Главная » 2017 » Март » 27 » Игумен Кирилл (Сахаров). Благовестие о Великом Новгороде (о лекции о. Александра Панкратова в МГУ)
08:18
Игумен Кирилл (Сахаров). Благовестие о Великом Новгороде (о лекции о. Александра Панкратова в МГУ)

Батюшка удивился, вновь увидев меня на его лекции о городе, в котором он живет и служит. Вроде как, мне все и так известно. Такие цельные и содержательные личности, как о. Александр, в принципе не могут исчерпаться. Пока живы, они всегда в динамике, творческом поиске и новых открытиях. Солидное образование плюс постоянное самообразование их мировоззрение не разъедает либерализмом. Позиция о. Александра в делах веры и благочестия достаточно консервативна, что не мешает ему оставаться контактным и доброжелательным человеком. Подобно пчеле о. Александр собирает материал, систематизирует его и выкладывает в своем интересном Живом журнале.

Лекция сопровождалась показом видеоматериалов. Она была довольно живой, аудитория слушала со вниманием, хотя батюшка часто заглядывал в пособие. Как всегда узнал о множестве интересных вещей. Например, о том, что нижний ярус многих новгородских храмов использовался для хранения ценных вещей прихожан. Это были своеобразные камеры хранения. Подробно было рассказано о договоре одного новгородского прихода с пономарем. Он должен был следить за чистотой и сохранностью книг, тщательно «выпахивать» храм, т.е. содержать его в идеальной чистоте и пр. Священник не мог единолично уволить его – этот вопрос решала община (так, кстати, и у нас в храме решаются многие вопросы). Когда я слушал подробный рассказ о. Александра о договоре с пономарем, то подумал: «Как это напоминает наши инструкции, над которыми некоторые иронизируют». Приходы в Новгороде обладали определенной автономностью и, вообще, для города был характерен «демократический консерватизм».

Опять услышал о больших утратах – с конца 17-го века и до середины 19-го много храмов в Новгороде было разрушено, разобрано на стройматериалы. Поистине это была эпоха утрат. То, что сохранилось, по словам о. Александра, это только вершина айсберга. В настоящее время в Новгороде больше недействующих храмов, чем действующих.

Интересным был рассказ о деятельности Никона в бытность его новгородским митрополитом. Здесь он ввел тогда партесное пение, пригласив певцов из Киева. Когда он, желая увеличить освещение Софийского собора, приказал разобрать в нем несколько столпов, народ возмутился. В челобитной царю жители писали, что это недопустимо, т.к. собор строился по «ангельскому благовестию». Рушить и ломать внутри своей главной святыни новгородцы не дали.

Подробным был рассказ о жизни старообрядцев Новгорода в настоящее время. Нельзя сказать, что до открытия первого старообрядческого храма в Новгороде здесь была пустыня. Живы были еще те люди, которые молились в старообрядческих храмах до войны. Для исповеди и причастия в город приезжали старообрядческие священники. Когда в Питере открылся старообрядческий храм, ездили туда. В 2001-м году старообрядческой общине была передана церковь ап. Иоанна Богослова, 14-го века. Затем старообрядцы просили передать им ещё и церковь св. вмч. Димитрия Солунского (построена в 1380-м году в память о победе на Куликовском поле). 7 лет шла переписка. В качестве аргумента для отказа была ссылка на то, что храм еще не отреставрирован. В этом, находящемся в центральной части города, храме о. Александр совершил первый молебен. Очень быстро храм был передан РПЦ. Сейчас верующие молятся там в трапезной. Староверам же отдали церковь св. Илии Пророка на Славне, отдалённую от центральных улиц. Построена она была при архиепископе Евфимии (лекция была как раз в день его памяти). В 1722-м году священник этого храма о. Никифор Лебёдка (у которого, кстати, духовно окормлялся ближайший сподвижник Петра А. Меньшиков) за то, что он служил по старому обряду, был предан ужасной казни. Таким образом, промыслительно, что храм, в котором служил мученик за древнее благочестие, был передан старообрядцам.

В 30-е годы была разобрана колокольня храма. В 50-е обрушился его купол. Здание было передано для проживания людей. С этой целью внутри храма было устроено 4 яруса. Проживали здесь до 2011-го года. Храм большой – его площадь около 900 кв. метров. В нижней его части планируется устроить приют для паломников. Будет также в нем и музей. О том, каким храм был изначально, можно увидеть в Туркмении, где в «Мургабском государевом имении» (ныне г. Байрамали) в 1910-е гг. был построен храм по образцу Ильинского храма в Новгороде.

В феврале 2014-го года в этом новгородском храме, по случаю поднятия креста на купол, был совершен первый молебен. По старому чину, перед тем как крест водрузить, с ним обходят вокруг храма. При поднятии креста поется особая стихера. Сооружена ограда храма. Ведутся археологические работы. Разработан проект реставрации.

На лекции о. Александр рассказал также о местных безпоповцах. Их община побольше – около 200 человек (у о. Александра – более 60, с тенденцией роста за счет новорожденных, обращенных и приезжих). В Старой Руссе безпоповцев еще больше – около 1,5 тысячи человек. Кстати, на лекции присутствовали известные деятели современного безпоповства – М. Шахов, А. Безгодов, М. Пашинин.

Интересными были и ответы на вопросы.

О самосожжениях. Это была вынужденная мера. Перед людьми, загнанными в западню, стояла дилемма: или самому себя сжечь или тебя сожгут после пыток, во время которых ты можешь отречься. Часто, закрывшись, на подпорку двери осажденные ставили зажженную свечу. Если дверь выбивали, то опрокинутая свеча поджигала разложенную солому и все сгорали. Самосожжения («гари») прекратились, когда ослабели гонения. В истории христианства были святые, которые, чтобы не попасть в руки гонителей, тонули в водоемах, бросались с башен. Впрочем, не все старообрядческие деятели одобряли самосожжения.

О воспитании детей. Это целое искусство. Необходимо держаться золотой середины, избегать крайностей, как в плане строгости, так и попустительства. Были случаи, когда воспитывавшиеся в строгости дети верующих, подрастав, пускались во все тяжкие. Необходимо учить, прежде всего, собственным примером. «Если хотите воспитать детей – воспитывайте себя» - подчеркнул о. Александр.

О себе. Приход на Рогожку (Рогожская Слобода – центр Русской Православной Старообрядческой Церкви – иг. Кирилл) был в 14 лет. Связан он с изучением истории своей семьи. Среди родственников были прихожане Рогожского – один из них даже захоронен на участке старообрядческих священнослужителей. Сильное влияние оказало также изучение древнерусской культуры.

Категория: События и комментарии | Просмотров: 616 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]