Главная » 2010 » Январь » 3 » Еп.Михаил (Семенов). Мысли на Рождество и Новый год
16:45
Еп.Михаил (Семенов). Мысли на Рождество и Новый год
Представьте себе человека, запертого в темной подземной тюрьме. Ни луча света, ни краешка голубого неба: настоящая "тьма и сень смертная". 

И вот, какая-то сила открыла уголок света: треснула ли стена, выпал ли кирпич, живший сотни лет, - но показалось небо... Сверкнула вдали яркая голубая звездочка.

Само собою разумеется, узник, не отрываясь, будет смотреть на открывшееся ему небо.Он будет любоваться им всю ночь.
На утро его первой мыслью будет - не скрылся ли свет, виден ли светлый кусочек? Он станет его счастьем, его отдыхом. Его надеждой.

Далее.

Представьте теперь того же узника, выведенного из стен тюрьмы на свободу. Свет перед ним. Все солнце, все небо его.

Мыслимо ли, чтобы этот человек, освободившись, заперся в каком-нибудь темном, сыром подвале и сидел там дни и ночи, - создавши себе добровольно новую тюрьму? Конечно, нет! Конечно, он жадно будет пользоваться солнцем, будет без конца бродить по лесам и полям, любоваться чудным миром, его красотой и красками.

Так должно быть.

Но вот, находятся люди, которые тюрьму, темноту и грязь предпочитают краскам и свету.

Эти люди - мы.

Когда-то люди, - говоря словами Евангелия, - "сидели в темноте и сени смертной". Они томились во мраке безысходного темного греха и удалении от Бога. Не знали Бога, не знали правды, перестали быть сынами Господа и, потеряв истинные пути жизни, бродили по темным тропинкам греха, злой жизни, по воле диавола, и в тоскливом предчувствии ждали избавителя.

И спасение пришло. Взошло солнце с Востока. Загорелась звезда из Вифлеема. На земле стало светло.

Звезда вифлеемская ярко осветила всю тьму жизни, все зло и грех. И указала путь к небу прямой и легкий: сама "она", сам Вождь из Вифлеема, как столп огненный, повел людей к спасению, - к Божью царству.
 
А что же люди?

Они как будто предпочитают жить в прежних потемках - в своей старой тюрьме. Они не хотят света.

Одни (из нас) безусловно и решительно отвергли свет звезды вифлеемской.

- Не надо этого света. Не надо Христа. Нам легче и лучше жить без Него, - говорят эти люди и всячески стараются уверить себя, что и не было никакой звезды с Востока, не восходило Вифлеемское Солнце - Свет миру.

Понятно, почему так людям неприятен Христов свет.

Есть дела, которые лучше творить в темноте. Наша жизнь часто такова, что только при потемках совести она кажется сносной, иногда даже красивой и счастливой. А поднеси к ней свет, освети ее откровением евангельской правды, - и эта жизнь окажется сплошной плесенью, сплошной мерзостью, хищничеством и злом. Удивительно ли, что люди не любят Христова света, боятся его, как обличения. Этот свет освещает тьму и пустоту их жизни, пустоту их радостей и удовольствий, требует иной жизни, - и они кричат: "Не надо звезды"!

- Нет Христа! Нет иного закона, кроме нашего желания!..

Другие (из нас) не могут и не смеют отогнать от себя Христа, отречься от Его звезды. Но тьма и для них милее света. И им старая тюрьма дороже греховной свободы.

Как же они устраиваются с откровением звезды из Вифлеема? А очень просто.
 
Евангелие, Его свет, Его откровение, проповедь Звезды с Востока для них не вся жизнь, а только праздничное украшение жизни - вроде яркого паникадила в большой праздник.

На два часа.

Есть такие экономные люди. У них в доме есть великолепная яркаю люстра. Но зажигается она один раз в год - в какое-нибудь большое торжество.А в остальные дни висит под чехлом - бесполезная, ни на что не нужная. Работают все в семье целый год при слабом свете плохих лампочек, портят себе глаза. И только раз радуются яркому свету. Уже не работают - только любуются.
Мне очень кажутся похожими эти люди на нас, на наше отношение в Солнцу из Вифлеема - к Его Евангелию.

Звезда их Вифлеема осветила дорогу к Богу. Закон Христов проложил путь к Богу и небу. Этим светом нужно пользоваться каждый день, каждый час, чтобы не споткнуться и не упасть, чтобы дойти до цели. Среди тьмы постоянного греха, в котором лежит мир, - Евангелие - "фонарь", который нужно нести перед собой.

А у нас? Разве освещаем мы им свои пути? Разве его закон, а не старый, языческий - закон звериной борьбы за существование, борьбы за копейку - правит нашей жизнью?

Христос открыл нам небо, дал широкую возможность жизни счастливой, широкой, яркой - в подвиге, в борьбе за счастье ближнего. Сколько света, красоты в этой христианской жизни!

А мы? Мы предпочитаем всему интересы своей лавчонки и конторских книг. Забывая из-за гроша всю правду, свет и Бога.

Только раз в год мы вспоминаем о звезде Вифлеемской, - она горит для нас ярко и светло. Это в день Рождества! Но и в этот день что для нас звезда из Вифлеема?

Даем ли мы обещание идти с этого дня по тем путям, какие она указала? - По дороге евангельской любви и жизни для ближнего.
Обещаемся ли Свету с Востока, что отныне сменим нашу серенькую, жалкую жизнь на светлую широкую жизнь истинного христианина?

Нет, - у нас нет таких мыслей. Мы радуемся родившемуся Христу и Его звезде на два часа, как радуются праздничной люстре.
А кончится праздник - забудут о люстре. Забудем и мы о проповеди Звезды вифлеемской и станем в потемках творить свои языческие дела и считать гроши при чадящих лампочках.
 
***
 
В Евангелии есть поучительная притча о бесплодной смоковнице.
 
Три года господин ждал плода он нее. Он делал все, чтобы сделать дерево плодоносным, - поливал его, окапывал, удобрял, но плода не было. И тогда он решил срубить негодное дерево. И только садовник умолил оставить дерево еще на один год для испытания. А, может быть, в этот год оно, наконец, принесет плод?
Это дерево - наша душа.
 
Сколько лет прошло для каждого из нас? Сколько лет Господь - как благой садовник - ходит за нашей душей, ухаживает за ней. Он поливает ее святой росой слова Божия, святым дождем испытаний. Он орошает ее собственной освящающей кровью, прививает ее к Себе, как Лозе святой, - а мы все-таки бесплодны.

Кто знает, может быть, вчера в совете своем Господь решил порубить бесплодную смоковницу и только на один год отложил суд свой по молитве Сына Своего?

Часто, когда мы, проповедники, говорим о необходимости в новый год подвести итоги приходу и расходу нашей души, ее росту и падению, нам говорят:
 
- Ну чем отличается день нового года от других дней? Почему именно с этого дня я должен начать новую жизнь?

- Да, конечно, ничем не отличается. Дело только в том, что всякий праздник, всякий особенный день есть день особого призыва Господня к нашей душе.

Господь стучит... Господь зовет к Себе и спрашивает нас: "Есть ли плоды в вашей смоковнице? Сторож, сколько ночи... Уже скоро полночь, а в полночь - суд".

И новый год - один из дней такого напоминания. Сроки проходят... Еще один круг времени прошел. Смотри, подумай, не последний ли срок назначен тебе, чтобы запастись елеем для своего светильника, с каким ты встретишь Жениха, идущего за душою твоей...

- "скоро полночь, а в полночь - суд".
 
***
 
Год. 365 дней. Какой большой срок.
 
Рассказывают, что на монетном дворе, в Цинцинатти, в течение года пол становится весь золотой от пыли, падающей от обработки монет. Не сверху золотым (пыль, конечно, сметают), а внутрь - насквозь золотым.

С другой стороны, на фабриках свинцовых белил достаточно года, чтобы весь организм был отравлен свинцовым ядом.

Поучительное сближение.

В течение года в наших средствах или сделать золотой свою душу, оставаясь, как можно больше, "на фабриках золота" (не того, какое татие подкапывают и крадут) - около Святого Писания, около святых людей, - в их писаниях и житиях. Чаще читая Евангелие и пробуя хоть слабыми ногами идти по его путям.

Или, наоборот, еще больше разложить и отравить душу, оставаясь около греха и соблазна.
 
Нужно беречь время, нужно каждым часом пользоваться, чтобы душа стала богаче силой Христовой. Иначе бесплодно пропадут дни и годы, и неготовыми застанет нас страшная полночь смерти.

Я потерял день, - говорил язычник-император Тит в те дни, когда не сделал доброго дела.

Я потерял Христа, - должен говорить христианин в тот день, когда душа его не обогатится ни одной пылинкой Христова золота. Не приблизится ко Христу ни на четверть шага.

Потерять день страшно; но подумаем, не потеряли ли мы год?

 
Епископ Михаил (Семенов)
 
Церковь, 1910, № 52
 
Категория: Новости Самстара | Просмотров: 1605 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]