Главная » 2017 » Декабрь » 3 » Игумен Кирилл (Сахаров). У старообрядцев Петербурга
18:59
Игумен Кирилл (Сахаров). У старообрядцев Петербурга

До революции в северной столице было восемь старообрядческих храмов Белокриницкой иерархии. Сейчас в Петербурге два действующих храма Русской Православной Старообрядческой Церкви (есть еще домовая моленная). Ходатайствуют о возвращении богадельни неподалеку от Московского вокзала. Добиться ее возвращения не так просто, так как ее занимает детская школа. Есть надежда на возвращение хотя бы храма при при ней.Троицкий храм находится на Лиговском проспекте. Строился он с 1913 по 1917гг. Это не отдельно стоящее здание, что затрудняет его обнаружение. Колокольню при храме планировали еще до революции, но тогда не разрешили. В советское время помещение храма использовалось под диспансер, затем в нем располагались склады Метростроя. В 2005г. храм передали верующим.У входа в храм поразило как староста терпеливо беседовал с явно ненормальным человеком, не обрывал его. На стенах лестничного проема, ведущего в храм, фоторяд. Запомнилась фотография митрополита Корнилия в белом клобуке во время его встречи на вокзале и фотография «архиерейского возглавия» – могил старообрядческих священнослужителей на Громовском кладбище. В иконостасе обратили на себя внимание изображения столпников по его краям. На лестничной площадке у входа пока только один колокол. Общение со старообрядческими священнослужителями облегчает то обстоятельство, что многие из них читали какие- то мои статьи. Так, о. Игорь Корванен, настоятель Троицкого храма, читал статью о посещении мною старообрядцев Луганщины. Отец Игорь – худощавый, среднего роста, с негромким голосом, интеллигентный человек. Очень доброжелательный, мягкий и в то же время твердый в убеждениях. Когда выяснилось, что он фин по отцу, я сказал: « это говорит о том, что старообрядчество – это не только чисто русское национальное явление, что оно имеет универсальный характер». Отец его был лютеранином, в старообрядческом храме он крестился незадолго до смерти. Три года раб Божий Игорь служил в морском флоте в Севастополе. Запомнилось как он, жаждая молитвы, пытался помолиться там в обычном храме, но не смог – «дух другой».

При общении со старообрядцами всегда звучит тема крещения. В начале служения у о. Игоря были опасения: а вдруг младенец выскользнет из рук. Сложно крестить тех кому от пяти до восьми лет. Особенность Лиговской общины: в ее составе (это примерно 120 человек) две трети - те кто перешел из Московского Патриархата. Практически все они, поскольку в храмах Петербурга почти везде крестят обливанием, были приняты первым чином, через погружательное крещение. Лишь несколько человек, пришедших из единоверия, были приняты через миропомазание. Кстати, единоверие, по мнению о. Игоря, непоследовательно. В единоверческих храмах могут причастить и крещенных обливательно, хотя будут говорить таковым о необходимости погружения. Как - то пришли в храм семинаристы и спросили батюшку: « Вы считаете, что только верующие вашей Церкви спасутся?» О. Игорь подтвердил, ссылаясь на Символ веры. К его удивлению, семинаристы не стали дальше слушать и тут же быстро ушли. Приходил еще на Великий канон новообрядческий священник. Как только начались земные поклоны почувствовалось,что его начало крутить – до конца службы он не достоял.

Община Покровского храма на кладбище жертв 9 января, в отличии от общины Троицкого храма, состоит в основном из коренных старообрядцев. Количественно обе общины примерно одинаковы. На колокольне Покровского храма набор колоколов – они были приобретены не так давно. Справа и слева от входных дверей храма, прямо в стене, восьмиконечные кресты. Я удивился: неужели они были такими изначально? Ведь храм раньше был новообрядческим. Настоятель, о. Геннадий Чунин объяснил, что раньше кресты были латинской формы, восьмиконечными их сделали уже после передачи храма старообрядческой общине. Чтимым праздником для общины является день Всех Святых – именно в этот день приезжает служить митрополит. В небольших углублениях справа и слева от алтаря располагаются исповедальня и ризница. Храм действует с 1983 года ( до его открытия, четыре раза в год в посты приезжал священник, в последние годы - о. Леонид Гусев). В воскресной школе значительное количество учеников. Рядом с ней небольшая игровая детская площадка, что необычно для старообрядческих храмов. Фотографии, отражающие этапы возрождения храма, первый крестный ход. Запомнилась беседа с о. Генадием: о храме в Малой Вишере, о сложностях с открытием храмов в Пскове и Петрозаводске, о процессах глобализации. Батюшка оказался младшим, а не старшим Чуниным, как я думал. Эрудированный, открытый, внимательный. Вообше Чунины – это золотой фонд старообрядческого духовенства.

На большей части всенощного бдения был у старообрядцев-безпоповцев в Рыбацком. Первый раз побывал здесь в середине 80-х. Безпоповская община получила тогда заброшенный храм на кладбище. Впоследствии рядом с кладбищем было построено большое приходское здание - Невская обитель. Структура службы и стиль практически такой же, как и у нас, только пение у нас не такое резкое и быстрое. Служба совершалось с наонным пением по поморской традиции. Согласно этой традиции кафизмы не читаются, а поются их избранные стихи. Если в Князь-Владимирском соборе было жарко и душно, то здесь сыро и холодно. Вначале все казалось несколько мрачноватым. После первой кафизмы читалось поучение свт. Василия Великого. Запомнились такие слова из этого поучения: «Еретиков отвращайтесь, женских бесед и пития винного бегайте, похвал не ищите». По шестой песни читали краткое житие свщ. мч. Афиногена и о Шестом Вселенском Соборе. Служба проходила динамично и цельно. Она не была «лоскутным одеялом» из концертных номеров. После службы на минутку задержался в притворе, читая памятку для желающих креститься «независимо от возраста, национальности и вероисповедания». Наставник, видя которого на службе, я подумал: «У этого руководителя не забалуешь, если что сразу на правеж поставит», зычным и требовательным голосом спрашивает: «Кто таков будете?» Я в ответ смиренно: «Посетитель». А первая реакция была щелкнуть каблуками и бодро отрапортовать: «Прихожанин второй самарской общины старообрядцев- поморцев, приемлющих брак, такой-то, господин наставник!» (Шучу, конечно). Мой спутник, вышедший несколько раньше из храма, слышал, как один мужчина сказал обо мне: «Наверное, это никонианский поп»

 

Категория: Староверы и мир | Просмотров: 1203 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 1
1 glrem  
0
"Сахарок," воистину настоящий ПОП - ПРОСВЕТИТЕЛЬ ОБЩЕСТВА ПРАВОСЛАВНЫХ, будущих религиозных коллаборационистов.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]