«Москвичи всё чаще перебираются на жительство в тихие уголки Подмосковья, в частности в Шувое», – свидетельствует настоятель Троицкого храма посёлка Шувое, священноиерей Русской Православной Старообрядческой церкви отец Максим (Андреев). Наличие действующего храма и небольшой, но активной древлеправославной общины часто являются решающим фактором в их выборе.
Об этом и многом другом в своём интервью молодой священник старообрядческого прихода рассказал корреспонденту «Егорьевского курьера».
- Отец Максим, откуда и как Вы приехали в Шувое?
- Я родился и вырос в старообрядческой семье в городе Жуковском Московской области. Мой дед – Андрей Андреев – служил священником в городе Орехово-Зуево. В Шувое направлен служить по рекомендации местного священника Алексея Михеева. Начинал службу чтецом, уставщиком. Потом стал диаконом. Рукоположен в священники в 2009 году.
- Расскажите, пожалуйста, поподробнее о своей семье.
- Мой отец долгие годы работал художником-реставратором в реставрационной мастерской старообрядческой Митрополии в Москве. Сейчас он на пенсии. Мама – домохозяйка. Нас семь братьев. Я – старший.
- А они все выбрали духовную карьеру?
- Из семи человек в священники рукоположен пока только я. Один из моих братьев служит дьяконом.
- Каково Ваше образование?
- После окончания школы я закончил аграрный колледж в городе Ржеве. По своей мирской профессии – техник-автомеханик. После этого заочно в 2011 году закончил Духовное училище при Московской Старообрядческой Митрополии.
- Какие основные предметы были в Вашей учебной программе?
- Изучал Историю христианской церкви, Церковнославянский язык, историю старообрядческой церкви, Патрологию, Религиоведение, Богословие, Святоотеческое предание.
- Были ли у Вас трудности после переезда в Шувое?
- Было сначала, конечно, непривычно жить и служить здесь. Шувойцы - люди непростые, с сильным характером. Впрочем, скоро я понял, что на этих людей можно смело положиться, опереться в приходских делах. До моего рукоположения священник приезжал в храм далеко не всегда, но службы не прекращались. Службу вели уставщики. У старообрядцев так исстари повелось: если нет священника, всегда найдутся люди, знающие богослужебный устав, и служба всё равно состоится. Хотя без постоянного священника на приходе приходская жизнь, конечно, затихает.
- Не могли бы назвать тех людей, которые помогают Вам строить приход?
- Прежде всего, это наша церковная десятка – Наталья Ивановна Поликарпова и Тамара Ивановна Филатова, Клавдия Ивановна Шарина, Вера Георгиевна Горячева, Нина Алексеевна Пчелина, Антонина Ильинична Капустина, Игорь Владимирович Еремейкин, Александр Анатольевич Приказчиков, Валерий Николаевич и Валентина Семёновна Тютькины. И, конечно же, наша староста и хозяйственница Людмила Петровна Симакова.
- Остались ли в Шувое уставщики старшего поколения?
- Последними уставщиками старшего поколения, которых я помню, были Иван Фёдорович Медведев и Акилина Фёдоровна Чиркова. Это были уважаемые в шувойской старообрядческой общине люди, на них во многом держалась служба в прежние годы. К сожалению, они ушли из земной жизни. Нынешние уставщики – люди среднего поколения или даже совсем молодые прихожане.
- В каком направлении Вы хотели бы развивать приходскую жизнь?
- Сейчас у нас действует воскресная школа для детей и взрослых. Занимаемся прямо в храме, так как помещения у школы нет. Хотелось бы со временем его построить, чтобы дети могли по воскресеньям послушать беседу священника, посмотреть фильм, попить чаю. Там же мы могли бы устраивать поминальные обеды, собираться по престольным праздникам. Такая традиция в Шувое существовала, прихожане раньше всегда были вместе и в радости, и в горе.
- Приезжают ли в Ваш храм люди из других мест?
- Да, приезжают. Из других городов, бывают даже гости из дальнего зарубежья. Пока в основном знакомые и родственники наших прихожан, но не только. Несколько раз были автобусные экскурсии, организуют такие паломнические туры московские агентства. Есть и другая тенденция: семьи из Москвы перебираются на постоянное жительство в Шувое. И то, что здесь есть приход, храм, имеет при принятии такого решения большое значение. Москва сейчас хороша, наверное, только для зарабатывания денег. Жить в этом городе трудно, вы сами лучше меня знаете почему. Особенно для детей, им-то уж лучше точно в деревне.
- Как Вы относитесь к художественному фильму «Раскол»?
- Тот фильм – первая попытка честно показать историю раскола церкви в художественном кино. К сожалению, фильм показали только один раз по каналу «Культура» и слишком поздно, хотя изначально предполагался показ в более удобное время.
- А есть ли у Вас дома телевизор и Интернет?
- Телевизор есть, но без антенны, только для просмотра дисков. Смотрим в семье художественные, документальные фильмы, жития святых. Дети смотрят мультфильмы, стараюсь покупать старые, ещё советских времён, они более добрые, человечные. Среди современных мультфильмов, к сожалению, много «мультбоевиков». Интернета пока нет, но планирую установить. Скоро у храма будет своя страничка, Интернет будет нужен для связи и получения необходимой информации. В целом, конечно, к использованию телевидения и Интернета надо подходить осторожно, так как СМИ часто размывают нравственность.
- В чём это конкретно, по-Вашему, проявляется?
- Ну, например, наглядно внушается мысль, что женщины могут выглядеть как мужчины, носить мужскую одежду. Это ненормально.
- А могут ли девушки и женщины надевать какие-то элементы мужской одежды просто потому, что это удобно? Например, джинсы на работу?
- Нет, женщина должна всегда выглядеть как женщина. А мужчина как мужчина.
- А есть ли скрытый смысл в ношении мужчинами-старообрядцами бороды?
- Да, конечно. Борода - это не мода и не украшение. Таким создал мужчин Господь. Отказываться от бороды, сбривать её – это форма недовольства, ропота тем, какими мы созданы Творцом. Кстати, по его образу и подобию.
- Как Вы относитесь к обману и отсутствию нормального диалога между людьми в политике?
- Всеобщий обман, нечестность пришли в русское общество не сейчас. Всё это тянется с 17 века. И царь Алексей Михайлович, и патриарх Никон, и Пётр Первый – это образцы и обмана, и отсутствия нормального диалога, терпимости в русском обществе. Царь Лжи продолжает плести свою паутину и по сей день.
Историческая справка:
Современный посёлок Шувое Егорьевского района возник в результате слияния старинных старообрядческих сёл Шувое и Нареево. В 18-19 веках Шувое было известно как центр старообрядческой культуры, прежде всего книгописания. Близ села, в лесу, существовал старообрядческий монастырь, неоднократно разоряемый полицией. В шувойских монастырских скитах жили монашествующие из других уездов Московской губернии, а также из Поволжья.
Старообрядческая Троицкая церковь села Шувое построена в 1915 году по проекту архитектора Н.Г.Мартьянова (по некоторым данным перестроена из старообрядческой моленной, построенной в 1860-х годах). В 1920 году к храму пристроена крытая паперть. Церковь никогда не закрывалась, в 1990 году был проведён её капитальный ремонт.
Церковь деревянная, с вертикальной тесовой обшивкой, принадлежит традиционному типу клетских одноглавых храмов с граненым алтарем, небольшой трапезной и притвором. Внешняя и внутренняя отделка предельно скупа. Восточную стену храма занимает близкий тябловым иконостас в четыре яруса. |