Что мы знаем о староверах? О раскольниках (как их окрестили когда-то в Московии), отказавшихся принять церковные реформы? Очень мало. А ведь эти старообрядческие поселения разбросаны по всему миру.
И жизнь в староверских общинах до недавнего момента протекала спокойно, размеренно. И вдруг староверы стали главной темой в заголовках российских газет, центральной темой репортажей на телевидении: «Староверы возвращаются на родину», «Пришельцы из утраченного прошлого», «Приключение русского иностранца в России», «Староверы из Боливии возвращаются в Россию»... На эти и другие вопросы ответит нам гость редакции «Российских вестей» Наталья Винокурова, редактор газеты «Русское barrio» (Боливия).
— Наталья, что за странное «великое переселение» началось?
— Агитация староверов на переезд в Россию, в Приморский край, из Боливии достигла своего апогея за последние 2 года. И совсем не потому, что жизнь староверов изменилась там к худшему. А все потому, что Государственную программу о содействии добровольному переселению соотечественников в Россию Посольство РФ в Боливии восприняли дословно, или как говорят в Боливии, «al pie de la letra». И с энтузиазмом, даже рьяно взялись за ее реализацию. А ведь и года не прошло, как грандиозным скандалом закончилось переселение старообрядческих семей в Россию из Уругвая. Неласково встретила их Родина, и работы достойной не предложили, и жильем не обеспечили, и даже какие-то темные личности пытались втянуть в …выращивание конопли. Уехали старообрядцы обратно, со слезами и обидой на Родину, второй раз ставшую для них мачехой.
Но видно, урок не впрок, и вот уже целые семьи старообрядцев опять летят в Россию, на сей раз из Боливии. Неужели в этой программе, как в добрые социалистические времена, есть план «завоза», который, если перевыполнить, можно получить «премиальные»? Ведь какой-то интерес должен существовать у ответственных за эту агитацию, чтобы поднять с насиженных мест 400 русских крестьян!!! Нам, российским соотечественникам, проживающим в Боливии, тревогу пришлось забить еще летом 2010 г. В русской газете, выходящей в Боливии — «Русское barrio» тогда вышла статья «От добра — добра не ищут», в которой были затронуты вопросы переселения староверов. Сразу после того, как сотрудники российского посольства в Ла-Пасе стали уговаривать наших трудолюбивых крестьян-старообрядцев срываться с насиженных мест и собираться на новое место жительство в Россию. «Неужели в Боливии староверам живется плохо? Стоит ли продолжать скитаться по миру в поисках лучшей доли? Разве России не нужны счастливые и богатые россияне за рубежом как «проводники» русской культуры, как достойный пример соотечественников?»— задавали вопросы наши соотечественники, живущие в далекой горной Боливии.
Неужели война в Боливии? Неужели климат испортился и льдом покрылись реки и озера? Неужели боливийцы стали гнать своих русских сограждан, с которыми в мире и согласии прожили не одно уже столетие? С Россией долгие десятилетия боливийские староверы вообще не имели никаких контактов. У них не только не было российских паспортов, они даже не знали, какой в России сейчас государственный строй, и кто ее Президент. В среде с чужой культурой они сами защищали себя, свои права. Не было никакого государства рядом, представляющего их интересы. И вдруг посольство РФ пошло на тесный контакт. Кто-то решил, что староверы живут в неправильном месте, что русские должны жить только на русской земле, что программу переселения для несчастных эмигрантов, неустроенных за рубежом людей, необходимо применить и к нашим староверам. Почему? А потому что, как вдруг решили в российском посольстве, именно староверы смогут, приехав в Россию, создать образцовые крестьянские хозяйства и радикально повлиять на ситуацию в этом секторе экономики. Наивные староверы доверились россиянам, поверили на слово, что в России им будет лучше, чем в Боливии. И никто не озвучил им те риски, которые ожидают их в родной, но давно покинутой стране. А ведь самое страшное — это потерять доверие. Кто потом ответит за искалеченные судьбы людей? Нас это очень беспокоит. И в плане опасения за судьбы людей, и в том плане, а не скажется ли эта авантюра отрицательным образом на имидже России и в Боливии, и в среде зарубежных соотечественников.
— А когда вообще появились русские староверы в Латинской Америке?
— Первые поселения староверческих общин в Южной Америке появились еще в 1913 г., до Первой мировой войны и до Октябрьской революции. Место, которое выбрали староверы для поселения в уругвайской провинции, вызвало у них столько позитивных эмоций! Чернозем, зеленые луга, чистые реки. «Не иначе, как Творец приготовил все это специально для нас! «— говорили они. В середине 70-х гг. XX века в Бразилии небольшая община староверов приняла решение поменять место жительства, поскольку «земли их выдохлись, урожаи ослабли». «Разведчики» отправились в ближайшую страну — Боливию. И нашли другое «райское» место: «Что ни кинешь в землю — все прорастает!» Так и остались старообрядческие семьи в джунглях Боливии.
В Боливии им жилось вольготно. Теплый климат, плодородная земля, хорошо устроенный бизнес. Русские эмигранты мирно уживались с местным населением. Много статей в боливийских журналах было посвящено нашим староверам: боливийцы очень удивлялись трудолюбию и равноправию в семье русских поселенцев, взаимной помощи, уважению друг к другу.
За 30 лет в Боливии сменились десятки президентов, и никогда у староверов не возникало проблем с властями. Но при Эво Моралесе, поборнике идей социализма, антиимпериалисте и в то же время защитнике общин (индейские племена продолжают с древних времен сохранять коммунный бытовой уклад), первом президенте Боливии, посетившим Россию, вдруг появились «проблемы» с землей поселенцев!
Но не с их же нахождением на территории Боливии! По идее, диппредставительство РФ должно было бы заняться своей непосредственной миссией: вмешаться и урегулировать конфликт, объяснить староверам точку зрения правительства, прийти к решению, удовлетворяющему обе стороны. Вместо этого сотрудники российского посольства в Боливии начали активно агитировать старообрядцев на отъезд из страны…в Приморский край Российской Федерации: «Лучше жить на родине, из России не выгонят!», «Дадут земли!», «Дадут деньги-подъемные!», » Там все русские, русские не обидят!», «Тут у вас заберут земли, без ничего останетесь!».
Старовер Мурычев (представитель известного клана), отказавшийся ехать в Россию по программе переселения, недоумевает: » Эво Моралес подписал бумаги на наши земли, почему у нас должны отнять их?» Наверное, в этом вопросе староверам необходимо предложить консультации опытных адвокатов, защищающих права соотечественников за рубежом. Разъяснить их права и урегулировать проблемы, если они вообще есть, с боливийской стороной. Тем более что средства на оказание юридических услуг по защите прав соотечественников за рубежом заложены в бюджете Российской Федерации.
— Может, действительно, правильнее укреплять эти «русские островки» в Боливии, а не ломать судьбы людей?
— Староверов можно назвать истинными продолжателями русской культуры, защитниками веры отцов, главными патриотами русских традиций, и не только в Боливии. В любой точке мира, где бы ни находились староверы, они сохранили самое дорогое — веру, строгие законы, родную культуру, ничего не потеряли из того, что передали им отцы и деды. А почему? Да потому, что у этих людей Родина в себе. Они везут ее всегда с собой, даже на край света. Помнится, как одна фраза, брошенная скороговоркой, в беседе со староверами меня сильно поразила: «Для нас все русское — свято!» Слышала и как хозяйка в старообрядческом доме сокрушалась, глядя на своих гостей из США: «Не нравится мне это... Когда слова мешают с английскими... они совсем другие...». Связи между староверами со всего мира всегда были крепкими. Они прекрасно понимали, что браки между молодыми не должны быть среди своей общины, и поэтому приглашали женихов и невест — староверов из США, Австралии, Бразилии, Аргентины, Уругвая.
Наши латиноамериканские староверы старались мирскую жизнь в свой уклад не пускать. Жили замкнуто, но ровно на столько, на сколько можно было сохранить все обычаи и традиции в первозданном виде. Деревни не были обнесены забором, любой мог зайти и поговорить с поселенцами. В основном, по работе. Где зерно или семена купить, куда отвезти, можно ли взять в аренду землю у староверов, есть ли работа для наемных рабочих на полях и т.д. Ну а если староверы праздновали, то все в округе знали, что у русских Пасха или свадьба! Связь с райцентром или со столицей департамента Санта-Круз, где находится их община, была постоянной. По магазинам надо развести молочную продукцию для продажи, купить запчасти для тракторов, договориться о покупке своего урожая на маслобойном комбинате. Детишки тем временем или в крохотном учебном классе изучают испанский язык, или по хозяйству помогают, или резвятся на лугу, играют в футбол.
Каким образом сложится судьба старообрядцев в России, никто предсказывать не решается. Но «блюстители программы» должны понимать, какой непосильный груз ответственности они взяли на свои плечи за то, как будет житься староверам на новом месте. И разве нам мало грустных историй про тех же самых староверов, которые помытарствовали по России-матушке в наше время? К примеру, первые бразильские переселенцы — староверы Мурычевы приехали в Россию без необходимых документов, вне программы переселения, так как российское консульство дало им неверную информацию, мол, ждать статус участника программы долго, около 2-х лет, но можно уже ехать сразу и оформляться на месте. И если бы не единоверцы-староверы, которые всегда помогут своему, если бы не жалость депутата и помощь правозащитника, то судьба «растерявшихся несчастных людей», которых увидели в паспортном отделе Калуги, была бы жестоко сломлена государственной машиной.
Уже два раза староверы возвращались в СССР многочисленной общиной: в 1925 г., когда советская власть провозгласила религиозную свободу, и православная церковь тогда утратила покровительство властей; и после Великой Отечественной Войны, когда староверов Уругвая и Аргентины позвали на ПМЖ. Два раза эти попытки укорениться на исторической родине потерпели крах. Так стоит ли опять испытывать судьбу?
Ратовать за «вызволение», за «спасение» нужно именно тех соотечественников, которые за рубежом потеряли стержень жизни, которые не смогли устроиться на работу, которых замучили неурядицы и бедность, словом, тех, кто сам просит о помощи, кто сам ищет возможность вернуться на родину. А воспользоваться наивностью старообрядцев, малоинформативностью, незнанием жизни России XXI века просто непорядочно и неблагородно. Для кого-то галочка и «премиальные», а для кого-то сломанная судьба!
Автор - Татьяна Полоскова
|