Главная » 2021 » Май » 21 » Игумен Кирил (Сахаров). На Всемирном Старообрядческом Форуме. День второй (окончание)
13:44
Игумен Кирил (Сахаров). На Всемирном Старообрядческом Форуме. День второй (окончание)

Заседание началось с зачитывания Шаховым М.О. проекта Итогового документа Форума. Подумалось: «Красивый, сбалансированный текст». Практически единственным существенным дополнением к нему было предложение митрополита Корнилия внести изучение Жития протопопа Аввакума в программы школ.

Очень хорошо выступил о. Никола Коробейников, настоятель старообрядческого храма в Томске. Отметил в его речи полное отсутствие слов-паразитов. Доклад батюшки был посвящен рассказу об экспедиции «По пути Аввакума». Из уютного красивого городка Енисейска, основанного старообрядцами, двенадцать участников экспедиции первые два дня шли по непролазной грязи и болоту. Взятый с собой груз необходимых предметов весил до трех тонн. По пути следования останавливались в следующих населенных пунктах. Село Маковское (бывший Маковской острог). В местном православном храме служит 95-летний священник. На вертолете к нему нередко приезжают люди за советом. Есть немного поморцев – они остро нуждаются в богослужебных книгах и духовной помощи. Очень красивая, но совершенно безлюдная территория по обоим берегам реки Кеть. Встречаются заброшенные деревни, например, старинная деревня Ворожейка. В поселке Лосиноборское когда-то был монастырь – его закрыли еще во времена Екатерины II по причине приверженности его насельников «к расколу». Наверняка в этих местах Аввакум крестил и совершал другие требы. Сейчас здесь находится только метеостанция. В деревне Налимча осталась единственная жительница – 85-летняя женщина, кетка по национальности. Из деревни она никуда не выезжала, и уезжать не хочет. Живет тем, что ловит рыбу, сушит ее, а потом употребляет в пищу. Большая деревня Айдара была образована около ста лет назад теми, кто трудился на лесозаготовках. Здесь живет много старообрядцев часовенного согласия. Поразительно, что деревню периодически затопляет водой, а люди никуда уезжать не собираются. «Привыкли» - объясняют они. На месте был изготовлен 9-метровый поклонный крест. Устанавливали его с большим трудом. Экспедиция продолжалась 12 дней, дорога была длинной: 70 км по земле и 800 по реке. Это составляет менее 10% пути Аввакума. Рассказ о. Николы сопровождался отличным фоторядом.

М.Б. Пашинин, председатель Культурно-Просветительского Центра имени протопопа Аввакума, рассказал о многогранной деятельности возглавляемого им Центра. Очень важна поддержка инициатив старообрядцев гражданскими властями, в частности руководством Нарьян-Мара – столицы Ненецкого АО. К финансированию проектов привлекаются нефтяные компании. Настоятель местного поморского храма о. Петр Ляпунов в своем приветствии (дистанционно) назвал протопопа Аввакума «великим мучеником за старую веру и идеалы Святой Руси». Свое выступление он закончил призывом: «Будьте стойкими и непоколебимыми в вере своей!»

о. Евгений Чунин посвятил свое выступление истории Санкт-Петербургской и Тверской старообрядческой епархии. Решение об ее учреждении было принято в 1901 году. Первым архиереем был епископ Виталий (скончался в 1906 г.). Затем епархия управлялась из Одессы. В августе 1910 года епархию возглавил бывший епископ Рязанский и Егорьевский Александр (Богатенков). При нем состоялся первый Епархиальный съезд. В 1912 году в сан епископа Санкт-Петербургского был посвящен вдовый священник Геннадий Лакомкин, настоятель храма в селе Стрельниково Костромской губернии. В иноческом постриге он получил имя Геронтий. До Октябрьского переворота владыка провел еще два Епархиальных съезда и что поразительно – после 17-го года еще семь Съездов. На все эти мероприятия требовалось разрешение властей – его удавалось получить только после нескольких попыток. В 1924 году на Громовском кладбище была разобрана Успенская церковь. Основанное владыкой молодежное братство в 1928 году приняло решение о самоликвидации, а если быть более точным – о переходе на нелегальное положение. В 1932 году в ночь после Марьиного стояния в Петербурге прошли массовые аресты духовенства и активистов приходских общин. По существу старообрядческая епархия была полностью разгромлена. Закрыт был Покровский собор (его взорвали в 1933 г.). В 1934-35 гг. были закрыты храмы на Волковом кладбище. На полвека легальная церковная жизнь старообрядцев замерла. Попытки открыть храм до и после войны успехом не увенчались. Верующих духовно окормляли приезжавшие священники. С конца 70-х годов начались новые попытки открыть храм. В 1982 году была зарегистрирована община, а в 1983 году ей передали Александро-Невскую церковь на кладбище Жертв расстрела 9-го января (бывшее Преображенское). Храм был переосвящен в честь Покрова. В 2007 году состоялся 11-й Епархиальный съезд, после которого Съезды стали регулярными. В конце 90-х годов прошла первая Литургия еще в одном старообрядческом храме - на Лиговском проспекте.

С теплым словом приветствия (дистанционно) к участникам Форума обратился настоятель поморской общины в Белгороде Тарасов А.Е.. Александр Егорович рассказал о юбилейных мероприятиях, проведенных на Белгородчине, в частности, о выставке в краеведческом музее и об установке памятного знака Аввакуму.

Интересным был доклад Вокуевой Т.Д. о деятельности МОД «Русь Печерская». Речь шла в основном о жизни старообрядцев-поморцев в большом селе Усть-Цильма в республике Коми. В 1990 году здесь была зарегистрирована община, которую возглавила директор школы. Большая работа была проведена по установлению имен по пошедшим на отчаянный акт самосожжения в 1734 году (были установлены имена более половины погибших).

Недослушав до конца этот доклад, я срочно выехал на встречу настоятелей и прихожан единоверческих приходов, которая проходила в доме причта церкви Покрова в Рубцово. Ведущий о. Евгений Саранча рассказал о подготовке нескольких памятных мероприятий в этом году (100-летие со дня гибели первого единоверческого епископа Симона (Шлеева), юбилее архимандрита Павла Прусского, 50-летии Поместного Собора 1971 года, принявшего историческое решение об отмене клятв на старые обряды и признании равночестными и равноспасительными старых и новых обрядов – я предложил отметить этот юбилей служением благодарственного молебна в Трапезном храме Лавры, где проходил Собор). Интересным было сообщение о. Евгения о кандидате на диаконскую степень для единоверческого прихода г. Ири в США. Выпускник иезуитского колледжа, он проникся симпатией к древнему благочестию и принял трехпогружательное крещение. В настоящее время он готовится к защите докторской диссертации в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже (диссертация посвящена сравнению дораскольных и униатских служебников). Говорили также об издательской деятельности, на трапезе пели духовные стихи. Я впервые слышал стих о самарянке в прозвучавшей строгой форме – ранее мне неоднократно приходилось его слышать и даже петь в более эмоциональном, «южном» изводе.

Вернувшись вновь на Форум, я застал доклад, посвященный восстановлению знаменитой Выговской обители. К сожалению, к настоящему времени от нее ничего не осталось. Идея о ее возрождении будировалась с начала прошлого века – помешали, однако, такие трагические события как Первая мировая война и революция 1917 года. Интерес к этой идее стал возрастать в 90-е годы: проводились конференции, несколько лет функционировал детский лагерь, стала развиваться туристическо-паломническая деятельность. В 1913 году была построена деревянная часовня в честь пророка Илии и преподобных Зосимы и Саватия. На следующий год появился гостевой домик.

Два заключительных доклада Форума были посвящены возможности межстарообрядческого диалога (о. Василий Андроников) и истории и современному положению старообрядчества в Тонкинском районе Нижегородской губернии. До революции здесь у Синодальной Церкви прихожан было меньше раз в десять, чем у старообрядцев. В настоящее время здесь действуют пять староверческих моленных (две в райцентре и три в деревнях района). К сожалению, прихожане в основном пожилые, что создает угрозу нарушению преемственности. Остро стоит вопрос о приобщении к вере предков молодежи и достижению важной цели – «жить независимо от мира».

Заключительное слово произнес митрополит Корнилий. Запомнилось цитирование слов покойного руководителя поморцев О.И. Розанова, сказанные им после первого аналогичного Форума: «Мы не подрались, не закидали друг друга камнями, будем развивать сотрудничество в сохранении традиций наших благочестивых предков». Хотел бы еще процитировать владыку – его слова из прекрасного предисловия к Каталогу выставки «Гонимое Православие». Безпоповцы в нем были названы «братьями по вере». И далее: «некоторые отличия и особенности богослужения не мешают нам всем быть союзниками по отношению к благодарной и сердечной памяти о деяниях протопопа Аввакума».

После окончания Форума старообрядческий епископ Патермуфий неожиданно пожелал побывать у нас. Владыка поразил всех своей простотой, кротостью и незлобием. Запомнилось задушевное пение им известного духовного стиха «Господи помилуй, Господи прости», а я подумал: «Вот она — живая иллюстрация к словам Христа: «будьте как дети»».

 

Категория: События и комментарии | Просмотров: 670 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]