21-22 ноября сего года в Москве, на Рогожском, в центре Русской Православной Старообрядческой Церкви прошла XIII Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность». Отмечу наиболее запомнившиеся выступления.
Е.М. Юхименко о «Поморских ответах» - знаменитом труде, преимущественно братьев Денисовых, написанных в начале XVIII века. В этом выдающемся апологетическом произведении используется около 130-ти печатных изданий, содержатся ссылки на 60 памятников старины и т.д. Главное внимание уделяется древности и духовной глубине двуперстного крестного знамени. До сих пор отсутствует более или менее систематическое и убедительное опровержение аргументов, приводимых в Ответах.
В.В. Керов из Высшей Школы Экономики в своем докладе поведал об усилиях старообрядцев разных согласий объединиться в политических целях, в частности, для продвижения на выборах в Учредительное собрание, для построения христианского государства. Старообрядцы приняли участие в вооруженной борьбе с красными. Известно, что у Колчака было несколько их полков (старообрядцы продолжали борьбу и после расстрела Колчака).
Р.Ю. Аторин, пресс-секретарь Старообрядческой митрополии, рассказал о духовных исканиях архимандрита Михаила (Семенова), приведших его в лоно старообрядчества. В своей «Исповеди» он писал о проблемах синодального строя: отсутствии должной соборности, безправии мирян, сомнительной догматики символических книг последних веков, заимствованиях из католицизма и протестантизма. Важны рассуждения о. Михаила, ставшего впоследствии епископом, о значении обрядов, закрепляющих опыт духовной жизни. Обряды он называл оболочкой и одеждой догматов. Разоблачал подлоги реформаторов («Деяние на еретика Мартина» и др.)
В.В. Боченков коснулся тюремного периода епископа Геронтия (Лакомкина). Владыка был арестован за организацию старообрядческого Братства имени протопопа Аввакума (1932-1942 гг.) В заключении он одно время находился в одном бараке с новообрядным епископом Ермогеном (Голубевым). Отзывался о нем тепло.
А.А. Безгодов, председатель новгородской поморской общины, сделал доклад о титовском согласии. Представители этого согласия решительно выступали против принятия паспортов.
Т.А. Володина критиковала представление о том, что в Тульской губернии не было старообрядцев. На самом деле, их там было немало и власти относились к ним сравнительно мягко, по причине важности их работы для государства – изготовлении оружия.
Интересным был доклад А.Г. Дурнова, исследователя старообрядчества из Сергиева Посада, о судьбах единственного старообрядческого прихода в Воронежской губернии.
О. Евгений Чунин поделился своими рассуждениями о миссии Старообрядческой Церкви в общественной жизни. Мнение представителей современного старообрядческого духовенства, пожалуй, более пессимистическое. О. Евгений против изоляционизма, за активную позицию. При этом он ссылался на примеры из золотого десятилетия старообрядчества (1905-1917 гг.) Власть тогда, по отношению к старообрядцам, еще не стала дружественной, но уже не была откровенно враждебной. За активное включение в общественную жизнь ратовал епископ (впоследствии митрополит) Иннокентий (Усов). После выступления о. Евгения, я тут же передал ему свою записку с рассуждениями на поднятую им тему. Суть ее была в том, чтобы возродить Братство священномученика Аввакума, которое бы, наряду с просветильскими и социальными задачами, участвовало бы и в решении общественно-политических вопросов. Объединяя старообрядцев с активной гражданской позицией, Братство могло бы занимать более решительную позицию по общественно значимым вопросам, нежели Митрополия. При этом позиция Братства не отождествлялась бы с официальной позицией РПСЦ. Одного знакомого участника конференции я спросил: «Наверное, Вы могли бы быть председателем такого Братства?» Он в ответ: «Ну, что Вы – Священноначалие таких, как я, не пропустит. Оно настроено суперлояльно. Все беды, по его мнению, приходят извне, а внутри у нас все нормально – мы возвращаемся к корням, восстанавливаем порушенные храмы, строим новые и т.п.» Я: «Ах, я совсем забыл – Вы же в оппозиции». Он: «Для меня быть в оппозиции - не самоцель, я просто называю черное черным, а белое белым. У нас еще до революции можно было критиковать все: никониан, государство, но нельзя было поднимать проблемы внутреннего порядка. В журнале «Церковь» статьи на эту тему блокировались, а ведь если здравая критика зажимается, это всегда имеет негативные последствия».
Во время одного из послеобеденных заседаний неожиданно около меня сел митрополит Корнилий. Владыка поделился своими впечатлениями об опубликованных мною записях выступлений в Духовном училище о. Вадима Коровина по богослужебным вопросам. Затем он погрузился в чтение статьи Д. Урушева «Пушкин и старообрядчество» (я также смог прочесть этот текст). Закончив читать, митрополит сказал: «К сожалению, Пушкин не знал правды о старообрядчестве, поэтому так и писал».
Были еще интересные доклады: о Морозове и Зимине, старообрядческих общинах Санкт-Петербургской и Екатеринославской губерний, скитах Карелии и Архангельской губернии, старообрядцах на Тереке, в Латинской Америке и др.
Обстановка на конференции была теплой, деловой и конструктивной. Я опасался, что будет доминировать тематика по анализу деталей в ущерб более крупным вопросам. Организаторы, к счастью, соблюли удовлетворительный баланс. |