В этом году из-за похолодания не поехал на крестный ход в Михайлову Слободу в тамошнюю единоверческую церковь – поэтому времени для посещения Рогожского было больше. Утром, после Литургии здесь прошел мощный крестный ход.
«Вы не старообрядческий архиерей?» - спрашивает у меня около архиерейских погребений дородная пожилая старообрядка. Белое надгробие над могилой митрополита Алимпия, темные над захоронениями настоятелей Покровского кафедрального собора протоиерея Василия Королева и священноинока-схимника Амфилохия, десятки лет прослуживших в священном сане. Лес белых высоких крестов над могилами других священнослужителей. Неподалеку могила чтеца Ромила Хрусталева – многолетнего сотрудника Старообрядческой митрополии, старосты собора. Потрясающие образа в Никольской (рядом с собором) церкви: Троеручицы, Покрова, св. Николы, св. равноапостольного князя Владимира и др.
Ярмарка, ставшая традиционной. Иконы, книги, одежда, продукты. Множество детей, масса знакомых – все в приподнятом настроении, в хорошем тонусе. Казаки в сопровождении старинных музыкальных инструментов поют о былых славных походах. Вера в сердце, моральный закон внутри, убежденность в своей правоте – отсюда ясность во взоре, неспешная основательность в походке, неторопливая размеренная речь. Вот лавка безпоповцев из Новгорода. Здесь есть книги о старообрядчестве в Гуслицах и Орехово-Зуево. Масса медного литья. Вот лавка рогожского казака Вячеслава Иваровского – в ней много новописанных икон.
В 17.00 в Доме причта началась встреча с о. Кирилом – старообрядческим священником из Пакистана (его паства уже достигает тысячи человек). В качестве переводчика с английского - недавно побывавший в Пакистане руководитель Просветительского Отдела Митрополии о. Михаил Родин. Пакистан на 95% мусульманская страна. Христиан здесь всего лишь пара процентов – в основном, это католики и протестанты. Население Пакистана гораздо больше, чем России – около 200 миллионов. О. Кирил скромен и деликатен: «подсказывайте нам, мы только учимся». Видеоряд показывает теплую встречу местными старообрядцами о. Михаила: венок на голову, посыпание лепестками цветов. Первый водосвятный молебен. Крестный ход на Пасхальной неделе по христианскому кварталу. Освящение домов прихожан. О. Кирилу удалось зарегистрировать в качестве централизованного религиозного объединения «Православную Церковь Пакистана» (греки оформили свои приходы только как местные религиозные организации). О. Кирил рассказал о тех пертурбациях, которые он испытал на пути к старообрядчеству (его он изучал около года). Трижды батюшку приглашали вернуться в лоно Московского Патриархата (до этого он был клириком Зарубежной Церкви). Он, однако, остался верным своему выбору. Интересно, что к древлеправославию тянутся не только католики и протестанты, но и мусульмане (23 человека обратились с просьбой окрестить их). Угроза смертной казни за переход из ислама в христианство вполне реальна.
Наступило время вечера духовных песнопений (в приглашении из Митрополии это мероприятие не совсем удачно было названо праздничным концертом). Рожественский храм напоминает улей. Множеству собравшегося народа предстоит прослушать выступления одиннадцати хоров. Митрополит Корнилий в первом ряду на простом стуле. Тепло приветствует меня, рассказывает, как на пасхальном приеме в МИДе в беседе с Патриархом спросил его: читал ли он статью о. Кирила (Сахарова) об очередной годовщине его интронизации. Патриарх заинтересовался, поручил митрополиту Иллариону прислать ему эту статью. Я подумал: «Странно, ведь у Патриарха, как известно, первоклассная аналитическая служба. Все, что кто-то, где-то сказал о Патриархе, тут же кладется ему на стол. Как же могли пропустить статью «неоднозначного игумена, склонного к неожиданным сюрпризам?»
На вечер я пришел с одним маститым старообрядческим протопопом. Его спутник направился было ко мне за благословением, но отец протопоп оперативно предупредил: «Он не нашего крещения». Обращаясь ко мне, батюшка сказал: «Вы очень интересный человек, но я Вас хвалить особенно не буду. Меня матушка ругала за то, что я недавно похвалил одного никонианского священника, а потом некоторое время болел». Запомнилось еще: «В той системе координат, в которой Вы сейчас находитесь, Вам не дадут развиваться» и «Если бы мне дали на некоторое время по десять минут в день выступать по радио, то все стали бы старообрядцами».
Ведущим вечера был диакон Василий Андроников. На первой минуте вечера владыка Корнилий предложил ему не пользоваться микрофоном. Толстая брошюра с программой вечера была испещрена моими многочисленными пометками: «Мощно!», «Бодро!», «Очень четко!» (это о стихере прп. Сергию, пропетой студентами Духовного училища) и т.д. Начали вечер с исполнения канона Пасхи (ирмосов и 1-2 стихер) большинством выступавших хоров. Прозвучали избранные стихи кафизмы на утрени в субботу вечером (поморская традиция). Запомнились духовные стихи. Один из них под названием «Русь Святая двуперстная» исполнил детский хор из Ржева. Там есть такие слова:
«Люди, русские родные,
Вы откройте глаза,
Затуманенные ересью,
Оглянитесь назад:
Разве этим нечестием
Русь Святая жила?
Разве с нынешнею «верою»
Третьим Римом была?»
Второй стих: «Уж вы голуби» я уже слушал на юбилее владыки. По его благословению, вне программы, он снова прозвучал. Запомнилось: «Нет, мы ангелы-хранители, всем святым душам покровители».
Перечислю, что еще особенно легло на душу: стихера святым мученикам Флору и Лавру в исполнении хора Кишиневской епархии; пение «Господи, помилуй» детским, женским, мужским и сводными хорами Лиговской общины Петербурга; стихеры на хвалитех предпразднству Рожества Христова («Ангельския предъидите силы») и Кресту («Радуися Живоносный Кресте») - в их же исполнении. Мощно прозвучало протяжное песнопение из Литургии св. Василия Великого «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф …» (ведущий объявил: «Песнопение из евхаристического канона»; я, наклонившись к старообрядческому священнику, сидящему рядом, сказал: «Вроде, это новообрядный термин». Он в ответ: «Мы этой терминологией уже пользуемся, она вошла в норму»). Очень органично сочеталось с огромным образом Спаса, расположенном на горнем месте между двумя стрельчатыми окнами, песнопение «Единородный Сын» в исполнении мужского хора Покровского кафедрального собора. «Ноу хау» вечера были два песнопения на староанглийском языке «Отче наш» и «Достойно есть». Подумалось: «Знамение времени». Хор кафедрального собора Ростова-на-Дону запомнился своим мужественным и мощным пением. Программа его выступления была посвящена 45-летию хиротонисании во епископа Донского и Кавказского Анастасия (Кононова) (в советское время этот архиерей отличался необычной смелостью по отношению к властям предержащим; при этом он говорил: «Ну и что вы мне сделаете, я уже очень стар». Хотел бы еще отметить архиерейский хор Киевской и всея Украины архиепископии; учебную группу Новосибирской школы знаменного пения и выступление Нижегородского хора (особенно стихеру на праздник Пятьдесятницы «Дух Святыи, свет и живот»).
Закончился вечер как всегда мощным пением стихер Пасхи (стихи перед стихерами возглашали с солеи ведущий вместе с соборным головщиком). Прозвучало заключительное слово митрополита, который затем вручил благодарственные грамоты хорам. Обратил внимание на то, как все тщательно в очередной раз записывает на видео отец Иоанн Гусев. Подумалось: «наверное, у батюшки уже несколько километров видеопленки получилось». Хотел бы еще отметить, что все было очень просто и демократично. Нормальным было уступить место кому-либо из молодых священников, сидящих рядом с архиереями, пожилой прихожанке или сесть между архиереями матушке с ребенком какого-нибудь священника. |