Как известно, Оргкомитет по празднованию 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума, в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки перенёс проведения в Юбилейного собрания на будущий год.
Русская Древлеправославная Церквь вышла из этого оргкомитета и рабочих органов, призванных консолидировать усилия старообрядцев в решении общих проблем. Имеет на это полное право, как бы к этому не относились. Протодиакон Виктор Кузнецов, возглавляющий в РДЦ Отдел информации и правового обеспечения в интервью порталу credo.ru по поводу решения Оргкомитета пригласить представителя РПЦ МП сказал следующее: «Протопоп Аввакум до сих пор считается в РПЦ «раскольником» и «расcтригой». И именно поэтому, с нашей точки зрения, участие представителя РПЦ в работе данного форума превратит все это собрание в какой-то фарс, фантасмагорию».
Правильно, но не совсем – на мой, конечно, взгляд. Мне думается, что приглашать надо, но не в качестве такого же участника как сами старообрядцы, а в качестве наблюдателя. Есть такой «осторожный» статус. И не в качестве официального представителя, а скорее частным образом - этого достаточно.
Почему желательно приглашать? Во-первых, никаких громких, тем более официальных демаршей против многострадального протопопа в последнее время и в текущем юбилейном году РПЦ МП не предпринимала. По крайней мере, мне об этом неизвестно (кроме нескольких «шпилек» на местах). Более того был ряд позитивных моментов: прием в Троице-Сергеевой Лавре паломнической группы старообрядцев во главе с митрополитом Корнилием (поездка проходила в рамках Юбилейных торжеств). Установка с согласия митрополита Калужского и Боровского Климента памятной доски в Пафнутиево-Боровском монастыре. Участие митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна в открытии памятника Аввакуму в городе Белгороде. Наверняка есть и еще подобные факты. И во-вторых: а разве не явится присутствие представителя РПЦ МП на юбилейных торжествах косвенным признанием неправоты гонителей, проявлением обозначившейся тенденции в изменении отношения Московского Патриархата к огнеопальному протопопу. Тенденция, по моему мнению, долженствующая привести в конечном счете к отмене решения об осуждении страдальца, его реабилитации (не нужной самому исповеднику и его наследникам, но нужной для торжества правды). К покаянию за это злодеяние. Дай Бог!
|