Они же старые, то есть дореформенные, дониконовские.
Вот уже три года на Рогожском после окончания Соборов в Духовном училище проходят встречи со студентами и молодыми клириками по каноническим и богослужебным вопросам. Ведущий этих встреч о. Вадим Коровин (до недавнего времени он служил в Успенском храме г. Саратова). Не знающего церковных правил клирика батюшка сравнил с водителем, не знающим правил дорожного движения и с врачом, купившим диплом, но беспомощным во врачевании. В Писании сказано: «Горе тому граду, где князь – юноша» (то есть, малоопытный) – горе, если священник презирает правила или не знает их. Как невозможно пройти через минное поле, не имея карты, так и священнику успешно осуществлять своё служение, не зная церковных законоположений. С другой стороны, человек, знающий и не исполняющий правила, но не имеющий любви, представляет собой не меньшую опасность.
Во 2-м Правиле Шестого Вселенского Собора и 1-м правиле Седьмого Вселенского собора святые отцы изложили следующую мысль: «Всё, что другие Соборы постановили, мы подтверждаем, и всё, что они отвергли, и мы отвергаем». Суть Православия – в неразрывности и преемственности Предания. Ересь заключается в частичном или в полном отвержении Предания.
Тот Собор является разбойничьим, который не подтверждает и не продолжает прежде бывшие Соборы (Кормчая).
Конечно, нужно учитывать, что сейчас другая историческая ситуация. Не всё в правилах предусмотрено, возникают новые вопросы, новые, как сейчас говорят, вызовы. И Церковь дополняет и развивает Свои канонические установления, достраивая здание на прежнем фундаменте, а не разрушая его.
Постараюсь воспроизвести всё, что особенно запомнилось. Начну с Таинства крещения, которое является дверью в ограду Церкви.
Таинство Крещения
Первоначально крестили быстро. Могли крестить в тот же день, когда человек обратился к вере. Позднее было установлено оглашение – время подготовки ко крещению. Нельзя было крестить тех, кто не оставил смертных грехов (св. мч. Иустин Философ).
Перед крещением священник проводит собеседование о грехах – по сути, исповедь, но без отпущения грехов. Кто крестил, тот и является духовником.
Крещения в Константинопольском Патриархате совершались епископами торжественно, при большом стечении людей. Оглашение начиналось с первого дня Великого поста и заканчивалось к Лазаревой субботе, в которую и крестили. В середине Великого поста на Литургиях начинали молиться о «готовящихся ко просвещению». Во время пения «елицы во Христа крестистеся…» оглашенные в белых одеждах со свещами входили в храм. Они причащались за Литургией.
Крестили также в Великую субботу, на Св. Пасху (всю Светлую седмицу) на Рожество Христово и Богоявление. Позже, уже к XII веку, обычай длительного оглашения был оставлен (по-видимому, в связи с тем, что крестили практически всех в младенчестве), так что крещение совершали, по свидетельству св. Симеона Солунского, в любой день года.
Диавол ведет брань с оглашенными, чтобы не допустить их ко крещению, и поэтому практиковалось неоднократное чтение заклинательных молитв над ними (св. Симеон Солунский писал, что эти молитвы вычитывались семь раз). Оглашенный каждый четверг должен приходить к епископу для отчета о своей вере и получения этих молитв.
Крещаемые должны быть полностью раздеты, подобно новорожденным детям – ведь крещение является духовным рождением. Конечно, в этом плане есть сложности: для женщин, например, Пакистана это непреодолимый барьер. И это несмотря на то, что на момент погружения в храме присутствует только помощник священника (по полу крещаемых), а сам священник находится в алтаре, ожидая сигнала на выход после того, как человек уже будет в купели. Как известно, «по нужде и закону применение бывает», из двух зол нужно выбирать меньшее. Буквально всё исполнить, например, во время гонений – бремя неудобоносимое. Если в странах шариатского закона крестить полностью раздетых невозможно (смертельно опасно), то возможно проявить снисхождение.
Если человек тяжело болен, всё равно нужно сделать всё возможное для того, чтобы его погрузить. О. Вадим рассказал про случай, когда болящую женщину крестили в строительном корыте для раствора, застеленном чистой плёнкой. Четверо мужчин опускали в эту ёмкость женщину, лежащую на простыне. Батюшка сторонник того, чтобы на момент погружения все присутствующие вышли бы из храма (в моей практике они выходят до самого окончания крещения). (Если бы так поступил новообрядческий священник из Гатчины, которого запретили в служении после неудачной его попытки троекратно погрузить младенца в присутствии его матери и других родственников, то такого искушения не было бы.) Момент погружения – кульминация духовного напряжения, и это требует максимальной сосредоточенности и собранности священника. Ничто постороннее не должно его отвлекать, всевозможные помехи должны быть устранены.
Возникает вопрос: а что делать в том случае, если нужно постригать волосы у человека, а он совершенно лысый (после химиотерапии опухлои, например)? Ответ о. Вадима: тогда нужно волосы постричь из бровей или ресниц, или даже постричь ногти, в крайнем случае, если и брови с ресницами не сохранились.
В идеале каждого нужно крестить в отдельной воде. О. Вадим вспоминает: в Самаре, в храме РДЦ, было шесть купелей. Воду освящали в большой купели, из которой потом разливали её в другие и доливали воду. Есть практика, когда после погружения каждого человека троекратно крестообразно освященную воду доливали в купель – происходило как бы её обновление. В старообрядческой среде бывают споры, вплоть до разделений, по вопросу, допустимо ли крестить несколько человек в одной купели. Есть мнение, что раз грехи в воде омыты, то она теряет свою силу, и нужно новую воду. На возражение оппонентов, что вода ведь святая, некоторые отвечают: «вода святая, но поганая». Это понятие, конечно, неправильное. Свт. Иоанн Златеосут пишет в беседе о расслабленном, что тогда (в Овечьей купели) только первый, кто влез в купель, получал исцеление, а гныне, во Христвоой благодати, - даже если вся вселенная войдет тв купель, все получат духовное исцеление в таинстве Крещения. Есть лицевые изображения в древних рукописях, где одновременно в одной купели крестятся несколько человек.
Интересно, что в Греции нередко в крещальную купель бросали лепестки роз.
Младенцев после каждого погружени, согласгно Большому Потребнику, поворачивают через правое плечо, делая круг, что символизирует вечность, к тому же это была и необходимая встряска (в случае крещения взрослых так не делать в Потребнике не указано). Крестить нужно обязательно в естественной, не подогретой, «живой» воде. Замечено, что если вода тёплая, например, в мелком ручье, то ребенок непременно хлебнет её. При крещении же в холодной воде дыхание у ребенка на мгновение перехватывается, и он никогда не захлебнется. В последнее время даже медики говорят о том, как важно для укрепления иммунной системы ребенка погружать его именно в холодной воде. |