Главная » 2012 » Февраль » 21 » Фото дня: Древлеправославный Патриарх Московский и всея Руси Александр в Покровском кафедральном соборе Самары
19:03
Фото дня: Древлеправославный Патриарх Московский и всея Руси Александр в Покровском кафедральном соборе Самары
В январе 2012 года предстоятель Русской Древлеправославной Церкви Древлеправославный Патриарх Московский и всея Руси Александр посетил Самару и 25 января, в день попразднества Просвещения и св. мученицы Татианы, совершил литургию в Покровском кафедральном соборе Самары. Фотографию, сделанную после службы, "Самарскому староверию" предоставил Антон Золотухин. На фото рядом с патриархом Александром - епископ Нижневолжский Савин (слева), епископ Верхневолжский Василий (справа), а также игумения Покровского старообрядческого женского монастыря Татиана.
Да...ещё досадно видеть, как оформлен здесь иконостас - это эклектика в новоевропейском духе, совершенно чуждая Русской Православной традиции. Исторически хоть как-то объяснимо, что так оформили иконостас в конце 19 века - но неужели няне не было сил и желания избавиться от этого чуждого стиля, с его мещанской дешёвой позолотой и вензельками? Досадно видеть крупных деятелей Древлеправославия на таком фоне...
Хожу в этот храм начиная с Великого поста 2000 года. И никаких отрицательных эмоций по поводу "такого фона" никогда не возникало. Напротив, в этом храме очень хорошая атмосфера. И священнослужитель, владыка Савин - пастырь добрый. Владыка Василий и игуменья Татиана, так же вышли из нашей общины. Мы их знаем как добродетельных христиан. Свидетельствую не по-наслышке и не по фотографии, а от себя лично, из опыта своего общения с людьми запечатленными на снимке. Поэтому оцениваю не по стилю вензельков и позолоты, а по христианской жизни этих архипастырей и иночествующих.
Уважаемый брат Алексий! Очень рад, что Вы цените своих пастырей и духовную атмосферу в храме. Несомненно, это самое важное. Однако, если мы видим недостойное, некачественное,оторванное от Традиции в декоре храма (в данном случае в стиле резьбы на иконостасе) - мы обязаны говорить об этом. Почему? Да потому, что жизнь целостна и вся культура, доставшаяся нам от предков - целостная. Но она была попорчена многими "нововведениями", которые снизили, извратили Традицию. Так в декоре иконостасов, к примеру, на смену разнообразным строгим стилям, отработанным в Византии и в Древней Руси, отражающим высокий аскетический дух святых, пришли "барокко", "рококо", "эклектика", отражающие внешнюю "красивость", светскую пышность и развязность, забвение аскезы и понимания "красоты как простоты". Так же на смену знаменному пению пришло партесное пение...на смену ясным и строгим правилам, охватывающим всю жизнь - размытые и необязательные для исполнения "свободы". Старообрядческий храм (как никакое иное место на свете!) призван быть образцом Традиции во всём - от мелочей в украшениях до стиля пения... Там, где в тяжёлые времена произошла подмена - нужно срочно вернуть Традицию. Людям нужен камертон точной настроенности - как в музыке. Разве не так?
В некоторых древлеправославных храмах дух старины ощущается очень сильно, в других - не так явно. Однако это не является препятствием главному - совершению Таинств. Люди в таких храмах тоже получают помощь Божию в деле спасения, так как указанные особенности стиля не являются каноническими нарушениями. Во времена советской власти, у Самарской общины РДЦ отбирали храм (другой, этот позже был построен) взамен предоставляя то подвал, то ещё какие - то помещения. Как рассказывают наши ветераны, бывало так, что во время службы с верхних этажей раздавался шум от мирской музыки и плясок. В подвале было очень душно, на стенах был грибок. Вот с этим действительно трудно было мириться. Обсуждение указанных особенностей стиля ныне действующего храма можно попробовать вынести на собрание двадцатки. Решать такие вопросы надо сообща. В этом тоже проявляется дух древней церкви.
Уважаемый брат Алексий! Признателен Вам и за Ваши впечатления о благочестии приходящих в самарский храм, и за внимание к моим замечаниям о неподобающем стиле иконостаса. Всецело присоединяюсь к Вашему предложению: "Обсуждение указанных особенностей стиля ныне действующего храма можно попробовать вынести на собрание двадцатки. Решать такие вопросы надо сообща. В этом тоже проявляется дух древней церкви." Напомню, что ныне во многих городах России трудится немало иконописцев, резчиков по дереву, искусствоведов - это знатоки культуры Древней Руси и возродители её Зримого Образа. Можно даже выбирать из их числа, кто вам ближе. Выбрать наилучшее, близкое и - ! - передать детям настоящую культуру Православного Храма. Конечно, верно замечание, что "Церковь не в брёвнах, а в рёбрах" - никто не спорит. Но также кто будет спорить, что Господь даёт именно нашему поколению возможность возрождения всей целостной культуры - и нам надо использовать эту возможность? Тот же преславной памяти протопоп Аввакум - как бы он реагировал на такой "стиль" иконостаса?... Итак, желаю вашей общине обсудить назревшее решение и наилучшим образом вернуть в Покровский собор зримые образы древлего Православия - да поможет вам Бог! ...И ещё просьба - сообщайте о ходе ваших трудов на этом сайте. Уверен, что у такого дела будет много доброжелателей и, возможно, помощников.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]