В довольно камерной, можно сказать, домашней обстановке прошел этот третий по счету научно-практический семинар «Актуальные проблемы старообрядчества». Практически все, за немногим исключением, были своими. Необычным было приветственное слово митрополита Корнилия. Его особенность была в том, что владыка не читал, как это часто бывает в таких случаях, а говорил о наболевшем: о задачах, стоящих перед духовным образованием в РПСЦ, о необходимости большей активности и т.д. Запомнилась приведенная цитата из выступления писателя В. Распутина: «Для Древней Руси был характерен человек-крепость, а для новой, пореформенной – человек-вразнос».
Директор МСДУ А.И. Шатохин рассказал о репрессированном в 1937-м году епископе Владимирском и Ивано-Вознесенском Каллисте и о проблемах с получением разрешения на строительство старообрядческого храме в г. Муроме, откуда Анатолий Иванович родом. Шатохин призвал студентов училища работать с архивами.
Редактор Издательского отдела Свято-Филаретовского православно-христианского института Т.А. Васильева выступила с докладом на тему: «Законодательство Российской Империи в отношении старообрядцев и его последствия (1905-1914 гг.)». Докладчица отметила, что в результате изменений в законодательстве старообрядцы получили даже больше возможностей для своей деятельности, чем господствующая Церковь. Впрочем, свои собрания они могли проводить только с разрешения министра внутренних дел. В 1908-1915 гг. в Москве было построено 15 старообрядческих церквей.
Об истории старообрядчества в Австралии рассказала студентка училища Павла Кирпичникова. В настоящее время в Австралии действует три старообрядческих храма.
Особый интерес вызвал доклад студентки из Румынии М. Олару «Староверие в Румынии». Р.Б. Марья отметила ряд отличий в церковной жизни старообрядцев в Румынии и в России. Так, в Румынии больше распространено христославие в пасхальный период, обход священниками домов прихожан с Богоявленской водой. Нередко совершается чин омовения мощей. В Румынии у старообрядцев практически нет воскресных школ при храмах, однако, проводятся уроки Закона Божия в общеобразовательных школах. Отношения со стороны Румынской Православной Церкви вполне доброжелательное. Женщины в старообрядческих храмах Румынии в периоды очищения могут находиться в притворах (в России в эти периоды храмы они не посещают). Правильные каноны в Румынии читаются перед всенощным бдением. Священники волосы не стригут. Женщины платки завязывают, а не надевают их под булавку, как в России. Вино для Литургии используют всегда чистое виноградное, в России же, «нужды ради», нередко используется крепленый кагор. Поют в Румынии, как правило, по попевке, впрочем, в последние годы усиливается интерес к изучению крюков. Связь между поколениями в Румынии не прерывалась, т.к. здесь не было гонений, как в России. Докладчица отметила тревожную тенденцию ухудшения знания русского языка среди старообрядческой молодежи в Румынии. В последние годы старообрядческие священники стали здесь проповедь частично произносить на румынском языке и даже читать Евангелие по-румынски.
Далеко не все участники семинара могли выступить, т.к. митрополиту предстояло вместе со студентами побывать еще на одном мероприятии.
Я в своем выступлении отметил положительную динамику в развитии Духовного училища. Важным моментом для этого является неизменное внимание к его жизни со стороны митрополита Корнилия, который здесь часто бывает. |