Вдоль Чудского озера в Эстонии довольно компактно проживает русское население. В восточных волостях Эстонии оно является этническим большинством. Довольно большой процент среди русского населения составляют старообрядцы поморского согласия, чьи рыбацкие деревни и села расположились прямо вдоль кромки берега озера.
Имеют местные жители и свою газету «Peipsi rannik» (Чудское побережье) которая выходит ежемесячно на двух языках – эстонском и русском. В качестве полосы-приложения в газету включена и страничка «Старовер Эстонии» - это, по сути, единственный периодический печатный орган староверов Эстонии.
Редактор газеты - Федор Маспанов. Ниже публикуется материал из сентябрьского номера нынешнего года, в котором рассказывается о детском лагере, прошедшем в деревне Кольки.
Возвращение к вере
В Колкья состоялся летний лагерь для детей староверов
Международный летний лагерь для детей староверов, состоявшийся по инициативе председателя Союза старообрядческих общин Эстонии Павла Григорьевича Варунина и по желанию многих прихожан, можно назвать уникальным. Во-первых, подобного лагеря не проводили еще нигде - ни в России, ни в Латвии, где староверие развито достаточно сильно. Во-вторых, в буквальном смысле слова лагерем занималась староверческая элита из России, Латвии и Литвы: наши дети получали азы знаний из рук известных деятелей староверия. В-третьих, выбранное место лагеря - Чудское побережье, волость Пейпсиээре - само по себе является уникальным хранилищем истории староверия.
Так или иначе, но этот детский лагерь стал важным этапом на тернистом пути возвращения к вере староверов Эстонии. Ведь не секрет, что истинно верующих и соблюдающих каноны древлеправославной веры у нас осталось не так уж и много. Обучение детей - это единственно верный путь сохранения древних традиций и веры наших предков. О своих впечатлениях мы попросили рассказать организаторов и участников лагеря.
Алексей Каратаев, наставник Рижской Богоявленской Поморской старообрядческой общины, руководитель лагеря, г. Рига:
- Получив приглашение, я представлял, что здесь будет молодежь постарше, лет 13-15. Думал, что лагерь закрытого типа, что дети будут более подготовленные. Но мы перестроили свою программу, когда увидели, что дети от 7 до 10 лет и не подготовлены совершенно. Начали учить азам: как поклониться в пояс, в землю, как перекреститься и так далее. Ведь здесь почему-то никто этому детей не учит. А ведь это прямая обязанность наставников. И разумеется - семьи. Староверы - это прежде всего этническая группа, община, а не «приход с прихожанами». Детей необходимо учить с младенчества. Если мать, носящая дитя, не молится, то в ребенке уже не закладывается духовное, божественное начало. Брак должен быть благословлен, и главный пример для детей - родители. А тут даже есть некрещеные дети. Своим личным примером, словами, мы их учили.
За эти десять дней произошли явные перемены. У детей появились в лексиконе новые слова, они стали по-другому одеваться, стали молиться. Надо, конечно, обучение начинать с родителей. Молиться надо утром, перед обедом и перед сном. Дети здесь хорошие, лица чистые, не испорченные. Местным наставникам надо бы разговаривать с ними индивидуально, идти по домам, в школу. На это уйдет не год и не два. Эту работу должны проводить наставник или женщины из моленны, где наставников нет. А у многих нынешних наставников очень казенное отношение - пришел, молитву прочитал и пошел заниматься своими делами. Этого сегодня недостаточно. Учить никто не хочет. Слишком много потеряно времени.
С 1988 года нам дана полная свобода, но ничего не сделано, а ведь за 20 последних лет можно было бы подготовить два поколения молящихся. У вас великолепные храмы, хорошие иконостасы, есть книги, молодежь есть. Не хватает огонька, искорки будущего, жизни. Если мы выполняем обряд и не верим в Бога, то зачем все это? У наставника (руководителя) должна быть эта вера, и тогда люди потянутся. Чтобы этот маховик закрутился, этим должны заниматься люди, живущие здесь. Чтобы привлечь подростковую молодежь, нужна правильная, современная работа, может, даже спортивными соревнованиями завлечь. Тогда будет образовываться община, начнут складываться взаимоотношения. Детей надо заинтересовать, чтобы их тянуло идти в храм, а не на дискотеку.
Чем сильна древняя культура? Она ничего не дает, казалось бы, поначалу для ума, для эстетики, но когда этим занимаешься, она начинает открывать духовные, внутренние качества человека. Вот такие мысли пришли и впечатления. Очень бы хотелось, чтобы на этом лагере процесс обучения причудской молодежи не останавливался. Если нет молитвы, то душа будет голодать и будет страдать. Наставник, который не несет слово Божье, не ведет проповеди для спасения человеческих душ, занимает не свое место.
Арсений Шамарин, член Совета Невской поморской общины, Санкт-Петербург:
- Мне уже доводилось раньше бывать в Причудье, в прошлом году я преподавал здесь пение по крюкам. А вот теперь пришлось выступать в роли не только организатора лагеря, но и в роли воспитателя. В первый день было народу больше, и одеты дети были не по-христиански. Многие отсеялись после первой лекции. На второй день дети стали вникать, привыкать, проявлять интерес. На головах у девочек появились платочки, нашлись платья, юбки. За это время они научились молитвам, креститься, могут положить поклон.
Детей разделили на возрастные группы, но были и общие лекции по иконописи, народному костюму, книжности, поездки по памятным местам старовериия. По моему мнению, надо было бы самих родителей в такой лагерь собрать, показать им староверческие азы. Надо начинать с семьи. Некоторые участники лагеря были не крещеные, а у крещеных не было даже крестиков.
Организация быта была хорошая, дети и воспитатели были обеспечены питанием, транспортом для экскурсий по храмам Причудья, в Тарту и Таллинн.
Алексей Безгодов, член Российского Совета ДПЦ, историк, издатель, г. Великий Новгород:
- Община староверов в советский период свои функции ограничила только служением. А ведь изначально община - это общество христиан, где староверы, их семьи жили сообща, как одна семья. Почему староверы повсюду и всегда были зажиточными? Потому что была у них взаимопомощь. Надо храм строить - все шли строить, надо кому помочь - все помогали. Ко всему относились, как к своему. А сейчас сходить в церковь - как на работу, нет отношения, как к своему дому. А если будет, то и детей начнут водить, и замечать будут, чем церкви помочь надо. В праздник можно столы на улицу выносить, общую трапезу устроить, побеседовать о Боге, спеть духовные стихи. Воскресные школы нужны, где бы дети учили духовные стихи, молитвы и пригласить туда родителей. Жаль, если дети, которые в лагере были, придут домой, где никто не молится и все у них забудется.
Сейчас икона в доме вроде мебели, для моды, мол, если я старовер, то икона должна быть, а молиться не обязательно. А вот, например, американские староверы после службы не разбегаются по домам, а устраивают общие трапезы, чтобы продлить общение.
Кирил Кожурин, член Российского Совета ДПЦ, член учебно-издательского Совета, куратор молодежного отдела при Российском Совете ДПЦ, преподаватель Воскресной школы в Санкт-Петербурге:
- Несколько лет подряд провожу молодежные лагеря. А вот детский лагерь - это было впервые, очень интересно. Может, и для России это будет уместно сделать. Опыт, который получили здесь все мы, безусловно пригодится. Ведь все мы учимся друг у друга: дети у взрослых, а взрослые - у детей.
Павел Варунин, председатель Союза старообрядческих общин Эстонии:
- Для духовного воспитания староверческой молодежи, которое у нас находится в весьма плачевном состоянии, я считаю, что в причудских русских школах необходимо вводить обязательный предмет по староверию, издавать общеобразовательные учебники и методические пособия.
Хочу поблагодарить всех участников лагеря, наставников, которые нашли возможность провести это богополезное время с нашими детьми, а также девушек-староверок Павлу Саблину из Кемеровской области, Ольгу Матросову из Латвии. Юлю и Алину из Санкт-Петербурга, которые помогли в организации и проведении лагеря.
Благодаря наставнику Алексею Каратаеву, председателю Староверческого общества имени И.Н. Заволоко Петру Алексееву из Риги, служителям из России лагерь состоялся.
В нынешнем лагере был 21 человек - дети из Муствеэ, Калластсэ, Варнья, Колькья и Таллинна. Особую благодарность хочется выразить старейшине волости Пейпсиээре Нине Бараниной за содействие в размещении лагеря, Марине Варуниной и Марине Кувайцевой за помощь в работе с детьми, а также персоналу школьной столовой Дерновой Людмиле Александровне, Катиной Людмиле Степановне и Кузнецовой Наталье Владимировне.
А уроки нам на будущее таковы: все дети должны находиться в лагере весь его срок прохождения; отбор кандидатов в лагерь будет осуществляться только по рекомендации наставника или преподавателя воскресной школы. Дети у нас действительно замечательные, многие из них когда-то займут места на клиросах староверческих храмов.
Говорят участники лагеря:
Лиза Попова, Таллинн:
- Я приехала сюда к бабушке, раньше тут жила. Мне очень понравилось в лагере, и я хотела бы, чтобы в следующем году такой лагерь повторился.
Юлия Крутлова, Касепя:
- Лагерь очень понравился, особенно занятия по иконописи и вязанию.
Настя из Аласоо:
- Мне очень понравилось, побольше бы практических занятий. На будущий год хотела бы, чтобы лагерь опять был.
Маша Ремец, Варнья:
- Жалко, что лагерь закончился, хотелось бы, чтобы он продолжался.
Ян-Мартин, Касепя:
- Лагерь понравился. Буду ходить в моленну.
Натали Абаканова, Муствеэ:
- Теперь я умею наизусть читать «Отче наш» и «Молитву Исусову», научилась молиться. В лагере мне очень понравилось. Буду ходить в моленну с мамой и папой.
Алёна Костромина, Муствеэ:
- Я теперь тоже знаю молитву «Отче наш». Лагерь мне очень понравился.
Дети за десять дней постигли многое, и перемена в них была заметна сразу, ее видели тс прихожане, которые были на службах с учениками в храмах Колкья, Варнья, Рая, Тарту и Таллинн. Дети староверов, как и подобает им, входя в храм, осенялись двуперстием, отдавали поклоны и вместе со взрослыми клали начал перед службой. Мне довелось видеть эту трепетную картину в Муствеэском храме, куда в день снятою апостола Илии приехали они на службу. На хорах, на втором ярусе смиренно стояли девочки на левой стороне, мальчики на правой и. скрестив руки на груди, слушали молитвенное пение наставников, брали подрушники и отдавали земные поклоны Богородице. После службы, выходя из храма, дети крестились. Пожилые люди со слезами умиления взирали на них - на наше будущее.
Материал подготовил Фёдор Маспанов, прихожанин Муствеэского храма
Чудское побережье. 9/2009. (72) (Муствеэ)
Еще по теме:
|