Главная » 2021 » Октябрь » 19 » Игумен Кирил (Сахаров). На юбилейных торжествах Рогожского
15:03
Игумен Кирил (Сахаров). На юбилейных торжествах Рогожского

17 октября на Рогожском в Духовном Центре Русской Православной Старообрядческой Церкви прошли юбилейные торжества, посвящённые 250-летию основания Рогожского. Позвонил в Митрополию, просил передать владыке Корнилию поздравления с престольным праздником Покровского кафедрального собора и с этим юбилеем. Сотрудник Митрополии в ответ: «Мы Вас приглашаем». Вспомнил, как во время поездки в Мстёру секретарь митрополита озвучивал ему программу мероприятий на следующий день. У владыки невольно вырвалось: «А когда же мне отдыхать?» То же самое подумал и я, а потом сказал, что не получал письменного приглашения с программой мероприятий – в надежде, что может быть всё как-то забудется и рассосётся. Каково же было моё удивление, когда не прошло и часа, как на электронной почте нашего храма появляется приглашение за подписью митрополита Корнилия. Ничего не поделаешь, надо ехать – в конце концов, такие юбилеи бывают раз в полвека – до следующего, естественно, не доживу. Конечно, что-то узнаю нового, побывав на юбилее, хотя почти за полвека соприкосновения с Рогожским, казалось бы, уже всё знаешь, изучил вдоль и поперёк. Отношение ко мне в целом благожелательное, хотя в СМИ иной раз встречаются ярлыки, типа «агент», «соглядатай» и т. п.

 

Приезжаю заранее, зайдя, как всегда, в Никольскую церковь РПЦ поклониться чтимым иконам Троеручицы и свт. Николы. Митрополит пришёл ранее озвученного времени, все выдвинулись на территорию, ближе к воротам на открытие фотовыставки (она продолжилась в Доме причта). На фотографиях преимущественно Крестные ходы, групповые и индивидуальные снимки старообрядческих деятелей. Большинство из них были крупного формата. Пояснения к фотографиям в основном давал новый настоятель собора о. Алексей Михеев. На улице особенно запомнилась фотография участников поездки в с. Шувое Московской области на юбилей (70-летие) о. Петра Михеева: архиепископа Флавиана, о. Василия Королёва и др. О. Пётр 9 лет провёл в заключении, преследовался при жизни. Однажды он спрятался в стоге сена, где с помощью вил его пытались там обнаружить, но безуспешно. К сожалению, на следующий год после юбилея он скончался. Фотография о. Виктора Жельцова (в чтецы его рукополагал епископ Геронтий, причисленный в РПСЦ к лику святых) с Евангелием, украшенным драгоценными камнями.

 

Епископ Геронтий

Фото отпевания трагически погибшего о. Евгения Бобкова (октябрь 1985 г.; я присутствовал на этом отпевании). Возглавлял его местоблюститель архиепископского престола епископ Анастасий. Масса народу. Заметная струйка внешних, не старообрядцев. Многочисленная родня. Больше всего запомнилось чтение будущим отцом Сергием Бобковым заупокойного Апостола и его утешение девочке – другу семьи. Поразило отсутствие надрывности, безысходности, придавленности произошедшей трагедией, хотя была заметна некоторая растерянность у владыки и духовенства. Доминировало то, что мы называем «радостотворная печаль». Помню ещё, как удивительно легко я проник в кабинет владыки Питирима и предложил ему опубликовать в «Журнале Московской Патриархии» фотографию с отпевания отца Евгения. На фотографии отпевания можно увидеть диакона Александра – будущего митрополита Алимпия - и знаменитого рогожского уставщика, «человека-легенду» Валентина Александровича Лукина (в день, когда исполнилось 50 лет его служения на крылосе, неожиданно для всех он стал читать 50 псалом – именно с чтения его полвека назад началось его служение). О. Евгений был ярким полемистом. Примечательная деталь: никогда до принятия сана, в любых обстоятельствах, он не брился. Был примером ревностного совершения богослужений. В быту он был очень непритязательным, зимой и летом ходил в одних туфлях. Никогда не критиковал церковное руководство и не любил, когда это делали другие. Однажды в Клинцах некий пожилой человек в очередной раз стал критиковать архиепископа. Отец Евгений с помощником молча взяли его за руки и ноги и аккуратно вынесли из помещения – остынь, мол, старец.
     

о.Евгений Бобков

Первый раз я увидел отца Евгения в середине 70-х, когда, будучи студентом светского ВУЗа, побывал на всенощной в Покровском соборе на Рогожском. Отец Евгений, тогда диакон, читал на службе эксапсалмы (шестопсалмие). Прошло несколько десятилетий, сотни раз я слышал чтение эксапсалмов, но то чтение было неповторимым, оно глубоко врезалось мне в память. Как сейчас вижу его немного сутулую фигуру, возвышающуюся на амвоне, со спускающимися до поясницы волосами. Огромный собор, море мерцающих лампад, абсолютная тишина. Доверительно и проникновенно проходила беседа с Творцом неба и земли. Было обострённое чувство близости Бога. Слыша об этом необычайно одарённом человеке, я, будучи насельником Данилова монастыря, вскоре после его открытия, написал ему письмо, где выразил робкое желание пообщаться с ним. И что вы думаете? – через короткое время отец Евгений с сыном приезжает в Данилов. Я провел экскурсию, и вот уже в полной мере наслаждаюсь общением с этим удивительным человеком. Нужно отметить, что во время своих общений отец Евгений обращал внимание на трагедию раскола, свидетельствовал о духовном богатстве древнего благочестия.

Упомяну ещё о нескольких увиденных на фотовыставке персоналиях. О. Прокопий, настоятель собора в 70-е годы. Отчётливо помню, как на праздник Воздвижения его, человека почтенного возраста, воздвигавшего крест, два крепких старика с помощью полотенец, протянутых под мышками, поддерживали за руки. Как его, идущего по храму, вдруг заклинивало и с большим трудом застывшего на месте  священнослужителя подвигали идти дальше. Поистине потрясающий пример нахождения на боевом посту до конца!

 

о.Георгий Устинов

На нескольких фотографиях можно было увидеть о. Георгия Устинова. Это был эрудированный и начитанный человек, очень обаятельный в общении. Помню его и в качестве протодиакона, и в качестве священника – настоятеля собора и секретаря Митрополии. Лично с ним я познакомился, когда уже открылся Данилов монастырь. Это было тяжёлое для него время – он был в состоянии запрещения. Знакомство произошло на проходной в мастерских Патриархии у Тихвинской церкви на ВДНХ. Я туда специально ездил, чтобы с ним поговорить. О. Георгий оказался очень интересным доброжелательным человеком. Заинтересовался вариантом перехода на работу в Данилов монастырь. При моём содействии был принят туда, стал начальником отдела кадров (вспомнилось сталинское – «кадры решают всё»). Много раз мы с ним беседовали на разные темы, в который раз я выслушивал его версию о произошедшем с ним. К сожалению, о. Георгий так и умер в состоянии запрещения. Вечная ему память!  

В Покровском кафедральном соборе была группа, которая, по его словам, его донимала. «Никонианщину разводишь», - говорили, когда  крест на усопшем из елея он делал четырёхконечный, а они были за восьмиконечный. Или настаивали крестить в ледяной воде, а он ставил купель у батареи – комнатная температура. Или требовали крестить не в одной купели, а он приводил пример про расслабленного. «Меня запретили за «ковы архиерею», навесили ярлык стукача; но без общения, контактов невозможно, а они, если что не так – обвинение. Сейчас без общения нельзя. Это в Молдавии, в селе…» - говорил он. И ещё: «Существование Белокриницкой иерархии предохраняет Православную Церковь от соединения с католиками, а существование безпоповцев предохраняет нас от соединения с Православной Церковью».  

Хотел бы ещё кратко сказать о двух настоятелях Покровского собора, изображённых на фотографиях. О. Александр Берестнёв (в схиме Амфилохий). С детских лет сей благочестивый муж был устремлён к служению Церкви Христовой. В нём была особенная стать, он обладал замечательным голосом, был очень внимателен к людям. О. Леонид Гусев был человеком детской простоты и сострадательного сердца. Щепетилен во всём, что касается богослужения и канонического порядка. За всё переживал – для него не было понятия «моя хата с краю». Всё, что касалось достоинства Церкви и несло угрозу для благочестия, вызывало в нём неподдельную тревогу. Из протодиаконов этого времени вспоминаю о. Фёдора. Это был усердный служитель алтаря Господня. Запомнились его слова: «Очень важно сохранить этот оазис в чистоте» (речь шла о Рогожском).
 

Ромил Иванович Хрусталев

На церковной территории фоторяд замыкала пронзительная фотография человека с запоминающимися фамилией и именем – многолетнего сотрудника Митрополии Ромила Ивановича Хрусталёва. Это был глубоковоцерковлённый, высококультурный,  интеллигентный и очень тактичный человек. Запомнился его рассказ об архиепископах послевоенного времени (они тоже присутствовали на фотографиях).   

 

Архиепископ Флавиан

Архиепископ Флавиан (Слесарев) был Предстоятелем Старообрядческой Церкви 8 лет – с 1952 по 1960 годы. Мы с ним земляки – 43 года (1901 – 1944) он прослужил в Успенской церкви пос. Городище Луганской области. Об этом напоминает мраморная доска с его силуэтом при входе на территорию этого храма. До избрания архиепископом 6 лет он возглавлял Донскую и Кавказскую епархию. Очень любил порядок при богослужении. Своеобразной неповторимой погласицей читал Евангелие. Был очень грамотным и начитанным – в дореволюционной старообрядческой периодике можно встретить немало его проповедей и статей. В общей сложности у него за плечами почти 60 лет священнослужения. Страдал от болей в ногах. Будучи ещё мальчиком, Ромил Иванович после службы стягивал у него с ног меховые сапоги, а он говорил: «Ромильчик, мне бы сейчас продать ноги на что-нибудь холодное». Владыка Флавиан произносил на службах краткие, но ёмкие проповеди. Очень любил гостей – их было очень много, особенно из Городища и юга. За полгода до смерти по причине болезни он слёг. Вообще, при архиепископе Флавиане церковная жизнь активизировалась – стали чаще совершаться рукоположения. Он поощрял возврат к традиционной русской одежде – косовороткам и сарафанам. Очень любил церковное пение – при нём на Рогожском была организована школа церковного пения. На Рожество и Пасху он непременно приглашал певцов к себе в резиденцию.  

 

Архиепископ Иосиф

Преемник Флавиана Иосиф (Моржаков) произносил более пространные проповеди, тщательно готовился к ним. После службы его ожидала большая масса народа – всем он старался уделить внимание. Говорил ещё: «Если возникнут какие-то вопросы, не стесняйтесь, звоните мне». Просил только приглашать его по телефону по гражданскому имени и отчеству – «Иван Михайлович». Такое было время…  

 

После смерти Иосифа в 1970 году архиепископом избрали иеродиакона Никодима (Латышева). Он был твёрдым в вере, как говорится, «не поступался принципами», не поддавался на давление властей. Отношения с Советом по делам религии были напряжёнными. По причине болезни и с той целью, чтобы вдали от Москвы сохранить большую свободу в последние годы Никодим проживал в доме племянницы в Молдавии, приезжая в Москву в основном на Пасху и Пасхальную неделю. По принципу – «подальше от царей - голова целей». Конечно, такая ситуация не могла не отразиться на состоянии церковной жизни.
    

Митрополит Московский и всея Руси Алимпий

Потрясающим молитвенником и аскетом был преемник Никодима – Алимпий (Гусев). Неопустительно вычитывал длинное иноческое правило со множеством земных и поясных поклонов. В редкие минуты отдыха любил кормить синичек. Чаще всего читал поучения Никона Чёрной горы на церковно-славянском языке. Очень переживал за состояние церковных дел. Истово совершал богослужения, а внешними делами тяготился. На время его предстоятельства пришлись торжества по случаю 1000-летия Крещения Руси. Во время этих торжеств он был возведён в сан митрополита.  

На одной из фотографий был изображён нынешний Томский епископ Григорий с четырьмя протопопами в «шапках» (митрах) – единственное фото на выставке, где старообрядческие священнослужители улыбаются. Запомнилась фотография первого послевоенного Крестного хода (1946 г.) на праздник святых Жен-мироносиц (тогда он прошёл с заходом на кладбище). Можно было также увидеть среди участников Крестных ходов детей, в том числе, будущих священнослужителей (о. Алексея Михеева, например).   

После небольшого фуршета в зале, где проходят Советы Митрополии, с общим обзором истории Рогожского выступила известная исследовательница старообрядчества Е. Юхименко. Собравшихся приветствовали представитель властей господин Терентьев и видный безпоповский деятель М. Пашинин, автор книги «Москва старообрядческая» В. Козлов, а также старообрядческий священник из Новгорода о. Александр Панкратов (он выступал по видеосвязи). Предложили выступить и мне. В большом конференц-зале, в основном, выступал хор студентов Духовного Училища (на трапезе они продолжили петь). Особенно запомнились в их исполнении духовный стих «Был у Христа Младенца сад» и баллада о трёх сыновьях. Продолжились поздравления (после каждого поздравления все собравшиеся пели «многая лета»). Я примостился поближе к президиуму, за столом, примыкающим к нему (туда меня сажали и раньше). Оказавшись в «мясном окружении блюд» я принялся было за салат, тщательно выковыривая из него вкрапления из колбасы. Как и в прошлые разы не выдержал, и, улучив момент, стянул из архиерейского блюда кусок рыбы (потом митрополит мне уже сам её передавал). На столах было только красное домашнее вино. Особенно понравились фрукты – виноград, яблоки и мандарины, а также пирожки с рыбой и капустой (несколько их штук я по обыкновению, по окончании трапезы прихватил через помощника). 

 В целом юбилейные торжества (они продолжались ровно 5 часов, с 16 до 21 часа) прошли на достойном уровне и надолго останутся в благодарной памяти их участников.

 

Категория: События и комментарии | Просмотров: 2657 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]