Православная старообрядческая церковь в Зыбково на Кировоградщине — ровесница села, основанного переселенцами с Брянщины в 1766-м. После отказа от принятия церковной реформы 1653 года при патриархе Никоне староверы длительное время были изгнанниками с клеймом «раскольники», вынужденными переселяться на новые земли. И даже сменив родину, они на протяжении веков оставались верными древним церковным обрядам, ни в чем не нарушив те православные уставы, которые пришли к ним с крещением Киевской Руси.
Всего на территории Кировоградской области, кроме зыбковской, осталось еще четыре старообрядческие общины — в селах Клинцы и Красный Яр Кировоградского района, Никольское и Золотаревка Светловодского.
— Зыбковская старообрядческая церковь — благословенное, намоленное место, — рассказывает глава религиозной общины Анна Полова. — По словам старожилов, ее подарила жителям села сама Екатерина ІІ. Посетив переселенцев, она была поражена их глубокой верой, а потому спросила, какой подарок хотели бы получить от нее зыбковчане. У местных жителей была только одна просьба — построить церковь. Царица выполнила пожелание паствы — в селе возвели деревянную церковь, которая стоит до сих пор.
Зыбково действительно особенное. До революции здесь был еще и мужской монастырь, здание которого позже использовали для разных нужд, длительное время там размещалась школа, и в результате храм разрушился. А деревянную церковь зыбковчане считают местной святыней, которая, по их мнению, оберегает село.
Анна Полова говорит: «Когда кругом засуха — у нас дожди, рядом — гроза и град, а нас они обходят стороной. Бог бережет и от тяжких преступлений и самоубийств».
Выстояла церковь и в военные годы. Во время обстрелов, когда освобождали село, сгорело много домов, а сельская святыня убереглась и от снарядов, и от пожаров. Правда, во время оккупации немцы убили батюшку — перевели через дорогу от храма и расстреляли.
Раньше в церкви было много бесценных икон. Но какие-то варвары, прельстившись легкими деньгами, украли те святые реликвии. А в прошлом году похитили старинное Евангелие. К сожалению, воры не найдены, а о судьбе богослужебной книги ничего не известно. Остались в церкви лишь немногочисленные старые образы, которые находятся в плохом состоянии и нуждаются в реставрации, и еще — подаренные прихожанами.
Сегодня в селе мало староверов. Оставшиеся — не отмежевываются, как в прошлом, от мирских хлопот, толерантно относятся к иноверцам и стараются держаться громады. Давно нет в церкви своего батюшки. Службы, которые проходят каждое воскресенье и в религиозные праздники, проводят на старославянском наставницы. А когда службу нельзя провести без священнослужителя (большие праздники, крещения, венчания, отпевания и т. п.), приезжает отец Дмитрий, благословенный на Зыбковский приход. В этом году на Пасху правил в церкви службу архиепископ Савватий.
Старообрядческая вера в Зыбково выдержала испытание временем, а все традиции здесь бережно передаются из поколения в поколение. Но неумолимо время к церкви — несколько лет подряд небезразличные прихожане пытаются сделать все возможное, чтобы уберечь деревянное здание, которому уже почти четверть тысячелетия, от разрушения — собирали средства на его ремонт во время подворных обходов, обращались к сельхозпроизводителям, в сельский совет и другие учреждения. Достучались. Помогали деньгами даже чужие для села люди — из Пятихаток и Кременчуга. К сожалению, собранного не хватает на выполнение всех работ. Совместными усилиями до Пасхи удалось укрепить фундамент снаружи, частично утеплить помещение, провести косметический ремонт. В обновлении нуждаются и алтарь, глинобитный коридор, внешние стены здания. При содействии председателя Онуфриевской райгосадминистрации Антонины Гончар в проведении ремонта церкви задействована местная общественная организация «Адонис», открыт благотворительный счет.
Сегодня одна из самых старых в Украине сельских старообрядческих церквей надеется на милость Божью и человеческую.
Фото Русланы СОРОКИ. Руслана СОРОКА. Петр МЕЛЬНИК.
|