«В тот день мы сидели с владыкой за обеденным столом. За разговором захотелось подарить ему книгу Виктора Астафьева. Я протянула ему «Последний поклон» и рассказала о мемориальной библиотеке имени Виктора Петровича. Митрополит заинтересовался, заметив, что Астафьев является заметной фигурой нашей литературы и подлинным ее классиком. Подаренную мной книгу принял с удовольствием», - так рассказывает о дне встречи митрополита Корнилия осенью 2007 года в Красноярском крае директор библиотеки-музея В.П.Астафьева, член красноярской общины РПСЦ Анна Козынцева.
«Жаль, что нет у нас в Красноярске ни священника своего, ни храма…» - грустно вздыхает Анна Козынцева. Она входит сегодня в красноярскую общину, в которой сейчас насчитывается около сотни человек.
«Присылайте свои книги»
...Мы повстречались с Анной Епиксимовной летом 2008 года, во время ее командировки в Екатеринбург. Сразу договорились, что обсудим старообрядческую жизнь в Красноярском крае и работу библиотеки, которую она возглавляет с 1975 года. За эти годы из серого здания, где пылится поэзия да проза, библиотека стала музеем в полном смысле этого слова — Астафьев лично приносил сюда книги, фотографии, газетные вырезки.
История дружбы между писателем и библиотекой началась в 1981 году. «В это время Виктор Петрович переехал в Красноярск, купил дом в родной Овсянке — здесь прошло все его детство. Дом выбирал пристально, неподалеку от избы, где жила когда-то его бабушка», - рассказывает Анна Козынцева. В те годы в Овсянке мест для досуга почти не было, только библиотека привлекала местных жителей. В ней-то в 1982 году и состоялась первая встреча Астафьева с читателями.
- Вывешивать объявление о встрече не стали, - вспоминает директор библиотеки-музея. – Испугались, что всех желающих мы не сможем разместить. Поэтому тех, кого считали нужным пригласить, обзванивали.
Вероятно, встреча с земляками, их интерес к творчеству, их горящие глаза зажгли и самого Астафьева, который принес сюда первый свой дар – четырехтомное собрание своих сочинений. И в этом же году он, уже имея солидный авторитет среди пишущей братии, обратился с просьбой ко всем писателям России: «Присылайте свои книги в нашу маленькую библиотеку». И начался поток посылок, который растянулся на долгие годы, - от Михаила Алексеева, Юрия Бондарева, Валентина Распутина, Валерия Ганичева, Риммы Казаковой и даже от Александра Солженицына. Вдохновленные неожиданным успехом, сотрудники сельской библиотеки и сами не сидели сложа руки – собирали материалы об Астафьеве. На разломе восьмидесятых в здешней библиотеке начался настоящий читательский бум: запреты с «большой» литературы снимались, и люди спешили «проглатывать» книги. Активно читали Шаламова, Солженицына… Нарасхват шли литературные журналы.
Лучший подарок для писателя
В лихие девяностые, когда рушилось одно государство, а на смену ему приходило другое, красноярская Овсянка вспыхнула неожиданной идеей — строительством новой библиотеки. Краевые власти в лице председателя крайисполкома Валерия Сергиенко поддержали начинание, исходившее от земляка-писателя, и в 1991 году начали строительство. Вскоре уже пожинали плоды — в 1994-м, в год 60-летия Астафьева, в Овсянке появилась новая библиотека. Это был, пожалуй, лучший подарок! В честь сдачи объекта в эксплуатацию, устроили народный праздник, о котором услышали не только красноярцы — весть о нем облетела всю страну. На открытие приехали гости из Москвы, фронтовые друзья Виктора Петровича.
- Открывали мы библиотеку 6 мая, - на следующий день после астафьевского юбилея, - рассказывает Анна Епиксимовна. - Построились быстро, и нам, работникам библиотеки, хотелось поблагодарить рабочих по-особому. Накрыли для них стол. В нашей гостиной в тот день поместилось 50 человек. Главной фигурой стал, конечно, Виктор Петрович – он каждого благодарил за работу, вручая на память свою книгу.
Эта традицию — подарок «из рук в руки» — Астафьев закрепил надолго. И всем гостям, тем, кто приезжал поддержать библиотеку, повидаться с ним, он обязательно дарил свои книги. Месяцем позже, когда новая библиотека еще пахла свежей краской, в Овсянку из Красноярска приехал Александр Солженицын. Эту дату здесь хорошо помнят — 16 июня 1994 года, в дни своего триумфального возвращения в Россию из эмиграции, Солженицын встретился с Астафьевым.
«Поили Солженицыных чаем»
- Александр Исаевич побывал в библиотеке, а на встречу с Виктором Петровичем приехал с сыном Ермолаем. Поили Солженицыных чаем, потом прошлись по Овсянке, по берегу Енисея, зашли на кладбище, где у Астафьева похоронены бабушка и мама. Беседовали писатели часа три.
Повезло увидеть «Исаича» и самой Анне Епиксимовне. Она поздравила его с возвращением и осмелилась попросить автограф в альбом библиотеки. Впоследствии этот альбом стал «открытой трибуной» для всех почетных гостей.
В 1999 году, опять же не без протекции именитого жителя Овсянки, удалось добиться того, что библиотека получила и статус музея. К Виктору Петровичу в эти годы приезжали даже иностранцы. Поскольку астафьевский домик был слишком мал для больших компаний, библиотеке-музею суждено было стать местом многих встреч. Здесь побывали немецкие писатели-фронтовики, а японские музыканты выступали тут с концертами классической музыки.
Незаживающая обида…
А уж с детьми-то автор «Последнего поклона» общий язык находил легче, чем вода впитывается в иссушенную засухой землю. Представьте картину: летний вечер, за библиотечным столом вместе с Виктором Петровичем около десятка овсяночных ребятишек. Что-то обсуждают, чем-то делятся друг с другом, вместе пьют чай. Летом он приходил сюда чуть не каждый день, - благо, от дома до ставшей родной библиотеки было всего-то десять минут ходьбы.
Старожилы Овсянки охотно вспоминают, что у Астафьева был свой маршрут, по которому он ходил, сцепив руки сзади – шел или в думах, которые никто не хотел нарушать, или в разговорах с соседями. Иногда дети и молодежь шли за ним, если писатель был в добром расположении, оборачивался и приглашал прогуляться вместе с ним. Если же настроения не было – это сразу чувствовалось…
- Кто-то из проворных ребятишек увидит, что Виктор Петрович вышел из дому, и скорей бежит по селу, рассказывает – Астафьев идет! - говорит А.Козынцева. – Он еще и полпути не прошел, а в библиотеке уже целая гурьба… Часто приглашали его на выпускные, чтобы он вручал детям аттестаты и говорил напутственное слово… Вообще, паломников за эти годы стекалось море. Приезжали писатели, журналисты, интересующиеся его судьбой, творчеством. Никому не отказывал во встречах! У многих создавалось ощущение, что вместе со своей открытостью он был и очень простым. Но это, конечно, не так. У него был сложный характер. Например, при всей своей доброте, любви к детям, в нем была какая-то невыразимая жесткость.
Этим-то качеством Астафьеву приходилось пользоваться не раз – в общении с тем, кого можно было назвать его врагами. Скажем, от партийцев, ко многим из которых он мог бы, наверное, заходить без стука, ему не нужно было ничего. Он твердо считал, что хвалить компартию не за что, ведь вся его семья была в свое время репрессирована. А у Виктора так и осталась незаживающая обида… «При том, что он – выходец из народа – и сделал сам себя, в жизни он был довольно беззащитен. Не было случая на моей памяти, чтобы он перед кем-то унижался», - убедительно говорит директор библиотеки.
Оспорить завет Астафьева…
Когда подошло время подводить итоги прожитому, он, кажется, стал осознавать, что черезо всю свою жизнь прошел один. Говорят, таков приговор всякому писателю с тяжелым жизненным багажом…
В 2001 году, 17 марта писатель в последний раз побывал в родной библиотеке… В апреле у него случился инсульт, после чего из Овсянки его увезли в Красноярск – тамошние медики неустанно следили за состоянием его здоровья. Несмотря на эту борьбу за жизнь, 29 ноября в три часа ночи Астафьева не стало.
Но и после его смерти библиотека не остановилась в своем развитии. Еще одна дата в ретроспективе лет стала важной вехой – в 2003 году она получила название мемориального музея. Сегодня в нем три отдела: общей литературы, музейный отдел (здесь собрана архивная информация и о тех людях, с которыми Астафьев был связан – в частности, о Михаиле Николаевиче Кураеве, питерском писателе, который ни раз приезжал в Овсянку на литературные встречи) и отдел книг Астафьева.
За 20 лет этой взаимной дружбы писатель передал сюда 1251 документ (вырезки, фото, предметы, книги). Здесь же стоит его рабочий стол – он отдал этот писательский атрибут сам, при жизни еще оформив завещание, в котором лично закрепил его за библиотекой. Любопытно, что родные пытались оспорить астафьевский завет, но стол удалось отстоять…
В последние годы в Овсянку приезжает много туристов. По словам Анны Козынцевой, место это стало сейчас едва ли не второй «Лесной поляной». Едут, с целью посетить места писателя, поклониться его могиле. В Овсянке сегодня всего-то 3,5 тысячи жителей. Зато строят здесь не только дачи – молодые семьи покупают дома, привлеченные чистым воздухом и живой природой. Популярность Овсянки объясняется довольно просто – от Красноярска до нее каких-то 20 километров. По сути, она стала теперь спальным районом этого сибирского града на Енисее. Такая популярность сказалась на том старинном облике, который почти утрачен. Пожалуй, только одно напоминает о той старой Овсянке, Овсянке, по которой бегал осиротевший Витька, играя со сверстниками в лапту или прогуливаясь по селу со своим дедом, - старое кладбище, где покоится Виктор Петрович рядом со своей рано умершей дочерью Ириной, да церковь. И музей, который удалось создать всем миром, при личном участии Виктора Астафьева…
Подготовил Максим ГУСЕВ
Фото Евгении ЗЫКОВОЙ КСТАТИ…
Отвечая на вопрос журналиста газеты «Культура» о том, в каких произведениях художественной литературы слышится проповедь веры и любви, митрополит Корнилий ответил: «Среди русских писателей мне особо хотелось бы выделить Н. Гоголя, Н. Лескова, Ф. Достоевского и А. Чехова. А русская поэзия! Можно рекомендовать для воспитания детей многие стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева и Н. Некрасова. Из более современных поэтов вспомню А. Ахматову, Н. Клюева, Н. Заболоцкого и Н. Рубцова, из писателей – Ф. Абрамова, Ю. Трифонова, В. Астафьева, В. Распутина, А. Солженицына... Так что в русской литературе проповедь любви, веры, чистоты духа, неколебимой нравственной народной основы очень слышна» Община, 2010, № 1 |