Публикация известного в Эстонии русского политика и общественного деятеля Димитрия Кленского, в которой он называет проживающих в Эстонии староверов разменной монетой в инфовойне против России, не осталась без внимания председателя Союза старообрядческих общин Эстонии Павла Григорьевича Варунина.
Комментируя в четверг, 2 августа, размышления Кленского на интернет-сайте российского информационного агентства REGNUM, Варунин пишет на портале «Балтия» следующее:
- Здравствуйте, Димитрий Кириллович!
Как таковой критики в Ваш адрес нет, есть определенные претензии в подаче материала статьи и формулировках. Во-первых, "верноподданически лукавя на помощь президенту" я не спешил. Прокомментировать слова президента ко мне дозвонилась Маргарита Корнышева из Делфи. Как я писал уже выше, в это время у нас проходил на Причудье детский лагерь и о всех перепитиях вспыхнувшей "русско-эстонской инфовойны", просто не знал.
Уже вернувшись в город смог спокойно прочитать заявления С.Артеменко, И.Никифорова, А.Лобова и Ваше. На мой взгляд вся эта "инфовойна" надумана и заполитизирована. Аргументы С.Артеменко, И.Никифорова и Ваши с примерами Гучкова, Громова..., как образцов "органично влившихся" имеют право на существование, но не в дискуссиях на тему истории староверия. В свое время их "органичное вливание" привело к внутренним расколам в общинах и называлось "вероотступничеством", своего рода "интеграсты", выражаясь терминами современной Эстонии. Приводить их в пример равносильно, что в современных реалиях ссылаться на лидеров "Открытой республики". Крайне неудачный аргумент для "инфовойны" на староверском фронте.
Аргументы И.Никифорова с его трактовкой раскола, как политическая оппозиция "сливок общества" в лице боярыни Морозовой и протопопа Аввакума видимо навеяна Ксюшей Собчак и Удальцовым. Вот только как в нее вписать восстание монахов Соловецкого монастыря против реформ и его осаду с 1668 по 1676 гг. Кстати, о Екатерине Второй и ее "золотом веке" для староверов.
Видимо здесь у нас разные взгляды и оценка исторических событий. Разгром Ветки и Стародубья, "выгонки" тысячи семей в Даурию, безусловно никак не сопоставимы с дарованной радостью от разрешения спороть с одежды желтые нашивки с буквами Е.Р.О (еретик, раскольник, отступник) и правом жить в крупных городах. Но надо отдать должное уму императрицы, одна из первых кто умел не меняя сути показать свой либерализм для "просвещенной Европы". Но это всё так, лишь мои небольшие замечания по прочитанному. Я не хочу продолжать обсуждение по остальным крайне спорным утверждениям в виде толерантности к староверам со стороны медведей, лосей и прочих исторических событиях проживания их на территории современной Эстонии. Тема обширная и не для формата комментария.
По поводу посыла Вашей статьи. Я не расцениваю ее, как шельмование староверов, а как привычную и распространенную трактовку с позиции РПЦ. Я не являяюсь "фанатом" президента, но в этом случае не вижу в его словах какой-то лжи или нападок на Россию, а тем более моего подыгрывания. Проблему РПЦЭ МП обсуждать в комментариях не намерен, как из соображений не задевать чувств чад "родственной" конфессии, так и отсутствия с ее стороны, каких-либо открытых негативных проявлений в адрес староверов.
В отношении утвержденния "было бы вас двести-триста тысяч, вас бы не привечали", вполне возможно. Но хочу заметить что в соседней Латвии, староверов 80 тысяч, они имеют статус официальной государственной религии, 4 депутата в Сейме, а Резекненская Городская Дума объявляет выходным Рожество по православному календарю.
О преференциях
В отличие от других стран, в Эстонии нет никакого государственного финансирования староверов. Все должности председателей, наставников, клирошан, певчих и пр. являются волонтерскими. Никаких зарплат и выплат нет.
Должности председателей общин и Союза выборные и неоплачиваемые. Нет никакой государственной программы финансирования староверов, есть программа Причудья, где расматриваются проекты финансирования и в большей степени проходят проекты никак не связанные со староверами. В комисси программы нет ни одного старовера.
|