Если неизвестно точно, крещен ли человек, и крещен ли погружением, то его обязательно нужно крестить. После воссоединения с Малороссией, где было повсеместно распространено обливание, тамошние священники писали челобитную Патриарху Никону, чтобы он разрешил им обливать, так как у них плохо получается погружать, вплоть до случаев гибели младенцев.
Известно, что родоначалбьник ереси «кафаров» Новат был крещен обливанием, нро когда из его ереси священнослужители или миряне возвращались в Церковь, то их не перекрещивали, а принимали через миропомазание, в сущем сане (8 правило 1 Всел.соб., 7 прав. 2 Всел. соб.).
У безпоповцев-«нетовцев» есть толк, адептов которого называют «некрестяки». Воду они вообще не использовали, а только читали псалом 50, не произносили формулы крещения, но просто надевали на младенца крест с гойтаном.
На Руси в XVII веке, как правило, всех инославных крестили. Случаи принятия вторым чином, через миропомазание, были крайне редки (так принимали крещенных в православии. ньо потом отпавших в язычество или магометанство). Патриарха Игнатия за принятие Марины Мнишек вторым чином (миропомазанием вместо крещения) даже лишили сана.
По мнению о. Вадима, лучше крестить младенца на сороковой день – а раньше, если только он серьезно болен. Наречение имени должно происходить на восьмой день на дому. На Руси раньшеннередко у крещаемых было два имени: имя в честь святого, в день памяти которого он родился, и имя в честь святого, в день памяти которого состоялось крещение (так, князь Острожский, чьим попечсением была напечатана Острожская Библия, назывался и Василием, и Константином). К тому же у многих было еще и нехристианское прозвище (Третьяк, Мал и т.п.).
В свидетельстве о крещении необходимо указать дату дня ангела человека и краткую молитву святому покровителю, чтобы крещаемый смог молиться своему святому.
Нужно отметить, что у старообрядцев не принято отмечать день рождения. При этом они ссылаются на слова Златоуста, который писал: мы не знаем в Священном Писании упоминаний о дне рождения, кроме нечестивых царей Валтасара и Ирода Четвертовластника.
У старообрядцев мирянам не нарекают мужское имя «Серафим», так как в древности не было святых с таким именем. Это имя в честь ангельского чина. Однако изредка монашествующие старообрядцы носили такое имя. Так, в пещере у Черемшанских скитов подвизалс и прославлен нетлением инок Серафима (XIX век), быший насельник мужского серапионова монастыря. Священноинок с этим же именем отпевал умершегно архиепископа Антония (Шутова) на Рогожском кладбище. Кстати, у старообрядцев при пострижении в схиму нет наречения нового имени.
После прикладывания младенца мужского пола к иконам Спасителя и Богородицы, его вносят в алтарь и прикладывают к четырем углам престола (против часовой стрелки). Младенцев женского пола, помимо икон Спасителя и Богородицы, прикладывают еще и к иконе Благовещения (Богородице и Архангелу), что делается вместо целования св. престола. После этого необходимо крещаемого причастить (в случае необходимости и Запасными Дарами). Ведь неизвестно, принесут ли еще младенца в храм и какова будет его дальнейшая судьба.
В России нередки были случаи крещений, которые совершались мирянами. Греки не признавали таких крещений, если они были совершены без особой нужды. У нас было много безпоповцев, радикально относящихся к Синодальной Церкви («господствующему вероисповеданию», как тогда говорили). Если крещение, совершенное безпоповцами, было правильным по форме, то его принимали как действительное. Если же какие-либо действия совершались самозванцем, тот есть никем не рукоположенным, но выдающим себя за священника или епископа, то они не признавались действительными, в том числе и крещение.
Крещения, совершенные запрещенными священниками, или теми, кто был лишен сана, находящимися в незаконных, раздорнических сборищах (их еще называли «подцерковными»), не повторялись, поскольку хиротония – неотъемлемая печать на душе человека (см. Катехисис). Так следует поступать в отношении крещенных лишенными сана о. Александром Черногором и о. Леонтием Варваричем-Сергеевым (г. Черновцы), если они будут возвращаться в Церковь.
В Русской Древлеправославной Церкви (раньше она именовалась Новозыбковская Архиепископия) одно время повторялись все действия (венчания, погребения и т.д.), совершенные священниками, находящимися под прещениями. Возникает недоумение – ведь с точки зрения канонов таковые люди рассматриваются как раскольники.
В настоящее время нередко можно видеть, что перед началом крещения четыре свещи закрепляются на купели (как при отпевании на дому - на гробе усопшего). По мнению о. Вадима, это анахронизм, сохранившийся от эпохи гонений, когда было трудно всё соблюсти в полноте. Более правильно, на взгляд батюшки, было бы ставить четыре напольных подсвечника на достаточном расстоянии, чтобы не было помех для действий священника, особенно в момент погружения. Причем эти подсвечники нужно расставлять не крестообразно, а по сторонам купели (см. «Историю и обычаи Ветковской Церкви», И. Ксеноса). Перед началом чина крещения нужно покадить купель вокруг, а затем и присутствующих при крещении.
Если по смертной нужжде крестит мирянин, то после общего начала (от «Царю Небесныи» до «Приидите поклонимся» включительно), читается псалом 50 и Верую, а после погружения еще и псалом 31 (трижды), и затем малый отпуст. Крёстных (восприемников) при этом нет. Некоторые безпоповцы (часовенные) дают новокрещённому частицу Причастия или Великую воду. Запасные Дары мирянин, причащаясь в случае великой нужды, берет не лжицей, а устами (Причастие при этом располагается на чистом плате). После этого запивают святой водой. Есть указание, которым руководствуются часовенные, что принятию святых Даров предшествует «скитсткое покаяние», несколько молитв перед причащением, малое прощение («ослаби, отпусти…»). Причастие кадится ручной кадильницей (кацией).
Важной темой встречи был вопрос о чиноприёмах тех, кто возвращался в Церковь от ересей и расколов. Известны три чина: первый, самый строгий, через крещение – для тех, кто «чужд вере», искажает основы веры; второй – через миропомазание; и третий – через покаяние. «Римо-католиков» (или, точнее, «латинян») можно было бы принимать вторым чином, но так как они полностью утратили канонический способ крещения через погружение, то старообрядцы их принимают через крещение. Патриарх Филарет на Соборе 1620 года на этом особенно настаивал, говоря, что латиняне «обновили древние ереси», приводя об этом же высказываение священномученика патриарха Ермогена. Также можно было бы принимать вторым чином и монофизитов, например, армян, но, к сожалению, в последние десятилетия в их практику повсеместно вошло обливательное крещение.
Что касается безпоповцев, то их, по икономии, не крестят заново, а только довершают, то есть совершают все те действия и молитвы, которые положены только священнику (особенно миропомазание). Как известно, старообрядцы, приходящих к ним от новообрядцев, если бы они были крещены погружением, принимают через миропомазание и отрицание ересей.
Интересно, что в древности, например, иконоборцев принимали только через покаяние. Известно, что еще в конце XVIII века в старообрядческой среде шли споры, вторым или третьим чином принимать приходящих от «никониан». Собор в Керженце ( конец XVII в.) настаивал на втором чине, а «диаконовцы», последователи диакона Александра (вторая половина XVIII в.) – на третьем чине.
Греков, приезжавших на Русь в XVII в., если они после крещения временно впадали в магометанство и были обрезаны, допускали к молитве только после сорока дней поста и миропомазания.
В случае массового обращения из ереси или раздора ситуация рассматривается особо, допускается некоторое снисхождение; так, в случае преодоления раздора, единение может произойти без всяких чиноприёмов – так было совсем недавно, когда РПСЦ и часть беглопоповцев вступили в молитвенное и евхаристическое общение через подписание «Мирной Грамоты». При этом, как говорят, совместно помолились о своих усопших предках (старообрядцы в Румынии пока не признали этой грамоты, хотя и сохранили молитвенное общение со своими собратьями в России).
О. Вадим предупреждал слушающих: не надо священнику сразу молиться с новопришедшем, не испытав его веру. При этом не нужно слишком глубоко «копать» малограмотного человека.
Помазывать миром при чиноприеме нужно не только чело человека, но и все те части тела, как и при крещении. Согласно Требнику, омовение помазанных частей тела совершается на восьмой день, но на практике это делается сразу. Некоторые поступают буквально, восемь дней не моются, а только протирают лицо влажными тряпицами, которые потом сжигают (так поступают они и после соборования).
Чин отречения от безпоповских заблуждений составил в конце XIX века епископ Арсений Уральский (с 1960-х годов его стали использовать и «беглопоповцы»). Возникает вопрос: возможно ли изменение практики чиноприёма? Ответ очевиден: если практика обливательного или даже окропительного крещения в новообрядческой среде станет поистине повсеместной, то старообрядцы на своём Соборе могут принять решение о том, чтобы всех, приходящих к ним от новообрядцев, крестить. Теоретически возможно и послабление, переход к третьему чину, в зависимости от исправления аномалий в новообрядчестве, что, впрочем, проблематично.
У старообрядцев белокриницкого согласия (нынешнее название – Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПСЦ)), были большие нестроения после выхода в свет «Окружного послания» (60-е годы XIX века). Интересно, когда епископа Арсения Уральского спрашивали, допускать ли неокружников к общей молитве, он отвечал: «Раз они молятся с нами, то они уже тем самым показывают, что не считают нас еретиками, а признают истинными священниками».
В Румынии, где большинство белокриницких, приходящих в храм беглопоповцев, хотя и принимают вторым чином (по мнению о. Вадима, в этом случае они погорячились), не отвергают: они могут приложиться к иконе, взять дору и т.п. Выезжая на заработки за рубеж, вместе там молятся. А возвращаясь обратно домой, молятся врозь. Как и казаки-старообрядцы, выступая в поход, многие брились и курили, а возвращаясь домой, так больше не поступали (иначе старики заругают). |