Заканчивающийся год был весьма урожайным для Старообрядческой митрополии – в плане выставок и других культурных мероприятий. Очевидно, что митрополит Корнилий держит пальму первенства среди религиозных деятелей России по своей активности на этом поприще. Вне всякого сомнения, он действует так не из-за желания лишний раз засветиться в информационном пространстве, а с целью как можно большему числу наших соотечественников засвидетельствовать правду старой веры, раскрыть духовную красоту древлего благочестия. Едешь на Рогожское на открытие очередной выставки и думаешь: какой сюрприз ожидает тебя на этот раз? Уникальные фотографии , прекрасные шедевры иконописи и церковного обихода, захватывающие образцы песенного искусства? Особенность выставок на Рогожском заключается в их мягкости, ненавязчивости, непосредственности. Нет желания потрясти посетителя, поразить его слух и глаз. Это подкупает – оттаивает настороженность, раскрываются сердца. Юбилей Аввакума многих подвиг к более пристальному всматриванию в личность этого духовного богатыря, вчитыванию в его письменное наследие. К анализу тех негативных стереотипов, которые культивировались в дореволюционное время. Отзвуки этих негативных представлений дожили до настоящего времени. На мой взгляд, приоритетным вариантом их объяснения является то, что это подлог. Подлогов, приписывания несуразностей ревнителям старой веры было немало за последние века. Так, например,утверждают, что Аввакум считал, что на Великом входе на литургии (он знаменует собой шествие Христа на Голгофу) хлеб претворяется в Тело Христово, а вино в Кровь Его. Странно это слышать об очень начитанном человеке, каким был Аввакум. Самый малообразованный сельский священник, служа литургию, совершая евхаристический канон, благословляя Агнец на дискосе, произносит: «Сотвори убо хлеб сей Честное Тело Христа Твоего». Благославляя чашу с вином: «И еже в чаше сей Честную Кровь Христа Твоего». И потом все вместе: «Преложи я Духом Твоим Святым». Вот с этого момента это уже Тело и Кровь Христовы.
Выставка была подготовлена главным научным сотрудником Отдела рукописей и старопечатных книг Государственного Исторического Музея Еленой Михайловной Юхименко. Все, что выходит из под пера этой удивительной ученой жены – добротно, на высоком научном уровне. В «тандеме» с высокопрофессиональным фотографом иереем Алексеем Лопатиным. Девизом выставки стал духовный наказ протопопа Аввакума верным – его слова из послания из Пустоозерской темницы: «Стойте в вере Христа, Спасителя нашего, не ослабевайте душами своими». Из Послания «братии на всем лице земном»: «Стойте твердо в вере и незыблемо, страха же человеческого не убойтеся, Господа же Бога нашего святите в сердцах ваших». И ещё из одной его беседы: «Коли же кто изволит Богу служить, о себе ему не подобает тужить. Не токмо за имение святых книг, но и за мирскую правду подобает ему душа своя положить».
Перечислю то, что особенно запомнилось на выставке. Челобитные попа Лазаря 1668г., посланные из Пустоозерска царю Алексею Михайловичу и Патриарху Иоасафу. Синодик Выговской пустыни (имена пустоозерских узников в нем на первом плане). Изображение митрополита Босно-Сараевского Амвросия, основоположника Белокриницкой иерархии. Фотографии старообрядческих архиереев – многолетних узников Суздальского Спасо-Ефимиева монастыря. Письмо одного из них. Благодарственный адрес от прихожан Никольской церкви в Гавриковом переулке диакону Александру Богатенкову (будущему епископу). Документы, связанные с репрессированными советской властью известных старообрядческих деятелей – попечителя Рогожского, купца И.П.Трегубова, выдающегося начетчика, полемиста и писателя М.И.Бриллиантова, братьев Лакомкиных, епископов Геннадия и Геронтия (последний пробыл в лагерях десять лет; он был арестован в числе 160 человек – прихожан Громовской общины по делу религиозно-просветительского Братства имени протопопа Аввакума). Ближе к нашему времени – «Апология верующего» (выписки антиатеистического содержания) о.Петра Селина (60-е годы 20-го века). Из архива семейства Бобковых – наперстный крест трагически погибшего о.Евгения, его переписка с В.И.Малышевым (Пушкинский музей), подаренная о.Евгению книга Д.С.Лихачева с дарственной надписью, синодик его отца А.Д.Бобкова, бывшего председателем Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища. Вещи известного книголюба, председателя Преображенской феодосеевской общины М.И.Чуванова: лестовка начала 19-го века, картотека его библиотеки (свое собрание старопечатных книг он передал в Публичную библиотеку), переписка со знаменитым рижским начетчиком И.Н.Заволоко и пр. Запомнились на выставке следующие иконы: вмч.Федора Стратилата и вмц.Ирины (конец 16-го века), протопопа Аввакума (начало 20-го века; Аввакум и другие боголюбцы были прославлены на Соборе 31 мая 1917 года). Иконы современных иконописцев: Александра Четвергова (будущий митрополит Андриан) – преп.Паисия Великого, инока Алимпия (Вербицкого) – свщмч.Аввакума, Бориса Кисельникова – инокини Феодосии (Морозовой) и других пострадавших жен и свщмч Аввакума, с житием в 16-ти клеймах. Евангелие первой четверти 16-го века. Рукописи с Выговской пустыни и с Ветки (18-ый век). Миниатюры. Рукописи на бересте и дневники написанные полууставом (20-ый век). В качестве заключительного аккорда – трогательное письмо митрополиту Корнилию от Агафьи Лыковой с поздравлением с юбилеем Аввакума. |