Так впору именовать воскресный день, венчающий неделю Жен-Мироносиц.
Зоя Балыбердина никогда не любила, да и сейчас не любит говорить о своих заслугах перед Церковью. Между тем, именно она добилась, чтобы в столице Урала появился свой старообрядческий храм. В середине восьмидесятых большинство уральских староверов съезжались на праздники в храм села Пристань — полдня на автобусе до райцентра Арти, а оттуда — кто пешком, кто на попутках или редких автобусах.
…На Среднем Урале люди давно мечтали о создании общины, тем более в таком большом городе, как Екатеринбург. От слов и мечтаний Зоя Петровна перешла к делу. Со своим светским опытом управленческой работы она возглавила екатеринбургскую общину, получая духовную поддержку от отца Иоанна Устинова. Нашлись и помощники. В основном это были женщины, чьи имена и сегодня не забыты нами. Желанием уральских староверов созидать общину и искать здание для храма проникся лично митрополит Алимпий.
Зоя Петровна тянула повозку собравшихся с благой целью староверов, как заправская лошадь тянет груженую телегу с сеном — со своими знаниями, связями и авторитетом в строительных кругах она входила в чиновные кабинеты, куда и сегодня не всякий мужчина решится так смело войти, просила, что-то доказывала. Убеждала: староверам в Екатеринбурге нужна церковь. И выхлопотала храм — тот самый, где до революции молились наши предки. Долгие годы после Зоя Балыбердина была председателем общины — принимала священников, работала с документами, занималась ежегодными ремонтами и благоустройством прихрамовой земли...
Председатель общины храма во имя св.апостол Петра и Павла (с.Русская Тавра Красноуфимского района Свердловской области) Антонина Ситник рассказывает гостям, как непросто было созидать старообрядчсекий храм в марийском селе.
В центре на фото - Зоя Балыбердина, экс-председатель екатеринбургской христорождественской общины РПСЦ
История, подобная этой, не редкость и в других старообрядческих приходах в России и на всей территории постсоветского пространства. Во многих общинах сейчас немало мужчин, но часто именно женщины ведут большие дела. Не случайно И.Кремлева, исследователь феномена Старой Веры, заметила, что «женщины — это главные проводники старообрядчества». Ее наблюдения говорят: исторически представительницы слабого пола крепче хранили традиции своей веры и передавали их своим детям. Один иерей из официальной Церкви даже замечал о старообрядках в своем селе: «Где есть такие женщины, никакой священник не сладит с расколом». Никто и не сладил.
Интересны наблюдения этнографов, сделанные в 1959-1960 годах в старообрядческих деревнях нижегородского Заволжья: среди мужчин моложе 55 лет верующих встречалось очень мало. У женщин доля верующих была значительно выше, а вот средний их возраст был гораздо ниже – 30-35 лет. Подобное наблюдалось и в других регионах страны. Например, в Пермской и Вологодской областях, кое-где в Забайкалье. Не обошла эта тенденция и Свердловскую область. В пристанинском храме, к примеру, службу без священника долгое время совершала инокиня Анфиса Лыбина — надо ли говорить, как это было важно для прихожан, которые остались без настоятеля. Матушка Анфиса немало пострадала в годы гонений. Ее жестоко допрашивали во время суровых ночных бдений в узнице, но Господь смилостивился над ней, дав возможность не один год возглавлять потом богослужения во Введенском храме села Пристань. В свердловском областном Архиве органов государственной власти и сегодня хранится ее личное дело с протоколами допросов — оно засекречено и с тем, как она страдала, какие признания из нее «выбивали» сотрудники НКВД, могут ознакомиться лишь ее родственники. Ожидается, что ее «дело» будет рассекречено через пару лет.
Женский хор пос.Шамары Шалинского района Свердловской области
Любопытна история полуторавековой давности о некоей Евдокии Петровой, которая проповедовала староверие в Казанской губернии в середине XIX века. Именно о рабе Божией Евдокии новообрядческий священник Н.Демьянов писал: «Раскольница поповщинской секты пожилая девка Евдокия, жившая некоторое время в раскольничьем монастыре на Иргизе явилась в Шумкове, сделавшись у раскольников наставницею и уставщицею, и в 1852 году вышла замуж за православного крестьянина».
Единая традиция, восходящая ко временам Христа, называет всякую женщину неутомимой помощницей, чуткой слушательницей, верной женой-мироносицей. «В храме они обязательно в длинных юбках. Платки не завязывают, а закалывают под подбородком», - объяснял в одном из своих интервью митрополит Андриан. Но за этим поверхностным внешним описанием вера, которая чаще мужчин приводит их в храмы, трудолюбие — они помогают в церковных лавках, убирают свечи, пекут просфоры, трудятся в трапезных, проводят уборку, а старушки мужественно остаются на ночные дежурства в храмах по ночам, бесхитростно объясняя: «Кто, если не мы?» Женщины делают все, чтобы ежедневная общинная жизнь шла размеренно и не отвлекала от главного — от служб.
После службы в храме Рожества Христова (Екатеринбург) прихожанки обсуждают дела насущные
А если вспомнить о тех приходах, где мужчин нет и вовсе? Увы, есть у нас такие… Здесь славные женщины, верные хранительницы дораскольного православия, сами ведут богослужения, надеются и верят, что и на их клиросах зазвучат бархатистые мужские голоса.
- Достаточно прийти на любую рядовую службу, чтобы увидеть — женщин в храме во много раз больше, чем мужчин, - говорит настоятель Свято-Троицкого храма села Пристань отец Иоанн Устинов. - Они трудятся и этим своим образом поведения подают пример многим мужчинам.
Океан белых платков - на празднике Жен-Мироносиц в Рогожском поселке, весна 2007 года
И они же твердо и уверенно отстаивают веру. Столичная староверка Юлия Маслова, выступая в столичном эфире радиостанции «Свобода», так сформулировала место и роль женщины в старообрядчестве:
- «Домострой», как он писался попом Сильвестром, конечно же, не соблюдается настолько жестко, чтобы вычитывали каждой женщине ее обязанности. Есть какие-то для христианки стереотипы поведения, которые все приемлют, в том числе я, но, надо признаться, что женщина меняется вместе со всем этим миром. На самом деле то, что касается благочестия, мы его держим. Если это касается, например, внешности, тут могут быть какие-то вариации. У нас в старообрядческой церкви есть женщины, которые ходят дома в сарафанах и в повойнике, есть и такие, кто достаточно по-светски выглядит. Им приходится работать, чего раньше древнерусская женщина не делала, не ходила она ни в офис, ни в какую-то фирму, не сидела за компьютером.
Старообрядческим женам давнего прошлого было бы непросто понять эти современные веяния, которые, впрочем, не дают вольницы, но лишь шире очерчивают круг женской роли в новых условиях. Наследницы боярыни Морозовой, княгини Урусовой, верной спутницы протопопа Аввакума Анастасии Марковны — сонм женщин в дораскольном православии велик — наши верные прихожанки и сестры во Христе продолжают род человеческий и тем созидают Церковь. В храмах бегают малые дети, которые пока плохо понимают слова молитв, но охотно идут на воскресные школы, где те же мамы и бабушки объясняют им суть службы и простые, казалось бы, житейские премудрости того, как вести себя друг с другом, слушаться родителей и тем самым не грешить перед Богом.
Матушка Наталия Татаурова с дочкой
Христианство за тысячелетнюю свою историю полностью сформировало отношение к женщине, соратнице мужа, имеющей право выбирать свой путь в жизни и становиться полноправной ученицей и проводницей веры в обществе. Она свободна и может делать то же, что и глава семьи. Не случайно на шестом Всероссийском старообрядческом съезде рогожанин Павел Рябушинский выступил в защиту избирательных прав женщин, снискав тем поддержку у большинства староверов: «Женщина, обойденная в общегосударственных избирательных правах, пусть встретит луч привета из нашего тихого, но Богом не забытого старообрядчества». И как тут не вспомнить Василия Великого, который в одном из своих трудов написал о том, что в истории христианства были случаи, когда «многие жены отличались не менее мужей: есть и такие, что даже больше прославились. Таковы наполняющие собою лик девственниц, таковы сияющие подвигами исповедания и победами мученичества.
Проповедь равенства мужчин и женщин перед Богом неоднократно подтверждалась самим Христом. «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» (Лк. 7,37-47), - говорит Он в ответ на упреки правоверных иудеев за то, что подпустил к себе падшую женщину, которая омыла его ноги миром и отерла своими волосами. В другом случае Он вступается за женщину, которую толпа хотела побить камнями за грех прелюбодеяния, говоря: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Иоан. 8.7).
Праздник Святых Жен-Мироносиц, как явствует из статьи на официальном сайте Старообрядческой Церкви, - это церковная аналогия гражданского «международного женского дня». В этот день, через две недели от наступления Светлой Пасхи, Церковь вспоминает духовный подвиг святых жен, в числе коих Пречистая Дева Мария, Мария Магдалыня, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария, Сусанна, которые не побоялись возможного наказания со стороны властей и по древним восточным обычаям пришли ко гробу распятого Христа помазать Его тело миром.
Матушка Христина Татаурова с чадом
В екатеринбургском старообрядческом приходе есть добрая традиция, заложенная экс-председателем здешней общины, а ныне – председателем старообрядческой общины в городе Невьянске Мефодием Тюкиным: после Литургии каждой пришедшей в этот день на службу девушке, женщине и бабушке дарить живую розу. И надо в это время видеть сияние их чистых лиц, чтобы понять, как это важно — сказать хранительницам семейного и церковного очага доброе слово и напомнить о том, что каждая из них является духовной наследницей тех славных жен, которые первыми возвестили о воскресшем Христе.
Вот не пойму, хоть убей... В свое время, облегчая язычникам принятие христианской традиции, Православная Церковь постаралась адаптировать бывшие языческие праздники и придать им христианский характер. Хотя до сих пор элементы язычества сохраняются: достаточно вспомнить, как с пьяным гиканьем народ ныряет в прорубь на Крещение или упивается и объедается в Прощеное воскресенье. Похоже, "советскому народу" тоже нелегко расстаться с прошлым. Ну как же без 8 марта прожить! И вот уже на наших глазах складываются "благочестивые традиции": на Жен-Мироносиц староверкам дарят розочки. Говорят, уже и на Рогожское традиция проникла. И из других приходов такие же вести приходят. И все умиляются...
Но вот объяснил бы кто - зачем все это??? Осталось еще начать праздновать "православное 23 февраля" - с этим проблем не будет, святых воинов у нас множество. Буржуазному дню св.Валентина вслед за РПЦ противопоставим день свв. Петра и Февронии, пусть молодежь обменивается "петруньками" и "февроньками". А в качестве православного дня Конституции начнем праздновать день Кормчей. То-то будет лепота!
"Православным 23 февраля" вполне можно назвать день Георгия Победоносца или Дмитриев день. Моя позиция заключается в том, что этот "женский" праздник - лишь малая возможность привнести в пасхальные торжества еще одну струю, способную оживить старообрядческую аудиторию, "развлечь" ее. Авторитетные (ну... лично для меня) священники-староверы, на чьем мнении, в том числе, базировался этот текст, поздравляют женщин уже не первый год. Не вижу в этом ничего плохого. Впрочем, особо убеждать в своей точке зрения никого не хочу, потому что тема действительно в некоей степени спорная и два человека за месяц до идеи написать материал отговаривали меня от этого, хотя и [hide][/hide]признавали, что достойные женщины есть в русских селениях. А для тех, кому аналогии с 8 марта не нужны (да я их и не старался проводить их, но с удивлением увидел на официальном сайте РПСЦ эти данные, использовав), я предлагаю каждому ревнительному читателю ставить в тексте свою собственную точку перед последними двумя абзацами. Я не обижусь. И это будет справедливо. Или писать о женщинах в принципе не стоит, а только излагать по-новому жизнеописания святых, повествовать о крестных ходах и престольных праздниках?
Пока регистрировался и писал комментарий, увидел фотозарисовку из Ростова-на-Дону. Тоже цветы, сияющие лица женщин. Что в этом плохого, языческого, если жены идут крестным ходом и вряд ли думают о таких вещах, как "глобальная притирка к мирским побрякушкам"? Это мир. "Зачем все это?" Попробую ответить. Выйдя из храма, женщины сядут в машины своих мужей или братьев, включат музыку (в одной из тысячи машин, наверное, зазвучат какие-нибудь рогожские напевы - и это нонсенс, а не то, что в порядке вещей) или пойдут в магазин, по пути остановятся на центральной площади, где их ребятишек заинтересует какое-нибудь театрализованное представление, кто-то зайдет в Мак-дональдс, встретит подруг или друзей, которые поинтересуются "откуда цветы?" Ответ на этот вопрос может стать некоей проповедью Церкви, если развивать эту мысль дальше. Дескать, "были с утра в храме, сегодня почитаются Жены-Мироносицы, первыми встретившие Христа, у нас в этот день принято поздравлять женщин, вот - цветы подарили". Наконец, согласитесь, что мужчины многие настолько закостенели сегодня, что порадовать жен, дочерей не хотят и не находят повода, кроме, разве что, именин или Дня Ангела. А тут есть, скажем так, соборный повод поздравить всех, похристосоваться и подарить радость и улыбку тем, кто часто и не по малу трудится в храмах во имя Господне. Повторюсь - это мое мнение. Я ни кого не призываю что-то соблюдать, не пытаюсь укоренять новую традицию, но лишь описываю, как все это было и есть, подтверждая свои мысли конкретными иллюстрациями, примерами. Но я с удовольствием прочту и даже гарантированно опубликую иной материал в "Общине", который аргументированно, внятно и ярко объяснит ситуацию "от противного" и докажет, что поздравлять женщин в день св.Жен-Мироносиц нельзя, некрасиво и неправославно. Так ведь никто такого не напишет, не воззовет к соборному разуму. А я бы этого очень хотел.
Дело в том, что переключать внимание людей вместо радения о вере на всевозможные мирские попечения очень характерно для сегодняшнего дня.
Относится это и к попытке произвести замещение праздника веры и верности Христу, женами, которые рискуя быть поруганными, а то и побитыми - всё равно не отступили от него, даже в тот момент, когда и ближайшие ученики-апостолы усомнились и пришли в смятение, банальным мирским юбкопочитанием. Это ещё одна слащавая попытка подмены христианства гуманизмом. Подмены богопочитания человекоугодничеством.
Нововводство поздравлять в день памяти святых жён мироносиц всех женщин, столь же абсурдна, как традиция бездумно поздравлять всех мужчин и мальчиков, даже близко не служивших в армии с днём Российской Армии. Не говоря уж о самой сомнительности этого мирского псевдопраздника.
Думаю, что по логике адептов сего нововводства следующим шагом будет поздравлять всех мужчин в день памяти св. Иосифа Аримафейскаго.
Понимаете, Максим, мне, например, дико читать, что "этот "женский" праздник - лишь малая возможность привнести в пасхальные торжества еще одну струю, способную оживить старообрядческую аудиторию, "развлечь" ее"... Да не надо мне в пасхальные торжества никаких струй привносить - мне пасхальной радости в ее "неразбавленности" хватает вполне. И развлекать не надо, спаси Христос. Или кто заскучал? Может, нам в тогда в храме песни-пляски устроить, чтобы веселее было? И в день св. Григория Победоносца или Дмитриев день я предпочитаю Св.Георгию молиться или св. Димитрию, а не мужчин поздравлять, с погонами они или без, пусть эти мужчины хоть трижды достойными будут. Не надо христианские праздники заменять не пойми чем, даже если эти мирские праздники вполне себе милые и приятные.
И еще вот в чем дело. Никогда не считала 8 марта и 23 февраля праздниками настоящими. Неужели Вы не чувствуете формальности этих праздников? Я знаю, что утром 8 марта у нас на работе группа мужчин-начальников подразделений обойдет все отделы и преподнесет каждой из нас цветочки и какую-нибудь очередную дежурную чашку. Наговорят кучу комплиментов и ручку поцелуют. Потом те же начальники пригласят нас, начальниц подразделений, и еще раз, уже в узком кругу, подарят цветочки и ручку поцелуют. И так из года в год. 23 февраля будет наоборот, только без целования ручек. Все мило улыбаются, но никто и никогда не принимает это всерьез. Все эти выражения любви раз в год, так же формальны и фальшивы, как день защиты детей раз в год, как комсомольские собрания из моей юности или транслируемые по ТВ съезды КПСС. Никто не воспринимал это всерьез, сохраняя внешнюю серьезность. Ну принято так - что ж теперь.
Понимаете, если я люблю мужчину - я люблю его 365 дней в году, а не раз в год 23 февраля, и ребенка своего я люблю и защищать готова ежедневно - а не 1 июня только. И там, где есть подлинная любовь - все эти розочки раз в год не имеют никакого значения. Мы вообще-то молимся о здравии и спасении всех православных христиан. Мало этого нам? Ну усугубьте свою молитву, помолитесь о женщинах келейно, коли так уж радеете о нас. Церковь - это не офис, и служба соборная - не комсомольское собрание. Давайте вот эти формализованные казенные ритуалы не будем нести туда, где все должно быть подлинным и искренним. У нас, к сожалению, и так многое превращается в формальность порой - так зачем вносить в церковную жизнь заведомо формальные вещи?
Ну а уж по поводу "проповеди"... Вот-де, а у нас в храме цветы дарят... А у кришнаитов вон, говорят, кормят. Проповедь-то вроде должна быть о Христе распятом? Или что-то изменилось? Если наша проповедь теперь звучит так: "Не бойтесь, люди, мы совсем такие же как все, так же живем, все у нас так же, как везде" - то грош цена такой проповеди. Точно так же могу отозваться и об идее выпускать всякие кружки-чашки с нашей символикой, которую Вы не раз излагали. Ну не применимы к Церкви принципы маркетинга. Церковь - не туристическая фирма, раскручивающая таймшеры в рай.
Поймите правильно, я двумя руками за то, чтобы женщин достойных и достойных мужчин отметить и почтить. Но неужели нельзя вот просто на именины или еще как-то. Ну зачем эти формальные государственные праздники в церковь тащить?
И то, что на официальном сайте так воспринимают праздник Жен-Мироносиц - это более, чем грустно. А о том, как и почему возникла традиция именно этот праздник отмечать на Рогожке торжественно, мы забыли? Мы же белокриницкие? Или мы о распечатании Рогожских алтарей только в столетие вспомнили и теперь еще раз вспомним через 100 лет - если доживем? Или теперь вспоминать об этом нетолерантно, толерантнее розочки дарить?
Ну а что касается воспевания женщин - то оно, конечно, дело хорошее, только надо все же трезво смотреть на вещи. Например, когда я читаю: «Раскольница поповщинской секты пожилая девка Евдокия, жившая некоторое время в раскольничьем монастыре на Иргизе явилась в Шумкове, сделавшись у раскольников наставницею и уставщицею, и в 1852 году вышла замуж за православного крестьянина», то меня это, честно говоря, не умиляет. Я, конечно, понимаю, что любовь зла, но вообще-то это явно не пример староверческого стояния в вере. Но оставим в покое "девку Евдокию". Женщины многое делают для старообрядческих общин. С одной стороны. Но и печальное во многом положение общин и свары-дрязги в общинах, это тоже, как ни крути, происходит из-за этого женского руководства жизнью в общинах. Так что вопрос о роли женщин в старообрядческих общинах гораздо более сложен и гораздо менее радужен, увы.
Что же Вы, Ирина Георгиевна, время ответить на сообщение нашли, а в свое время не пожелали написать хотя бы даже вот ровно то же самое, что изложили выше? Как-то это странно. Конечно, писать реплику на готовый материал проще, нежели изначально в открытую заявить о своей позиции по теме... Или Вы теперь просто в оппозиции к любой не-Вашей позиции? Если не возражаете, я скопирую Ваше сообщение-реплику и опубликую его в следующем номере "Общины". Вы, конечно, юрист, наверное, неплохой и оратор, догадываюсь, тоже дюжий, но только не стоит мне приписывать того, о чем я не говорил. Хорошо? Хорошо. Есть в тексте прямая отсылка к официальному сайту РПСЦ, зрите выше. И не нагнетайте в своей реплике тумана, я тоже никогда не считал 8 марта и 23 февраля праздниками и нигде не пропагандировал подобного. Вы пользуетесь теми же запрещенными, а вернее, далеко не этичными приемами спора, в которых упрекали как-то одного из выступающих на Вашем сайте. А судьи кто?Перечитайте Чапека. Если ссылку потеряли, вот она - http://lib.ru/SOCFANT/CHAPEK/gazeta.txt
Если люди не хотят сотрудничать с "Общиной", то наверное не от того, что им нечего писать. Можно, конечно, до бесконечности расцеловывать свой коряво свёрстанный интернет дайджест, выходящий тиражом 200 экземпляров, но если Ирина Георгиевна не пишет для него - значит ей это просто не интересно. Как и всем остальным, впрочем. Иначе "Общину" не приходилось бы списывать с того же "Самстара" и чужих интернет-дневников
И можно сколько угодно демонстрировать оскорблённую невинность, но слов о привнесении новой струи в пасхальную радость из песни не выкинешь и на официальный сайт не спишешь. А это главная мысль. И думаю, Ирина Георгиевна сформулировала её абсолютно чётко: "Если наша проповедь теперь звучит так: "Не бойтесь, люди, мы совсем такие же как все, так же живем, все у нас так же, как везде" - то грош цена такой проповеди. Точно так же могу отозваться и об идее выпускать всякие кружки-чашки с нашей символикой, которую Вы не раз излагали. Ну не применимы к Церкви принципы маркетинга. Церковь - не туристическая фирма, раскручивающая таймшеры в рай".
Дорогой Максим, не стоит реагировать столь бурно. Причины, по которым я отказалась писать для "Общины", я Вам в личном письме очень подробно объясняла. И снова повторю: тема о роли женщины в старообрядчестве для меня довольно сложная, потому что праздничные славословия как жанр мне не интересны, а разбирать это все серьезно - тема окажется не праздничной, боюсь. А упрекать меня в нежелании писать для "Общины" вообще странно. Я Вам говорила уже: я не профессиональный журналист, который может писать что угодно о чем угодно и куда угодно. Я пишу, если уж "приперло" совсем и только о том, что меня здорово задевает. Кроме того, у меня на сайт не всегда время остается, хоть и стараюсь отвечать тем, кто комментарии оставляет. Так что упрек Ваш несколько странен: что ж, дескать, в мою газету не пишете, а на свой сайт пишете. Вот потому и пишу, что коль сделала его, стараюсь обновлять и на опубликованное как-то реагировать. Если Вы заметили, я всегда стараюсь выразить свое отношение, хотя бы кратко, к тем публикациям, с которыми я не особенно согласна. Ну или хоть позицию свою пояснить. Не совсем понимаю также Ваши обиды по поводу моего комментария. Каждый имеет свою точку зрения на происходящее. Нравится Вам или Георгию женщин поздравлять - да пожалуйста. Нравится это женщинам - еще лучше. Мне это странно. Но это мое мнение. Пока я не услышала ничего, что бы заставило меня его изменить. Возможно, все 100% читателей сайта со мной не согласятся. И это пожалуйста. Просто не надо воспринимать иную точку зрения как личное оскорбление. Люди разные, Максим. И взгляды у них разные. Вы уже достаточно взрослый молодой человек, чтобы попытаться с этим смириться.
Дело не в личном оскорблении, на что я внимания особо и не обращаю (нецыи настолько превзошли сами себя в ведении спора, что я теперь это просто игнорирую), а в том, что Вы как-то странно интерпретировали мои фразы и приписали мне то, чего я не говорил и к чему я не призывал. Вы же сознательно стали в меня бросать фразами, вроде - "неужели Вы не чувствуете формальности этих праздников?" Таким образом вроде как укоряете меня в том, что я где-то говорил о необходимости их отмечать. Вы это прекрасно понимаете. Если нет - перечтите еще раз свои слова. Апеллируйте только к тому, что я написал, а не к своим измышлениям по поводу прочитанного Вами у меня в тексте. Я так понимаю, что Вы достаточно взрослая и умудренная неким жизненным опытом женщина (в т.ч.словесными баталиями), чтобы понять эту очевидную вещь. Почему Вы к своему ведению спора не применяете то, что другим советовали? Вот что странно и удивительно лично для меня. Давайте не домысливать, а оперировать фактами.
"Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется". Если я поняла Ваши слова так, как я их поняла, можно пенять на меня, а можно задуматься: может быть, стоит более четко излагать свои мысли?
Разумеется, я сделаю соответствующие выводы и впредь буду более четко очерчивать свою позицию по тому или иному вопросу. Да и давать повода ищущим повода придраться, оскорбить или унизить, бравируя собой, тоже не буду. Постарайтесь и Вы выйти не с потерями, а с приобретениями из нашего, быть может, частично грубоватого, но все же состоявшегося диалога.
Не надо ссориться. Женщин мы поздравляли в это воскресенье вполне искренне, а не формально. Для нашего храма они делают очень и очень много, а склок особых не вносят. Разумеется, никто и не собирается заменять общехристианский смысл дня Жен-мироносиц на чисто женский. И никто не собирается забывать о распечатании алтарей рогожских храмов. Церковь Христова всегда учитывала нравы светского окружения и вела свою проповедь применительно к этим нравам. Если раньше не было феминизма - не было и нужды в христианской ему альтернативе. Появился феминизм - появилась и такая нужда. P.S. А "Община" - вполне приличное издание. У него просто другой жанр, нежели у "Неопалимой купины". Интернет-перепечатки в "Общине" вполне оправданы, ибо бабушки в приходах, как правило, не смотрят регулярно староверческие сайты.
Простите, а почему удалена часть дискуссии? Ранее, был просто опубликован призыв прекратить дискуссии по причине ухода от темы публикации. К нему можно прислушаться (или не прислушаться!), но уже опубликованные сообщения зачем удалять.. (без согласования с авторами высказываний)??? Из-за того, что в них заступились за честь матушек..? Или из-за того, что г-н Кресъ пообещал, (если будут причины) "публично покаяться"..., а теперь, вроде как этого делать и не надо...??? По каким-то техническим причинам ??? Из за чего .... ???
Объясняю: удалено по просьбе нескольких читателей, с которыми я, в принципе, согласна. То, что Вы называете дискуссией - это, простите, некие личные разборки, которые никому кроме участников этих перепалок не интересны. У нас сайт о старообрядчестве, а не форум, здесь не допускается флуд и пустопорожняя болтовня. Я оставила только те высказывания, в которых обсуждались поднятые в статье проблемы. Все остальное, не имеющее отношения к статье М.Гусева, было удалено. И я впредь буду удалять все то, что не относится к обсуждению статей, в том числе и этот наш с Вами разговор через час-другой.
Ну что ж, вполне удовлетворен объяснением причины удаления. Просьба посетителей сайта - причина вполне веская. Говорю это искренне, без всякой иронии...И все-таки, постараюсь изложить логику своих рассуждении еще раз... Вот, например, Максим изложил свою точку зрения..., Вы - свою... (я не говорю сейчас о форме, стиле, способе ведения дискуссии Вами) И я в значительной степени согласен с Вами по СУТИ... Вы высказываете мысль, что например, не надо любить мужчину только раз в году, на 23-е..., не надо любить своего ребенка только 1-го июня... т.е. ДЕЛАТЬ, а не ГЛАГОЛИТЬ об этом !!! И я вполне с этим согласен...! Но почему же я не могу в таком случае, еще и заступиться за женщин...???!!! Почему??? Почему я имею право заступиться за Вас лично, а за матушек не могу??? [Только, пожалуйста, не спрашивайте подробностей... это не бравада и не желание получше выглядеть в ваших глазах... Просто дело многомесячной давности..., да и человек тот сделал дурное высказывание в ваш адрес скорее из запала, не совсем сознавая возможные последствия... и искренне сожалел о случившемся...... Я не знаю, принес ли он Вам свои извинения... а может это и не самое главное...?, .... может важней уже сам факт осознания им своей вины ? ] Ну почему мы живем двойными стандартами....??? Или оскорбление "за глаза" уже оскорблением и не считается...? Или потому что сказано именно Сергием Аветяном,... своим... а свои, даже если они неправы... -все равно свои... т.е. неприкасаемые ??? *********************** СамСтар..., Вы лично - сделали очень немало!... и наверное не стоит сверх меры расшаркиваться об этом перед Вами... (да Вы и не очень, как я понимаю, это любите..), ... И Вы и СамСтар очень дороги мне... и очень не хочется терять вас... Но и не заметить новые тенденции на СамСтаре тоже нельзя... увы... Это, - пожалуй... та доля доля критики, которую я могу позволить в адрес СамСтара... Простите Христа ради, если чем обидел.... вольно или невольно...
Я, конечно, прошу прощения, однако хочу заметить, что одно дело - обсуждение статьи, опубликованной на сайте, и совсем другое - бессмысленное переливание из пустого в порожнее каких-то личных претензий, не имеющих никакого отношения к обсуждаемой статье. Если где-то когда-то (по Вашим словам, дело многомесячной давности) Вы встретили на просторах Интернета нечто оскорбительное, сказанное Аветяном, надо было там и тогда справедливость восстанавливать. Это было бы и по-мужски, и по-христиански. А через много месяцев приходить сюда и делать какие-то многозначительные намеки невесть на что - простите, это не та площадка. Еще раз объясняю: этот сайт посвящен староверию. Любые попытки превратить его в очередной форум изначально обречены. Я сама определяю, что именно публиковать на сайте. С некоторых пор посетителям предоставлена возможность оставлять комментарии. Эти комментарии должны касаться обсуждаемой темы. Создавать новые темы, не относящиеся к тому же к тематике сайта, здесь не разрешается. Не любите Вы Аветяна - создайте страничку "Против Аветяна" или "В защиту матушек". Там у Вас будет полная творческая свобода.
Что касается тенденций на Самстаре и прочем. Я уже объясняла и не раз. Тематика, тональность, способы подачи материала и прочее определяются не голосованием посетителей. И сайт я делаю не для того, чтобы всем понравиться. Я делаю то, что считаю нужным, а единственный человек, чье мнение всегда учитываю, и который имеет равное со мной право голоса - администратор этого сайта. Все остальное - только мнения. Совпадают они с моим - хорошо. Не совпадают - тоже неплохо. Так было всегда и так будет.
Да, Вы правы... действительно надо было прореагировать оперативнее... Упрек принимается. Но лучше ведь поздно, чем никогда...! Да и времени прошло всего-то месяц..., к тому же разговор был именно про женщин...!, поэтому и вспомнилось... Впрочем, примеров недостойных действий(поведения) христиан в Интернете немало... и это факт, хотя и весьма печальный... Всегда ли я именно так реагирую..? Не буду лукавить, - не всегда... По разным причинам..., чаще из-за того, что не чувствую за собой морального права одернуть неправого из опасения услышать : "А судьи кто ?" или "На себя посмотри...!" ... Ну не очень ловко чувствую себя призывать, например, племянницу не участвовать в праздновании 8-го марта на корпоративных посиделках в отделе, так как сам грешный, не уклонился от аналогичного соблазна на 23-е февраля... Не получилось... в моей комнате отмечали... Хотя сослуживцы и знают и с пониманием относятся...(радуются, однако, что мясных деликатесов им побольше достанется...) И в вероучительных вопросах не одергиваю... Ну нет знаний, и все тут ! А то ляпну ненароком, как некоторые, что именно мы должны своего батюшку сохранять, а не он свое стадо должен пасти...! Или как в математике, от перемены мест, результат не меняется...?! Но в каких-то очевидных вопросах, в которых мне не стыдно сделать замечание - делаю это !
И вовсе не оспариваю Ваше право делать то, что считаете нужным..., но только и нам, пожалуйста, оставьте право иметь собственное мнение по поводу каких-то вопросов, или событий... и право высказать их... Я не ставлю целью заставить кого-то изменить свое мнение, ну например, заставить считать, что стиль обсуждения по данной статье близок к показательной порке автора статьи... я только высказал свое мнение-оценку (" бей своих, чтобы чужие боялись") и не более того...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]