День 18 мая, когда открылся Форум, был самым жарким за последнее столетие днем в Москве. Дойти пешком до места его проведения в Доме Пашкова оказалось не так просто. Большой Каменный мост на ремонте, жара, боль в ногах. В поисках нужного входа пришлось покрутиться вокруг здания, благо, что сумку с несколькими экземплярами моей последней книги, посвященной 400-летию протопопа Аввакума, нес мой помощник (он еще раз приходил, принося новые экземпляры книги). Рядом с входной аркой Дома церковь свт. Николы в Старом Ваганьково. По известным причинам никто из участников Форума не проявил к ней интереса (я зашел в нее по окончании первого дня работы – иконостасы и убранство в основном живописные; впрочем, один образ с несколькими святыми обратил на себя внимание – половина угодников Божиих были изображена с благословляющим двуперстием).
На ступенях Дома беседую с известным старообрядческим интеллектуалом прот. Вадимом Коровиным. Выясняем - не тот ли это Пашков, который организовывал собрания штундистов. Нет, тот был в Петербурге, а не в Москве. Появляются представители властей во главе с заместителем главы Администрации Президента Кириенко. Владыка Корнилий тепло их приветствует, и они отправляются в помещение, скажем так, для ВИП-персон.
Из небольшого выступления митрополита при открытии Форума запомнилась, прежде всего, цитата из Тютчева: «История России – лучшая ее защитница». Старообрядчество характеризовалось владыкой как «уникальное явление русской культуры, а главное – крепкой веры». Трагедия разделений в старообрядчестве объяснялась невозможностью организации Соборов для их уврачевания по причине гонений. Утверждалось, что между разными направлениями в старообрядчестве много общего – больше, чем различий. Два момента были отмечены в социальной плоскости: опасность безконтрольного использования интернета и необходимость восстановления присутствия старообрядцев в Общественной Палате. В выступлении лидера безпоповцев-поморцев В.В. Шамарина были заметны несколько другие акценты: «Разделения (вопрос: в начале раскола или уже между самими старообрядцами – иг. Кирил) произошли по принципиальным вопросам – современному человеку они кажутся малозначащими».
С.В. Кириенко зачитал приветствие Президента. В нем Аввакум характеризовался как «мужественный, сильный духом человек, личность исторического масштаба». От себя он еще скромно добавил: «Аввакум – яркий пример духовной стойкости». Зам. председателя правительства Чернышенко зачитал приветствие Мишустина. В нем Аввакум назывался: «борцом за веру», которому была свойственна жертвенность. Добавил выступавший и от себя несколько теплых слов и сообщил, что на реконструкцию отмечающих в этом году юбилеи Рогожского и Преображенского центров старообрядцев (поповцев и безпоповцев) правительство выделяет 1,5 млрд. рублей. Оказывается помощь в восстановлении 11 старообрядческих храмов.
Были еще приветствия от мэра столицы, Министерства Культуры и директора Библиотеки. Последний отметил, что в фондах библиотеки находится около 300 книг по истории старообрядчества и множество документов, 1200 из которых переведены в цифровой вариант. Запомнились выступления молодых энергичных чиновников – зам. главы Россотрудничества Поликанова Д.В. и директора Корпорации Развития Дальнего Востока и Арктики Ефимова И.П. Иван Павлович поведал о том, что у поселившихся на Дальнем Востоке старообрядцев из Дальнего Зарубежья родилось уже 30 детей и что есть еще желающие приехать в Россию из Орегона и Аляски (США), Канады и других стран. Кстати, все представители власти начинали или заканчивали свои обращения Пасхальным приветствием «Христос воскресе!» Собственно от старообрядцев приветственные выступления прозвучали от епископа Кишиневского Евмения, архиепископа Киевского Никодима, председателя Гребенщиковской общины г. Риги Жилко И.А., председателя Высшего Совета Древлеправославной Поморской Церкви Литвы Боярова Г.А.
Доклады участников Форума начались с выступления известного старообрядческого писателя К.Я. Кожурина – о наследии протопопа Аввакума в Петербурге – городе, возникшем через 21 год после его гибели. Городе, олицетворявшем собой идею четвертого имперского Рима. Городе, в котором действовало Братство протопопа Аввакума, где функционирует Пушкинский Дом, долгое время возглавлявшийся выдающимся исследователем старообрядческой книжности Малышевым. В Пушкинском Доме хранится Пустозерский сборник, принадлежавший знаменитому И. Заволоко. Запомнилась цитата из одного произведения поэта-шестидесятника Андрея Вознесенского о том, что «Аввакум олицетворяет собой национальную идею России». Е.М. Юхименко – ученая жена, известный, а лучше сказать выдающийся исследователь старообрядчества, посвятила свой доклад научным итогам юбилейного года. Эмоционально выступил известный кинорежиссер Н. Досталь – автор многосерийного фильма «Раскол». Он сообщил, что все десять лет после выхода фильма не прекращается рост количества его просмотров в интернете. Председатель Покровской старообрядческой общины Санкт-Петербурга Загородний В.А. подробно и обстоятельно коснулся сложных перипетий восстановления центра старообрядцев Белокриницкого согласия в Петербурге на Громовском кладбище. Все девять зданий комплекса были разрушены, сохранились только входные ворота, территория до сих пор не возвращена. Василий Александрович возглавляет в Петербурге фирму по упаковке – на ней работает около 600 человек. Профессор Высшей школы экономики А.В. Муравьев рассказал о русском переводе Евангелия от Луки, осуществляемом им вместе с клириком Русской Древлеправославной Церкви о. Андреем Марченко. Заместитель Шамарина Безгодов А.А. подчеркнул, что повестку таких Форумов составляют вопросы общественного характера и что вопросы канонического порядка не рассматриваются. Актуальным, по мнению Алексея Александровича, является создание независимой общественной старообрядческой организации. Выступавший отметил, что «смущают попытки госструктур продвигать идею церковного объединения – это вызывает брожение на местах». Председатель Союза московских краеведов В.Ф. Козлов презентовал свою книгу «Москва старообрядческая». Это уже второе издание книги – оно в полтора раза больше первого издания, вышедшего десять лет назад. В книге описаны сорок из шестидесяти старообрядческих церквей и моленных, бывших в Москве до революции. Масса фотографий, документов, в частности, ходатайств прихожан старообрядческих храмов против их закрытия в 20-е и 30-е годы. Владимир Фотиевич подчеркнул, что кладбища, основанные старообрядцами, на которых похоронено много их единоверцев, должны быть в их ведении.
В перерыве познакомился с Шамариным – он меня сразу узнал. Говорю ему: «Когда я выходил со службы из вашего петербургского храма в Рыбацком, Вы зычным голосом меня спросили: «Кто таков будете?» Мне хотелось вытянуться во фронт, щелкнуть каблуками, руки опустить по швам и также бодро отрапортовать: «Раб Божий Н., прихожанин второй Поморской общины на Литейном проспекте, господин наставник!», но я просто сказал тогда, что я «интересующийся посетитель». Единоверие Шамарин назвал «клубом по интересам к старому обряду». Владыка Корнилий подтолкнул меня поприветствовать епископа Новосибирского Силуяна, который, видимо, вспоминал меня. Преосвященный Силуян отметил, как сильно я сдал, и что борода у меня стала значительно длинней.
Неплохо кормили - был великолепный фуршет. Предлагали рыбу, грибы, салаты, соки, фрукты. Когда я второй раз пошел за добавкой почти ничего уже не осталось… Вспомнил, как во время одной из поездок в глубинку был уже поздний вечер, а мы никак не могли достичь последнего пункта назначения. Я благословил остановку, чтобы потрапезничать, чем Бог послал. Попросил также позвонить хозяевам, чтобы не накрывали стол и что мы сразу будем отдыхать. Когда же приехали, то, как всегда почти бывает у нас на Руси, был накрыт богатый стол. Я недоуменно развожу руками, а мои спутники с умоляющим взором в глазах смотрят на меня. Один из них говорит умилительным гласом: «Батюшка, но все же свеженькое, домашнее, деревенское». Не в силах противостоять, слабо машу рукой, налетай, мол, и опускаю голову. Вскоре поднимаю ее снова и поражаюсь картине опустевшего стола. Спутники смиренно сидят с опущенными глазками. У меня невольно вырвалось: «Надо же, в момент все смели!»
После обеденного перерыва выступал мужской хор с Рогожского под руководством В.И. Москвичева. Исполнялись пасхальные песнопения и духовные стихи, посвященные протопопу Аввакуму и боярыне Морозовой. Недослушав хор, на всех парах рванул в храм Христа Спасителя на секцию по старому обряду в рамках Рожественских Чтений. Участников секции было немного – меньше, чем в прошлые годы. Руководил секцией вместо приболевшего о. Иоанна Миролюбова о. Евгений Саранча из Михайловой Слободы. Запланировано было шесть докладов – три из них я прослушал: о великом входе на Литургии Прежеосвященных Даров, об особенностях чина погребения Плащаницы и о чинах погребения. Последнее выступление делал известный литургист о. Михаил Щеглов, настоятель церкви Рожества Христова в Митино.
Вернувшись обратно, я попал на выступление Романа Аторина, посвященное великому Страдальцу – виновнику юбилея (три ссылки, пятнадцать лет пребывания в заключении). На Аввакума выступавший указывал, как на «пример, как действовать во время испытаний». Руководитель Просветительского отдела РПСЦ о. Михаил Родин подробно, без всяких записей, со знанием дела рассказал о старообрядческих общинах Пакистана. Свое интересное выступление он сопровождал фоторядом. Эти общины, по мнению батюшки, помимо всего прочего, могли бы стать мостиками при сближении России с Пакистаном. «Церковь – не этнографический музей, а неискаженная истинно православная вера, она для всех народов – это главное». Выступавший констатировал или, лучше, призвал к «переходу от глухой обороны к планомерному наступлению», к тому, чтобы «не сидеть в засаде, а двигаться дальше». Участников Форума приветствовал (дистанционно) настоятель кафедрального собора г. Кишинева о. Андрей Вознюк. Он подробно рассказал о жизни старообрядцев в Молдавии. Запомнилось, что именно здешние старообрядцы были инициаторами и основными участниками пяти Безсмертных полков за последние годы.
Закончился первый день выступлением Радионова М.В., председателя Псковской поморской общины. Михаил Викулович подробно рассказал о юбилейных мероприятиях, проведенных общиной. Если бы неожиданно предложили выступить мне, присутствующему на Форуме в статусе «слушателя и общественного деятеля», то я бы честно сказал: «Впервые не знаю, что говорить. Знаю, что не все в восторге от моего присутствия, но чувствую сердцем, что оно необходимо. Оно по определению носит покаянный характер. Не воспользоваться таким представительным Форумом, чтобы хотя бы просто молча и смиренно поприсутствовать на нем вряд ли было бы правильно. Бог ведает».
|