Главная » 2011 » Февраль » 16 » Г.В.Чудинова. Самобытный талант
19:20
Г.В.Чудинова. Самобытный талант
В пермском староверческом благочинии появилась книга прозы Владимира Подюкова, только что изданная в г.Верещагино под названием "Староотеческие бывальщины". Лучшие из бывальщин ранее были опубликованы в газете "Старовер Верхокамья" и в журнале "Неопалимая купина", а теперь читатели получили возможность познакомиться с ними в полном объёме.

Владимир Михайлович Подюков живёт в самой что ни на есть глубинке Пермского края, в деревне Селетки Большесосновского района, куда приехал он в 1990-м году помогать родителям жены в возрождении умирающей деревни. Биография его, на первый взгляд, не богата внешними событиями. Родился Владимир в селе Юрич Карагайского района Пермской области в 1964-м году. После окончания средней школы отслужил в армии, поработал егерем в лесу и, набравшись изначального жизненного опыта, с 1985-го года стал корреспондентом Очерской районной газеты "Знамя труда". Годы работы в редакции он считает своими университетами.
 
С переездом в сельскую местность всё больше внимания стал уделять он глубокому изучению литературы, отечественной истории и философии, к которым был неравнодушен с детства. Вскоре на смену бывшим газетным статьям и очеркам под пером Владимира стали появляться более серьёзные труды, чему в полной мере содействовало его староверчество.

Свои размышления о глубинной взаимосвязи между безопасностью русского народа и православной нравственностью он изложил в собственных книгах "Величие Христа" (2004) и историческом исследовании "Влияние Пресвятой Богородицы на историю русской Семьи"(2007), где под "семьёй" понимался весь русский народ. Содержание текстов, помещённых во второй книге, далеко выходило за рамки обозначенной темы: в них была сконцентрирована суть нескольких будущих работ.

Подлинным взлётом таланта Владимира Михайловича стали его "Староотеческие бывальщины", написанные в конце первого десятилетия двухтысячных годов. Жанр бывальщин, восходящий к былинам, сказам и русскому фольклору, стал продуктивной попыткой автора облечь некую историческую правду в яркую, красочную литературно-художественную форму. Предложенный вниманию читателей сборник состоит из двух частей, первая из которых называется "Подвиги нищих духом" и включает в себя шесть произведений. Внимание автора привлекли события, происшедшие на заре принятия языческой Русью Православия в его
восточном варианте, через Святую землю и Византию. В основу всех бывальщин положены мотивы испытаний, состязаний, преодолений всевозможных препятствий и перевоплощений главных их героев.

Подвиг Святого Апостола Андрея Первозванного, героя бывальщины "Благословение", - это христианизация языческой Руси, образное повествование о том, как Апостол Андрей вместе с верными своими спутниками проплыл по водам, проехал и прошёл огромный путь, ставя каменные кресты на месте будущих городов и православных святынь: Киева, Смоленска, Москвы, острова Валаам. Повествователь говорит о нём евангельскими словами: "Не хотел основать Дом на песке, но на камне спешил утвердить". Апостол, не взирая ни на какие опасности, исцелял людей телесно и духовно, воцерковлял их, нёс им слово Божие. Колоритная сцена поединка его с идолопоклонником волхвом напомнит читателям эпизод поединка Святителя Стефана Пермского с вождём коми-зырян Памом из "Жития Стефана Пермского". В обоих случаях победителями оказались посланники Божии.

Во всех бывальщинах Владимира Подюкова тесно, неразрывно переплетается реально-бытовое и легендарное, мифологическое начало. В основу каждой из них положено чудо, идущее от воли Бога, Творца всего сущего. Конфликт бывальщины "Встреча" - противостояние православного и языческого миров, захват воинственными русами крымского града Сурож и встреча князя русов
Бравлина с восставшим из гроба Святым Стефаном Сурожским. Только истинное покаяние спасает жизни жестоких в недавнем прошлом язычников, побуждает их принять крещение и полностью преобразиться.

Глубокий психологизм характерен для бывальщин "Голубка" и "Прозрение". В "Голубке" в сжатой форме воплотилась жизнь великой равноапостольной княгини Ольги. Повествователь правдиво воссоздаёт самые драматические, переломные моменты её жизни, когда мудрая женщина мучительно искала истину, и всякий раз перед ней возникало видение голубки как более глубинной сущности человека. Испытания, выпавшие на долю Ольги при императорском дворе в Византии, смелый выход её на ристалище, где взглядом и силой духа остановила она голодную львицу, её крещение по православному канону - все эти мастерски прописанные сцены не могут оставить читателя равнодушным. "Прозрение" - это духовный путь внука Ольги, князя Владимира, перед которым в самый канун его крещения "прокручивается", как в медленной киносъёмке, вся его предыдущая
жизнь, полная всевозможных грехов и преступлений. За душу Владимира бьются бесовские и ангельские силы, и только искреннее раскаяние спасает князя, а крещение и брак с сестрой византийских императоров Анной, делают его совершенно другим человеком - добрым и мудрым, - навсегда вошедшим в русскую историю как Владимир Креститель. Легенда о выборе веры, приведённая автором в "Прозрении", и притча о поросёнке, перевернувшем корыто с хмельным напитком, придают повествованию особый колорит.

Бывальщина "Освящённый Благодатью" интересна великолепными сценами пребывания пресвитера Илариона, будущего митрополита, в раю, где Ангел Господень поведал ему об истории возникновения всех вероучений на Земле и о давнем противостоянии закона и благодати. В отличие от многих бытописательских и натуралистических произведений современной литературы под пером Владимира Подюкова возникают удивительные фантастические картины то адских чудищ, то райских кущ: "И было все кругом необычно: запах благоуханный, словно рядом расцвели поля роз, и виднеющиеся огромные сады с необычайными деревьями, и поблескивающие золотом дивные здания, расположившиеся посреди садов. Но всего необычнее было ощущать твердь под ногами, ибо была она подобно хрусталю. При этом напоминала мягкую траву-мураву. Соприкосновение с этой травкой вызывало такие дивные мелодии, что Иларион едва не задохнулся от восторга!". Раз и навсегда избрав благодать, митрополит написал "Слово о Законе и Благодати", ставшее своего рода кодом русской духовной цивилизации. "Небесный человек" - образное повествование о родившемся в Любече слабом ребёнке, которому суждено было
стать могучим воином, а позже - основателем русского монашества.

Вторая часть сборника под названием "Не хлебом единым" состоит из двух историй. Она переносит читателя в Россию в канун первой мировой войны и начинается с великолепной бывальщины "Русская масленица", своего рода шедевра. Описание народных верований, обрядов и обычаев можно найти у многих русских писателей: А.С.Пушкина, С.Т.Аксакова, Н.В.Гоголя, Н.С.Лескова, П.И.Мельникова-Печерского, к изображению масленицы обращался В.Я.Шишков в романе "Угрюм-река". Владимир Подюков по-своему продолжил эту плодотворную традицию: в его бывальщине образно и красочно воссоздан весь семидневный обряд масленичных увеселений: "Все семь дней выливались в один сплошной весёлый, всеобщий праздник. Однако каждый день масленицы имел свое название. В Караваевской округе эти дни назывались так: понедельник - "встреча",
вторник - "заигрыш", среда - "разгул", четверг - "широкий", пятница - "тещины вечерки", суббота - "проводы", воскресенье - "прощеный день". Все в округе, от мала до велика, с нетерпением ждали "Маслену". Соперничество жителей двух округ - Караваевской и Зареченской - лежит в основе сюжетостроения. Молодые парни: Илья Коловратов и зареченский Пашка Коршунов соперничают ради благосклонности местной красавицы Катерины. На "круге" в день "заигрыша", как образно повествует автор, "все бойцы разделяются на четыре разряда, по уровню мастерства. Тут и малоопытные "зайцы", и мужественные "волки", и невозмутимые "медведи". "Лис", правда, ныне нет". В центре внимания повествователя - дружная семья Коловратовых, мужчинам которой были знакомы идущие из старины тайны кругового боя. Одновременно с этим дед Абрам Иванович воспитывал сыновей и внуков в духе строгой православной нравственности, а за былое атаманство был он уважаем по всей округе. Он-то и дал в бывальщине хороший нравственный урок зазнавшемуся зареченскому богатырю Зорило Тимофеевичу, несколько раз уложив его на лёд при помощи забытых всеми "лисьих" приёмов боя: "Приподнял Зорило отяжелевшую голову. Присмотрелся внимательно. Как ребёночек лопочет дед, словно в салочки играет. Но глаза!.. Так смотрит родитель на расшалившееся дитя: не перестанешь - накажу. Что-то колыхнулось неведомое в сознании Зорилы. Он вдруг почувствовал себя беспомощным". Взятие снежного града и битва стенка на стенку воссозданы не менее колоритно, стилю Владимира Подюкова в полной мере присуща словесная живопись. Заканчивается повествование в лучших православных традициях сценой взаимного прощения двух соперников - Ильи и Павла - в прощенное воскресенье.

Продолжением "Русской масленицы" является бывальщина "Великий пост", действие которой происходит в годы первой мировой войны и после революции 1917-го года. На староверческую округу обрушивается новая напасть: приезд большевиков - безбожников, табакуров, сквернословов, любителей выпить и поживиться чужим добром, людей, страшно далёких от жизни и быта русских крестьян и привыкших решать все вопросы силой оружия. Само название символизирует обрушившуюся на Россию великую скорбь, которой суждено было затянуться надолго, но и здесь Господь являет людям свои добрые чудеса, не позволяет безбожникам сеять крест с церкви.

Хочется особо отметить словесное мастерство автора сборника, множество образных выражений в его бывальщинах: "Тут-то и заметил её княжич Игорь. Нахрапом восхотел цвет сорвать", "Коли стая на крыло встала - и вожак не указ!", "А утица сама к селезню плывёт", "И мастер был на все руки: у людей и нож не режет, а у него и шило овец брило!", "На соседнем увале огонь
взахлёб тайгу жуёт ".

Чем, на наш взгляд, обусловлено художественное мастерство и актуальность сборника? С юношеских лет два увлечения стали у Владимира Подюкова сквозными: его интерес к русской истории и познание тайн боевых искусств. Сборник его бывальщин - прекрасное чтение для молодёжи, способное сформировать у юношей стойкость, мужество, отвагу, стремление овладеть боевыми искусствами. Ведь не секрет, что только 8% от всех нынешних призывников в армию являются физически здоровыми. Если количество больных призывников увеличится, сможет ли нас защитить такая "армия"?

Значимость сборника определяется и подлинно православной, староверческой его направленностью. Это в полной мере проявилось впредисловии, воссоздающем путешествие героя-повествователя к деду Илье, Всеведу, староверу, мудрецу и народному целителю. Доживший до ста лет Илья Данилович Коловратов научил рассказчика жить в гармонии с Богом и природой. Особенно примечателен в этой бывальщине эпизод тушения лесного пожара - темы, чрезвычайно актуальной для России после огненного лета 2010-го года: "Как-то ранним утром дед поднял меня. Пойдем, говорит, пожар тушить. Выбежал я вслед за дедом. Огляделся. Огня не видно. Принюхался. Гарью не пахнет. А дед уже за хутор убежал. Рукой мне маячит. Я за ним припустил. Едва догнал. Никак не ожидал от столетнего старца такой прыти! Долгонько по тайге бежали... Устал я. А дед торопит: не отставай! Вскоре и впрямь гарью запахло. После треск стал доноситься. На очередной взгорок поднялись - тут и открылась страшная картина. На соседнем увале огонь взахлёб тайгу жуёт.

Тут дед вытащил из-под полы древнюю икону Пресвятой Богородицы. Сей святой образ был семейной драгоценностью Коловратовых и передавался из поколения в поколение как особое благословение старшим сыновьям. Обратив лик Небесной Заступницы в сторону пожара и прижав икону к груди, дед опустился на колени. И заплакал. Губы его что-то шептали. Я не мог остаться равнодушным и тоже пал на колени. Как мог взмолился к Всевышнему. Факт остаётся фактом, но не прошло и нескольких минут, как на горизонте показались тучи. Постепенно всё вокруг потемнело. Пошёл такой сильный дождь, что мы с дедом быстро вымокли до нитки. Несмотря на это мы были счастливы!". Здесь читатель вновь встречается с чудом, дарованным Господом и Пресвятой Богородицей деду Илье за его доброту и праведность.

Пафос сборника - это необходимость возвращения к духовно-нравственным и героическим традициям в истории русского народа, возрождение того лучшего в нашем прошлом, без которого немыслимо будущее. Думается, что читатели по достоинству оценят самобытный талант писателя.

Галина Чудинова,
прихожанка пермского прихода

Категория: Новые издания | Просмотров: 963 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 1
1 sokol  
0
Где можно заказать книжку?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]