Такие слова, перефразируя А. В. Суворова, произнёс Предстоятель РПСЦ митрополит Корнилий в конце вечера духовных песнопений на Рогожском.
Праздник Свв. Жен-мироносиц — для нас один из самых напряженных дней в году. Богослужение на приходе приходится начинать ранее обычного, чтобы везде успеть. После службы, не пообедав, нужно спешить в Подмосковье, чтобы успеть на Крестный ход в крупнейшем единоверческом приходе, в Михайловой Слободе.
Температура подскочила до 20 градусов тепла. Трасса забита. Завтра 1-е мая — все стремятся на дачи. Капризничает ребенок одной из участниц поездки. Несколько раз возникало желание повернуть обратно. Вот, наконец, мы у храма, но оказалось, что Крестный ход уже начался — не в 13, а в 12 часов.
В течение нескольких часов большой массив единоверцев с тремя священниками проходит через всю Слободу. На пути два источника — у одного из них служат водоосвятный молебен, а у другого каждому участнику Крестного хода достаётся по ведру воды — каждого окатывают ею с головы до ног.
Ежегодно маршрут корректируется. Неизменна остановка на трапезу на полпути Крестного хода, и его завершения на высоком кургане (здесь захоронение русских воинов, втавших на пути монголо-татарских орд в 1237 году).
Я было хотел сойти с дистанции в соседней деревне Чулково, где в местной часовне читал Евангелие, а потом окроплял всех св. водой. Архимандрит Иринарх в своей обычной мягко-настойчивой форме подвиг меня на дальнейший путь.
Бог весть, как я со своими больными ногами, поя вместе со всеми пасхальный канон, мог забраться на сам курган. Заключительный аккорд Крестного хода — пение Великого Славословия. Затем моё приветственное слово. Когда осенял Крестом всех участников Крестного хода, то казалось, что рука вот-вот отвалится от напряжения.
Освежившись чудной водой из источника на кургане, на всех парах рванули в Москву, на Рогожское. О. Иринарх уверял, что успеем. И действительно приехали вовремя.
На Рогожском уже трезвонили — значит митрополит уже выдвигается на очередное мероприятие, вечер духовных песнопений.
Как только я вошел в Рогожский посёлок, как у Дома причта меня перехватило, «взяв за жабры», «Старообрядческое телевидение»:
— Отец Кирилл, скажите сразу, экспромтом о митрополите Корнилии, которому скоро исполнится 70 лет.
— Это один из самых теплых, общительных, любознательных и благожелательных людей, которых я встречал на своем жизненном пути. — Сразу выдал я "на гора",
— Очень активный, динамичный, скромный человек. Плоды его трудов очевидны. Что еще в нем удивительно - так это его неутомимость. Мы, которые по моложе, можем отключиться, задремать, бывает, что валимся с ног, а он всегда в тонусе. Я знаю, что у него немало критиков. Вот когда его не станет, то многие будут сожалеть.
У входа в Покровский собор владыку приветствуют три священника из Русской Древлеправославной Церкви. Я тоже в числе приглашенных гостей. Стою несколько в стороне. Владыка подозвал, передал мне последний номер "Вестника митрополии", а я ему — 6-ю часть своих воспоминаний.
Древлеправославные отцы расположились на лавке сразу за архиереями РПСЦ.
Я тоже было хотел присесть вместе с ними, но лавка была рассчитана только на трех человек. В итоге я оказался зажатым у киота в положении полуоборота, подпираемый с одной стороны огромным подвесным подсвечником. Справа впритык — лавка со священниками РДЦ. Ситуация осложнялась еще тем, что один из батюшек оказался не совсем здоров — у него были проблемы с насморком. Вот в таком стесненном положении пришлось провести целых три часа.
К концу вечера тело одеревенело. От перенапряжения, казалось, вот-вот случится обморок. Несмотря на эти сложности, я очень внимательно слушал выступления хоров, их было восемь.
Начало было оригинальным: хоровые коллективы поочередно пели Канон Пасхи.
Еще одним «ноу-хау» было святоотеческое поучение перед каждым песнопением. По сути, ведущий вечера диакон Василий Андронников прочитал прекрасную лекцию по патрологии — все получилось духовно очень насыщенным.
Особенностью программы выступления архиерейского хора Украинской епархии было указание о том, сколько храмов в епархии посвящено какому-либо празднику или святому (Никольских храмов — 5, Успенских — 4 и т.д.). Некоторые песнопения были очень длинными (этим особенно отличился хор из г. Арзамаса; здесь строят Никольский храм).
Подумалось: без текста перед глазами, услышав начало, потеряешь нить на середине, а к концу не сложится цельного восприятия. Наибольшее впечатление произвели более короткие песнопения, поемые мужчинами в более динамичном ритме. В этом плане хотел бы отметить хор из Ростова-на-Дону, пропевший воскресный тропарь по Великом словословии путевым распевом — «Днесь Спасение миру».
Хор Покровского Кафедрального собора прекрасно пропел стихеру на «Господи возвах» в Неделю о мытаре и фарисее — «Не помолимся фарисейски братие», стихеру в Неделю сыропустную — «Приспе время, духовных подвиг начало».
Запомнились слова из другой стихеры в эту Неделю: «Тогда нас пощади и части сподоби Христе спасаемых яко милосерд». Великопостный прокимен на вечерне — «Не отврати Лица Твоего от отрока Твоего». Женский хор собора отличился прекрасным исполнением песнопения «О Всепетая Мати».
Умилительно пели дети из Ржевского хора. Хор Московского старообрядческого духовного училища сосредоточился на песнопениях, прославляющих святителя Иоанна Златоуста — «покровителя обучающихся Священному Писанию и изучающих церковное богослужение».
Новосибирский молодежный хор — стихеру на литии Рожеству Богородице «Начало нашему спасению» и Задостойник этому празднику.
Мощно пропел сводный хор кондак Богородице «Взбранной Воеводе победительная», великие прокимны Светлой седмицы и особенно стихеры Пасхи.
Запомнились слова, сказанные митрополитом по окончании вечера: «Наша национальная идея — в возвращении к нашим национальным истокам».
Огорчило то, что никого из духовенства РПЦ МП, кроме меня, не присутствовало на этом прекрасном вечере. Зашел бы кто-нибудь на огонек из синодалов, а может быть и сам В.В. Путин — хотя бы к концу вечера.
Проводили митрополита к его резиденции; везде стайки розовощёкой, подвижной старообрядческой молодёжи, некоторые поют, что есть мочи, пасхальные песнопения. Прошелся вдоль пруда за рогожскими храмами, постоял у архиерейской резиденции. Возникла нелепая мысль: перемахнуть через невысокую ограду и распластаться на зеленой травке из-за навалившейся усталости. Потом подойти к беседке, где владыка Корнилий с гостями. Немая сцена. А я в простоте сердечной прошу: нельзя ли, мол, кваску у вас испить? Представляю наутро заголовки радикальных старообрядческих сайтов: «Небезызвестный игумен Кирилл (Сахаров) не санкционированно проник на территорию резиденции нашего митрополита (варианты: в сильном алкогольном опьянении, в невменяемом состоянии и т.п.).
Прошедший праздник со всеми его составляющими, а это и освящение поклонного Креста в глубине кладбища, памятного знака, ярмарка и прочее был свидетельством Торжества Древлеправославия.
Главное впечатление:
Внутреннее накопление духовной энергии достигло такой мощи, что кажется, на будущий год собственно на Рогожском станет тесно. Огненная лава духовной ревности прорвёт границы комплекса и будет изливаться вовне, охватывая большие пространства. Если так дальше пойдет, то со временем дойдет и до Кремля. Без боя, в силу внутренней мощи и духовной убедительности достигнет важнейших духовных центров страны.
|