Главная » 2019 » Ноябрь » 30 » Игумен Кирилл (Сахаров). Особенности древнерусских богослужебных чинов. Таинство Миропомазания. Таинство Покаяния. Таинство Брака
08:08
Игумен Кирилл (Сахаров). Особенности древнерусских богослужебных чинов. Таинство Миропомазания. Таинство Покаяния. Таинство Брака

Таинство Миропомазания

Миропомазание по старому чину совершается в одиннадцати местах, и все они не ниже пояса (в пореформенном чине помазуются и ноги). При каждом помазании произносятся особые слова. Например, при помазании чела: «Печать дара Св. Духа, да избудет студа, егоже преступив первыи человек всюду ношаше». Святитель Кирил Иеросалимский упоминает в «Огласительных и Тайоноводсвенных поучениях» эти «приглашенипя». Святитель Симеон Солунский называет немиропомазанного человека «несовершенным христианином». По его словам, именно после миропомазания человек вписывается в Книгу жизни, и ему вручается ангел хранитель. Как известно, у безпоповцев нет миропомазания. Их крещение о. Вадим сравнивает с «крещением Иоановым», Духа при этом они не получают. Известен случай в жизнеописании новооборядческого архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), когда в ссылке ему нужно было покрестить человека, а мира не было. После некоторого замешательства вспомнил, что он преемник апостолов, во времена которых на крещенного возлагались руки, через что нисходила благодать Святаго Духа. По мнению о. Вадима, если бы впоследствии появилась возможность помазать миром такого человека, то нужно было это сделать.

Если миро загустело, его нужно погреть (подержать пузырек с миром в горячей воде в течение нескольких минут). У белокриницких старообрядцев было только одно мироварение, при митрополите Амвросии в 1847 году, – и этого мира было сварено такое огромное количество, что его вполне хватает и до настоящего времени. В Россию это миро в бидонах привёз Василий Борисов (у Мельникова-Печерского он «Василий Борисович»). Впоследствии он перешёл к единоверцам. Беглопоповцы трижды варили миро – в 1925 г.(Москва), около1960 г.(Самара) и 1990-е годы (Новозыбков).

Таинство Покаяния

В настоящее время в РПЦ МП нередки случаи так называемой общей исповеди, когда грехи зачитываются по книге, и все кающиеся хором отвечают: «Прости нас, Милосердный Господи», после чего индивидуально подходят ко священнику, который накрывает патрахилем и читает разрешительную молитву. О. Вадим вспоминает, как он это наблюдал в Самаре, когда в 1991 году от полного неверия пришел туда, «куда все приходят», то есть в храм Московского Патриархата. Священник полил его из кружки и так как он уже пил чай, пригласил его причаститься на следующий день. После такого «крещения» – свидетельствовал о. Вадим, он не ощутил какой-то благодати и старался воздерживаться от дурных поступков только усилиями воли, а после погружения ощутил деятельную силу на борьбу с грехами.

Священник, если не принимает кающегося на исповедь, подвергает себя опасности проклятия (прав.52 св. Апостол). В этом плане бывают сложности, когда досаждают психически больные люди. желающие исповедоваться чуть ли не ежедневно. О. Вадим рассказал случай, когда одна женщина просила об исповеди, а священник ответил: «Через неделю будет пост, тогда и приходите». Ночью эта женщина умерла… И священник с сокрушением сердца отпел погребение по ней, поскольку не она была виновна в том, что умерла без покаяния, а он сам…. Согласно Номоканону, священник может брать в духовные чада не более 20-ти духовных чад. На практике, однако, по причине недостаточного количества священников, духовных чад могут быть сотни, ибо отказать в исповеди кающемуся мы не имеем права, по апостольским правилам.

В древности исповедовали только епископы, которые потом стали делегировать полномочия в этом плане и священникам. В Потребниках есть специальная молитва на поставление священника в духовники. Если духовное чадо отбывает в другую местрность и хочет перейти к другому духовнику, то ему необходимо заручиться от прежнего духовника письменным свидетельством о том, что он не отлучён.

«Чин исповеданию» предписывает вычитывать последование исповеди каждому приходящему, что на практике, конечно, невозможно сделать. Поэтому в старообрядческих храмах принято начальные и конечные молитвы исповеди читать всем прихожанам вместе, а саму исповедь проводить индивидуально с каждым. Желательно исповедовать в отдельном помещении, но с большим окном, чтобы снаружи было всё видно (бывает, хотя и редко, когда истерического склада женщины могут обвинить в домогательствах). Важно не упускать епитимий. Так, за блуд отлучают от причастия на семь лет (по другим правилам, – на четыре). По мнению о. Вадима, если в глубокой старости человек впервые кается за блудные грехи, совершенные в молодости, то лучше не рисковать, отлучая его от Причастия на длительный срок, а, пособоровав, причастить (то же самое по отношению к тяжкоболящим людям).

Снять епитимью может только тот священник, который её наложил (даже епископ этого сделать не может – только в случае смертной опасности). Если священник не налагал епитимию, то он будет наказан, грех без этого может оказаться не прощен (см. Житие св. Василия Новаго, мытарства блаж. Феодоры). Ответит и кающийся за то, что избрал себе в духовного отца такого «потаковника» (Книга «Златоуст», поучение в неделю 20-ю по Пятьдесятнице).

Тому, кто после исповеди не допущен до Причастия, молитвы читаются отдельно – в них нет слов о прощении и разрешении. Недопущенные до Причащения могут причаститься святой великой водой (их может причастить при необходимости и диакон). В качестве подготовки таковые вычитывали правильные каноны (молитвы перед Причащением опускались).

Интересно, что прп. Иосиф Волоцкий в утешение тем, кто временно был отлучен от Причастия, давал невынутую просфору. Епитимия должна быть посильной с учётом возраста, состояния здоровья, уровня воцерковления и т.д. Она может быть сокращена в зависимости от исправления человека, ограничений во вкушении мяса, поста по средам и пятницам для тех, кто вообще не постился, и т.д. Епитимия – не наказание, а врачевство, испытательный срок. В случае смертной опасности человек может быть причащён, но по выздоровлении он должен продолжить епитимию. Священник, не являющийся духовным отцом человека, находящегося под епитимией, может его причастить только в том случае, если тот будет при смерти (даже если он отлучен епископом). Не может быть причащен и в случае смертной опасности только епископ, самовольно захвативший чужую кафедру.

Говорил о. Вадим о необходимости борьбы с мысленными прилогами, о том, что полезно вести дневник для записи грехов (прп. Иоанн Кассиан Римлянин). Запомнилось такое образное сравнение: «Мы не можем птице запретить прилетать на наш огород, как и помыслам приражаться к нашей душе. Мы, однако, можем не допустить птице свить гнездо на нашем огороде – так и помыслам пустить корни в нашей душе и не дать им перейти в дела».

Вел дневник и инок Павел Белокриницкий, и он хранилсяв архиве Белокриницкого монастыря. Этот архив был вывезен в Россию перешедшими в единоверие несколькими насельниками обители. Профессор Субботин издал этот архив – не всё в его сочинениях благоприятно для старообрядцев, но апостольская преемственность их иерархии несомненна.

Духовные чада не могут без крайней нужды переходить к другому духовнику. Духовный отец, в принципе, должен быть несменяемым. Разве только если духовное чадо переезжает в другое место. В древности священник, принимая кающегося на исповедь, возлагал руку кающегося на свою шею, говоря: «Чадо, да будут на мне грехи твои».

Если духовное чадо не слушает духовника, не исполняет епитимьи, полученные от него, то духовник, чтобы не приобщаться к его грехам и с ним не погибнуть, должен расстаться с ним (Большой Потребник, в предисловии к чину исповеди).

Нужно избегать проситься в духовные чада к священнику младше сорока лет, ибо до этого возраста душа человека – «игралище бесовское» (Номоканон).

Таинство Брака

Согласно 72 Правила Шестого Вселенского Собора, брак православного с неправославным должен быть расторгнут (исключение – когда неправославная сторона обещает принять Православие). Брачное право очень сложно для восприятия. Кровное и духовное родство должно соблюдаться до восьмой степени (у новообрядцев, согласно решению Синода еще в синодальный период – до четвертой степени). Браки не должны заключаться тайно и должны совершаться только в той общине, к которой принадлежат брачующиеся. О предстоящем браке публично объявляют с амвона за несколько недель до свадьбы, дабы выяснить от прихожан,не знают ли они каких-либо препятствий к заключению данного союза. Нельзя венчать, не исповедав решивших вступить в брак и не проведя вышеуказанного «брачного обыска». Не должно венчать чужих духовных чад. Если у брачующихся разные духовные отцы, то между обоими священниками должно быть согласие по поводу предстоящего брака. Желательно ещё до венчания, чтобы у пары был один духовник.

Если священник не отказывается продолжать жить с впавшей в прелюбодеяние супругой, то он должен снять сан.

В древности вдовый священник либо постригался во иночество и уходил в монастырь, либо прекращал служение в своем приходе (молился только на дому). Священник, пришедший на его место, должен был позаботиться о его содержании (отдавать ему третью часть своих доходов). Это связагно с тем, что над овдовевшими или одинокими священнослужителями нависает опасность, что кто-то из прихожанок может в них влюбиться – требуется большая осторожность в их поведении. Лучший вариант – принять монашество.

Вообще, священник может столкнуться со всякими неожиданностями. О. Вадим рассказал о таком курьёзном случае: «Ещё до революции на Урале одна из безпоповских общин присоединилась к нашей Церкви. К ним направили неплохого священника, но те его изгнали. Послали ещё одного, ещё более положительного – и того тоже. Тогда приехал горький пьяница – с горем пополам он отслужил, правила не читал, проповедь не произносил. Тем не менее, он был принят. В чём же дело? Оказалось, что почтенный старец из общины у всех кандидатов палкой приподнимал рясу, и так как первые два священника оказались в брюках европейского пошива, то они оказались неугодными».

Если кто-то из венчавшихся отказывается от физической близости в течение трех лет подряд, то брак может быть расторгнут по этой причине. В городе Новозыбкове был случай, когда на следующий день после венчания брак был расторгнут. Причина – неспособность мужа к брачному сожительству. Позже, однако, этот мужчина изнасиловал старую женщину. Вывод: в случае подозрения в неспособности к брачному сожительству с разводом спешить не надо: нужно, чтобы прошло не меньше трех лет, как того и требуют священные правила.

Если муж пять лет был в безвестности и его жена вышла замуж, то после его объявления она должна вернуться к нему.

Жена имеет право на развод, если муж принуждает её к извращенным формам физической близости.

Тот, кто является виновником развода, не может вступать в новый брак. Некоторые высказывают мнение, что в крайнем случае, виновная сторона вступает в брак только через пятнадцать лет, понеся епитимию. Но в РПСЦ такой практики нет.

Во время венчания и священник, и кто-либо другой не должен вступать на подножие – белое полотенце на полу – оно только для новобрачных, как символ непорочности их союза.

Если священник повенчал состоящих в близких по свойству степенях родства, если он это сделал не по незнанию, то он должен быть лишен сана.

Категория: Староверы и мир | Просмотров: 1070 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]