В концерте, который прошёл 10 мая, приняло участие 5 ведущих хоров Русской православной старообрядческой церкви. Как всегда, доброму делу предшествовало искушение. На этот раз в виде сильного удара по голове, большим книжным фолиантом во время разбора мною приходской библиотеки.
Первая часть концерта, в которой выступили хор Лиговской общины города Санкт -Петербурга и Покровской общины из Ржева. Прежде всего, конечно, Покровского кафедрального собора Рогожского был более лёгкий для восприятия: исполнялись в основном известные песнопения. В конце программы хора из Ржева прозвучал духовный стих "Душе моя". Запомнилось, как мощно распели петербуржцы слова "Христос Бог" в евангельской стихере. Неожиданно стало слово "имянуем" в тексте песнопения "Воскресение Христово видевше", вместо ставшего привычным "нарицаем". В основном отделении блистал Нижегородский хор. На полях страниц текстов с песнопениями, исполнявшимся этим хором, я сделал пометки :"Бодро! Тонизирующе! ". Когда хор исполнял догматик 5 гласа "В чермнем море, сидевший рядом отец Дмитрий Смирнов ("почётный гость концерта", как его представил по окончании митрополит Корнилий) стал тихонько подпевать ("сыи прежде сыи"). Дело в том, что в последние годы в храмах РПЦ отдельные песнопения, в частности догматики исполняются зачастую знаменным распевом, стали привычными. В пении Нижегородского хора особенно чувствовались собранность и серьёзное отношение. Завершил хор свою программу пением воскресного стиха на утрени "Свят Господь Бог наш". Я пометил :"Мощно!"
Очень молитвенно пели сибиряки, они в частности исполнили пространный пасхальный духовный стих "Се ныне радость", после чего по-гречески пропели пасхальный тропарь. Оригинально прошла завершительная часть. Очередную песнь пасхального канона пели разные хоры, причём в пении стихер и припевов чередовались мужские и женские голоса. Отец Дмитрий собрался было уходить, но как завороженный, стоя, оперевшись на колонну, дослушал пение до конца. В стихере Пасхи пели все участники концерта под руководством Виталия Москвичева и Валентины Синельниковой. Отец Дмитрий, приглашённый владыкой Корнилием на сцену, отметил молитвенность пения. Сам владыка сказал: "Пока так поют, будет жив русский народ."
Слыша отчётливо пение хоров, я отметил для себя, что партесное пение в этом плане сильно уступает. Много раз я пытался вслушаться, что поётся в новообрядческих храмах - вот недавно посетил вечернюю службу под престольный праздник в новом храме в одном из микрорайнов столицы (шёл к нему от метро по дождю больше километра) . Слова можно было разобрать с большим трудом. Никакая катехизация не поможет наполнить храм, пока не будет чёткого и разборчивого пения.
В отличие от программы вечера духовных песнопений на Рогожском, вечером святых жён мироносиц на этом концерте было больше духовных стихов. Все певцы статные, подтянутые. У одного из певцов московского хора обратила на себя внимание длинная борода. Я ещё подумал: "Наверное, у него проблемы с социальной адаптацией". В Нижегородском хоре оказался певец с бородой ещё большего размера: широкая, рыжего цвета с проседью. Крупный зеркальный лоб. Подумал: "Пожалуй, если эту бороду обернуть вокруг шеи, то она послужит в качестве надёжного шарфа».
Завершающее слово, которое я оставил на программе, было написано левой рукой (в правой руке я держал маленькую видеокамеру) – это было слово "Триумф! ". Так и есть.
По окончании концерта я поприветствовал в фойе о.Леонтия Пименова. Спросил его: "Наверно, сегодня для Вас очень счастливый день?" Батюшка подтвердил это, на глазах его выступили слезы. |