В последние годы эти "Иордани" стали все чаще появляться у старообрядцев (в основном РПСЦ) никонианский пример оказался заразительным, но насколько это соответствует христианской традиции?
Ну, по поводу "никонианского примера" можно было бы и поспорить. Павел Иовий, побывавший в Москве в 20-х гг. XVI века по поручению папы Климента VII, присутствовал при водоосвящении на Богоявление и в своих записках писал, что «по окончании церемонии недужные и больные бросаются в реку; быв уверены, что священная вода омоет нечистоту болезни». Сигизмунд Герберштейн, посланник германских императоров, бывал в Москве в первой половине XVI в., и отмечал в своих "Записках". что в «Иордани» купались не только безнадежные больные, которых в воду погружали другие, но и матери купали в ней своих младенцев и «сейчас же вытаскивали». Павел Алеппский уже в XVII веке писал об этом же.
Можно говорить о том, насколько в этой традиции сохранились проявления язычества. Не говорю уже о современных городских обычаях (не старообрядческих, естественно) кидаться в воду, предварительно "приняв на грудь". Но это уже не вопрос о православности самой традиции. Против такого беснования еще Стоглав выступал.
Не никонианство это, а народные традиции, и не единственный случай, когда православные праздники совместились с прежними народными традициями, языческими праздниками, придав им православную окраску. И в РПСЦ того... не надо камни кидать.
А я камни не кидал, ето факт - крещенские "иордани" сейчас есть только в РПСЦ, а вот то что они сдаланы в виде креста, вот это наверно и есть никонианское влияние, так как Владимирский Собор 1274 г. прамо воспретил делать иордани в виде Креста.
К тому же я лишь высказал собственное сомнение, так как вчера оказался свидетелем подобного мероприятие в Старой Руссе около никонианского собора и получил неприятное впечатление от обилия мусора вокруг купели (как то шелуха от семечек, фантики, пустые пивные бутылки и окурки.) да и днем в этой "освященной" купели купались уже не вполне трезвые и наверняка не верующие люди. По мне так лучше без таких купелей, чем обрекать их на кощунство.
Про форму ничего сказать не могу - просто не знаю. А в общем, согласна, соблазна во всем этом больше, чем благочестия. Когда с гиканьем в купель прыгают - есть в этом что-то не то. Или вон у наших соседей саратовцев бывший губернатор чуть ли не в приказном порядке чиновников в прорубь заставлял лезть - это уже просто ни в какие ворота не лезет. Весь этот ажиотаж больше на аттракцион смахивает, чем на христианский праздник. Но у наших на Урале, полагаю, все не так было
По приведенной ссылке речь идет о Восхождении к воде в ночь на Богоявление, так у нас у многих общин делается, это безспорно древняя традиция. но вот купание в святой воде, вот что сомнительно. Это все же скорее народный обычай.