитии России конца XIX - начала XX века. Вопреки стереотипам о "невежестве" старообрядцев, они вводили на принадлежащих им фабриках самые передовые технологии. Своих детей они отправляли учиться на Запад, в результате чего те становились образованнейшими людьми того времени.

У старообрядцев чётко разделялись сакральная, церковная и профанная, хозяйственная жизнь. В церковном отношении они были незыблемыми традиционалистами, в хозяйственной, производственной деятельности стремились к самому современному, производительному. По мнению о. Иоанна, это показывает возможность того пути, по которому Русь могла бы пойти, развиваясь естественно и органично, без революционных переворотов и потрясений. "Я всегда с болью читаю о событиях середины XVII века, – сказал он. – Неужели нельзя было пойти по тому пути, по которому пошла Япония, сохранившая своё мировоззрение, культуру, быт, и одновременно достигшая высокого технологического развития?"

В годы советских гонений, по мнению о. Иоанна, старообрядчество понесло невосполнимые утраты. Религия, традиционный русский жизненный уклад и даже внешний облик старообрядцев с их бородами и традиционной русской одеждой совершенно не вписывались в ту новую социальную реальность, которая создавалась в советской России. Поэтому старообрядчество подвергалось такому преследованию, после которого уже никогда не сможет достичь своей дореволюционной численности и влияния.

Выходом из сложившейся ситуации о. Иоанн Миролюбов считает "сближение старообрядцев с Русской Православной Церковью", в которой существует устойчивый интерес к древнерусской богослужебной традиции. Очень многие "коренные", "потомственные" старообрядцы с этим согласны, в старообрядчестве есть люди, с которыми можно договориться. Но пришедшие в старообрядчество за последние двадцать лет "неофиты", привлечённые древними формами церковной жизни, этому противятся. По мнению о. Иоанна, старообрядцев-"неофитов" старообрядчество привлекло в значительной степени как форма протеста против Русской Православной Церкви. "Если катакомбники, зарубежники, валентиновцы и иные направления "альтернативного" православия носят маргинальный характер, многие их деятели скомпрометированы, то за старообрядчеством стоит история, ореол мученичества и древняя богослужебная традиция, как сейчас выясняется, традиция правильная", - подчеркнул о. Иоанн. Старообрядческих "неофитов" поддерживает интернет-портал "Credo.Ru", который, по мнению о. Иоанна Миролюбова, является "антицерковным". Это препятствует сближению.

О. Иоанн высказал убеждение, что возврат Русской Православной Церкви к дониконовской богослужебной традиции возможен и по факту уже происходит. Так, митрополит Иларион (Алфеев) во время своего служения в Эстонии дома молился по старым книгам, во время учёбы в консерватории участвовал в кружке древнерусского пения и хорошо поёт по крюкам. По старым книгам в домашней молитве молятся многие московские священники.

После своего выступления о. Иоанн Миролюбов предложил собравшимся помолиться, заявив, что сам будет молиться двуперстно и по старой традиции, но не потому, что считает это принципиальным, а ему так привычнее.

Несмотря на некоторые спорные высказывания о. Иоанна, лекция получилась, по мнению слушателей, интересной. Сложилось впечатление, что у многих возникло желание побольше узнать об этих трагических и важных событиях русской истории.

Влас Логинов,
для "Портала-Credo.Ru"
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 1362 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 3
1 Олег_Хохлов  
0
[img]http://vkontakte.ru/im#/staroobrad?z=photo14402765_162994560%2Fphotos14402765[/img]Ну, спустя месяц после аваоии на АЭС в Японии преклоняться перед тем, до какого технического развития дошли японцы немного странно звучит. Мы этот прогресс 25 лет назад перегнали...

для иллюстрации фотка по теме автора, одна из моих любимых
http://vkontakte.ru/im#....4402765


2 Радимич  
0
Поган Поганыч как всегда в своём духе.

3 Aleko  
0
Мироедов идет широким путем.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]