Большая благодарность прихожанину Покровского старообрядческого собора А.В. Шишкину за несколько очень познавательных экскурсий по Москве, по местам, связанным со старообрядчеством. Хочу поделиться тем, о чем услышал на этих экскурсиях и о своих мыслях в связи с этим.
Местом встречи первой экскурсии, в которой я принял участие, была назначена станция метро «Авиамоторная». Здесь в 1982 году произошла крупная авария – самая большая за все время существования московского метрополитена. Официально было заявлено о 8 погибших и 30 раненых. На самом деле жертв было на порядок больше. Причиной был разрыв эскалатора из-за замены роликов в нем с металлических на пластиковые (конструктор, предложивший эту замену, выехал в Израиль).
Первый объект, который мы посетили, был бывший центр единоверия в Москве на Самокатной улице (раньше она называлась Новоблагословенная). На пути к этому месту, обозначенному созвездием крестов строго восьмиконечной формы, мы проследовали мимо Парка казачьей славы, где был установлен памятник атаману Платову – герою Отечественной войны 1812 года. Походную церковь, в которой молились казаки-старообрядцы, Платов передал по окончании войны на Рогожское.
Комплекс на Самокатной состоит из двух храмов – малого Введенского и большого Троицкого. В двухэтажном корпусе (в советское время были пристроены еще два этажа, там было общежитие) размещались Духовное училище и типография. Сейчас в этом здании находится УВД, стоит вопрос о возвращении здания прежним владельцам. Типография издавала огромными тиражами богослужебные старопечатные книги. Их активно покупали старообрядцы-поповцы. Доход от продажи книг достигал до 30 тысяч рублей прибыли в год. Безпоповцы книги не покупали, т.к. они были напечатаны по благословению Святейшего Синода. В здании Духовного училища проходил Съезд московских единоверцев.
Долгое время настоятелем храмов был о. Димитрий Звездинский (единоверцы хотели видеть его епископом). Сыном о. Димитрия был епископ Серафим, ставший новомучеником. Здесь также служил о. Григорий – двоюродный брат епископа Симона (Шлеева), также новомученика. С начала 90-х годов действует Введенская церковь. До открытия храма в нем был женский вытрезвитель. Почетным настоятелем ее является епископ Серафим (Зализницкий).
Расписан храм в палехском стиле, близким к древнерусскому. Роспись в советское время была заштукатурена, а не сбита, благодаря чему сохранилась. Все святые изображены с двуперстием. В храме находится чтимая Боголюбская икона Богородицы.
Есть изображения священномучеников Серафима и Симона. Частицы мощей прп. Александра Свирского и свт. Николы. Иконостас новый. Особенно интересно изображение Страшного Суда. В Троицком соборе роспись, к сожалению, не сохранилась (остатки ее были уничтожены пожаром уже в наше время). Собор отреставрирован с внешней стороны. Внутри его – склад книг издательства Сретенского монастыря. Закрыли храм в конце 20-х годов. В журнале «Москва» опубликовано свидетельство очевидца, посетившего храмы на Новоблагословенной, который отметил упадок древнего церковного пения здесь и эклектику в богослужебной практике. Местный священник сказал, что единоверие было задумано как миссионерский проект для привлечения старообрядцев в лоно официальной Церкви, и что епископ Симон стремился превратить его в равноправную часть РПЦ. Первым настоятелем храмов после передачи их Патриархии был о. Иоанн Парусников (он похоронен за храмом).
Видя, что собирается группа пришедших на крещение, я поручил одной прихожанке спросить священника, как он будет крестить. Тот ответил: «Полным погружением». О том, чтобы эти храмы вновь передать единоверческой общине, не ставился, хотя группа прихожан нашего храма ходатайствовала об этом. За свечным ящиком продавался диск с сочинениями Бортнянского, Чайковского и др. Продавец, когда мы спросили о знаменном пении, даже не понял, что это такое. Завод «Кристалл», находящийся рядом, был построен после того, как в России в 1909-м году была установлена винная монополия. Глядя на огромный заводской корпус, подумалось: «Россия, которую мы потеряли – это не только храмы, монастыри и колокольный звон, но еще и кабаки и т.п.». Этот завод, как и вообще заводы в городской черте, предполагается вывести в Подмосковье. В заводских корпусах разместят офисы. Ближе к Москва-реке располагалась текстильная фабрика купца Филиппова. На ней работало около 200 человек.
Далее по Салтыковскому пешеходному мосту мы пересекли реку Яузу. Когда-то она была полноводной рекой, по которой плавали корабли. Сейчас Яуза сильно загрязнена. Рыба, однако, есть, но вряд ли ее можно употреблять в пищу. На улице Радио (б. Вознесенская) остановились у института ЦАГИ, основанном профессором Жуковским. Его помощником был Д.П. Рябушинский. Интересно, что в г. Жуковском ему поставлен памятник. Показывая на церковь Вознесения на Гороховом поле, наш экскурсовод заметил: «Видите – ярко выраженная западноевропейская архитектура. Внутри храма – барочный иконостас и соответствующая роспись. Это говорит о том, что последствия реформы отразились на всем строе церковной жизни. Влияние католичества чувствуется во всем».
Храм безпоповцев-брачников в честь Воскресения Христова и Покрова Божией Матери в Токмаковом переулке. Этому храму немногим более ста лет. Построен он в стиле модерн на базе псковской архитектуры. Внутри был дубовый иконостас, большое паникадило, устроены хоры. Было замечено, что в женской раздевалке находились шляпки с перьями.
В храме в начале 20-го века прошло два безпоповских Собора. О них много писали газеты того времени. На первый Собор к обсуждению было предложено около полутора тысячи вопросов. После закрытия храма часть икон из него была передана в Третьяковскую галерею, а часть – на Преображенское кладбище, где в части Успенского храма была обустроена новая моленная. В советское время в церкви размещались театр, Дом пионеров, театральный кружок (его посещал известный артист Ю. Никулин). После возвращения храма старообрядцам его реставрацию финансировало государство (до 2008-го года). По четвергам здесь совершаются молебны. Службы правят в некоторые двунадесятые праздники, а также проходят крещения.
В Немецкой Слободе было две лютеранские церкви, одна католическая и одна реформаторская. Петр I любил посещать эту Слободу. Ее значимость после переноса столицы в Петербург стала падать. В середине 19-го века храмы инославных конфессий были перемещены в центр города.
Церковь свт. Николы в Лефортовском переулке – бывший главный храм неокружников. «Окружное послание» (его автор – Ксенос – псевдоним Кабанова), по словам нашего экскурсовода, было логичным, но слишком резким – это могло быть воспринято как курс на сближение с господствующей Церковью. У противников этого послания возникла параллельная иерархия. Сами неокружники разделились на три направления, которые анафематствовали друг друга. Никольская церковь была кафедральным храмом неокружников-иовцев (в отличии от большинства неокружниов, они допускали государственную регистрацию общины). В Питере иовцы имели храм на Лиговском проспекте. В настоящее время неокружников остались единицы. Они либо вымерли, либо присоединились к Старообрядческой митрополии. Храм передан Старообрядческой митрополии (его опекает община Никольской церкви у Белорусского вокзала). Внутри храма прошло несколько молений, но в последний год как-то все затихло. Помещение используется в качестве иконописной мастерской-школы и как моленная.
Богоявленский собор что в Елохове – один из кафедральных соборов РПЦ МП. Построен был собор в 30-е годы 19-го века. В соборе с 1947-го года находятся мощи свт. Алексия, митрополита Киевского, московского чудотворца (так он помечен в старообрядческом календаре). В левом, Никольском приделе, находится могила Патриарха Сергия (Страгородского). В 1929-м году возглавляемый им Синод принял Постановление об отмене клятв на старые обряды и признание их «равночестными и равноспасительными» с новыми (это Постановление было утверждено на Поместном Соборе 1971 года). В правом, Благовещенском, приделе собора могила Патриарха Алексия II. При нем был принят Меморандум о взаимоотношениях со старообрядцами и при ОВЦС создана Комиссия по взаимодействию с ними.
На Бауманской улице сохранилась звонница бывшего храма св. великомученицы Екатерины, построенная в 1915-м году старообрядцами-беглопоповцами. Кресты с нее сорваны, а колокола сброшены. Удивило, что в таком неприглядном состоянии находится эта колокольня (недавно стало известно об ее возвращении Древлеправославной Патриархии). О бывшей Немецкой Слободе напомнило большое мраморное панно. В Слободе был большой рынок. В одном письменном источнике говорится, что в 1760-м году купцу-старообрядцу по имени Матфей здесь приглянулась одна девушка. Венчаться с ней он отправился на Ветку (нынешняя Гомельская область Белоруссии). Был он наказан огромным штрафом в 34 рубля – на эти деньги можно было купить стадо коров. Вот такие были времена…
Покровско-Успенская церковь в Малом Гавриковом переулке (архитектор Бондаренко). Находится неподалеку от Всехсвятского единоверческого монастыря, у перестроенных храмов которого, вот уже 10 лет молятся члены нашей общины. Храм состоял из верхней и нижней части. Построен он был в 1909-1911 гг. и освящен архиепископом Иоанном (Картушиным).
После закрытия храма в нем располагался клуб. В 90-е годы его здание приватизировала секция бокса и борьбы. В городском бюджете нет статьи расходов о выкупе приватизированных храмов. В последнее время здание облюбовали последователи йоги. Летом этого года при храме была зарегистрирована община, что, к сожалению, не предполагает автоматическое возвращение храма верующим. Лишь однажды у стен храма старообрядцы проводили молебен. Опыт показывает, что для того, чтобы храм вернуть, около него нужно много молиться. |