В последнее время везет: такого интенсивного общения со старообрядцами-интеллектуалами у меня никогда не было. У многих архиереев, в том числе у митрополита Корнилия, в кабинетах я видел карты с крестиками, обозначающими расположение храмов. Если на карте столицы обозначить те места, которые были отмечены активностью старообрядцев, то получится впечатляющая густота. В настоящее время выделяются две площадки, где выступают старообрядцы-интеллектуалы - Никольская церковь у Белорусского вокзала и Музей Русского искусства в Токмаковом переулке. Отмечу две встречи прошедшие здесь на днях: с Валерием Волковым, сотрудником Архивного отдела Старообрядческой митрополии и Валерием Коровиным, заместителем руководителя Евразийского движения, члена Изборского клуба, в прошлом члена Общественной палаты.
В.Волков относится к категории той части ученых-исследователей, которых в народе любовно называют «книжными червями». Для них органично находиться среди книжных завалов, гор пожелтевших газет и журналов - здесь они себя чувствуют как рыба в воде. Периодически они извлекают из таинственных подземелий древние рукописи и старинные фолианты. Вчитываются в них, делают для нас их доступными и назидательными.
В своем выступлении Валерий Владимирович рассказал о старообрядческой книжности от ее истоков до настоящего времени. Показал конкретные памятники, находящиеся на выставке Д. Гусева «Северный ковчег» в музее: «Житие протопопа Аввакума», «Истории о отцах и страдальцах соловецких», «Поморские ответы», «Виноград российский» и т.д. Впечатляет результативность старообрядческого книгоиздательства за последние годы: собрания трудов епископов Арсения Уральского и Михаила (Семенова), архиепископа Иоанна (Картушина), митрополита Иннокентия (Усова), сборники «Во время оно», «Вопросы и ответы» и т.д.
В.Коровин
В отличие от вечера В.Волкова, когда вопросы практически присутствующими не задавались, на вечере В.Коровина их был шквал, причем, как во время выступления, так и после. И это несмотря на несколько отвлеченную тему (о традиционализме) и академический стиль изложения (я отметил, что чувствовалась нехватка живых примеров и лирических отступлений - ведь помимо инженерных сетей (их напоминали многочисленные схемы лектора), есть еще собственно дом с портиками, лепкой и колонами). Было впечатление, что находишься на лекции в Академии Госслужбы при Президенте. Вне всякого сомнения, лектор - интеллектуал высокой пробы. Что еще особенно ценно - он практикующий христианин-старообрядец. Обычно в сознании обывателя плохо совмещается такая кондовая внешность, как у Валерия Михайловича, и наличие большой эрудиции. Живая мимика, активная жестикуляция, энергичная речь, спортивное телосложение, наконец, - все вместе это производило сильное впечатление на присутствующих. Прекрасно владеет понятийным аппаратом и терминологическим инструментарием. Потоком шло: «Россия – государство - цивилизация», «гражданское общество - глобальное общество», «старообрядцы - эталон русского народа», «старообрядец - это личность в отличие от индивидуума эпохи постмодерна», «империя - стратегическое единство в многообразии» и т.д. Еще запомнилось: «старообрядцы всегда использовали новейшие образцы техники, но для них это было не самоцелью, они не превращают технические новинки в культ» (это в ответ на вопрос - почему старообрядцы не ходят в лаптях). Лектор сетовал на оскудение «классического консерватизма», на невостребованность интеллектуалов и мыслителей, сужение интересов современников до погони «за баблом» и распилу госбюджета. О своем участии в общественно-политических передачах на телевидении: «Там главное - внешний эффект, а не мысль». Членство лектора в Общественной палате ряд его коллег воспринимал как некий эксцесс, как следствие сбоя системы.
Старообрядцы-интеллектуалы в информационном пространстве становятся все более заметными. Поистине это знамение времени.
P.S. Перед лекцией, в храме по соседству, настоятель подарил мне сборник крюкового пения на великопостный и пасхальный периоды в толстом кожаном переплете. |