Архиепископ Геннадий, тогдашний предстоятель Русской Древлеправославной Церкви, говорил мне: «Я давно тебя заприметил. Если кто-то будет требовать удаления тебя с Собора, я буду защищать. Мы же бываем в Даниловом монастыре, нас там встречают и мы должны оказывать внимание». На мое намерение поцеловать ему руку при встрече, он, отдернув её, сказал: «Мы не имеем такого обычая».
Геннадий (Антонов), архиепископ Новозыбковский, Московский и всея Руси
В принципе, я приехал поприсутствовать на юбилейных торжествах у старообрядцев-беглопоповцев. Захотелось побывать и на юбилейном Соборе. Собор проходил в кафедральном Преображенском храме. Я, вместе с еще несколькими людьми, не являющимися официальными участниками Собора, находился в уголочке храма. Интересно было послушать старообрядческих
архиереев до Собора и на самом Соборе. Так епископ Григорий говорил: «К нам приходил православный священник и спрашивал: «Могу ли я у вас служить?» Мы ответили: «Можете, только надо у вас кое-что исправить».
Епископ Флавиан: «Я раньше ничего не знал, заходил в никонианскую церковь, ставил свечи, крестился троеперстно. Бабушка была старообрядкой, но она нас ничему не учила. Когда я в ее присутствии перекрестился троеперстно, она сказала: «Так внучек не надо делать». Я спрашиваю: «А что, бабушка, какая разница?» А она промолчала. Мне это запало в душу. Год я ходил на Рогожское в большой собор, а потом стал ходить в малый храм. Принимали меня вторым чином, через миропомазание, т.к. я погружательно был крещен бабушкой. Покойная староста малого храма сразу привела меня на крылос, а потом меня рукоположили. Когда первый раз крестил, староста стала воду кипятить. Я ей строго сказал, чтобы больше этого не было. Когда стал служить, много читал и почти не отдыхал. Из-за этого резко упало зрение, я почти перестал видеть, сейчас с этим немного лучше».
На Соборе владыка Флавиан настаивал, что вино для Литургии должно быть обязательно виноградным, чистым, а не просто купленным в магазине. Во время дискуссии о том, допускать ли видеосъемку в храмах, он сказал: «Преподобный Сергий и без всяких пособий был известен».
Архиепископ Геннадий на Соборе призывал священнослужителей заботиться о храмах, изучать церковное пение. Сетовал на то, что в селе Григолетти (Грузия) наклонился крест; что в Москве в отличие от Климова, где используется духовка, плохо пекут просфоры. Настоятель московского храма объяснял, что у них очень пожилая просфорница и что нет для замены подходящих кандидатов.
Архидиакон Александр (ныне Патриарх) зачитывал Жития подвижников благочестия, которых предполагалось канонизировать и приводил основания для их прославления во Святых. Сама канонизация, по его словам, произойдёт через совершение им службы в ближайший воскресный день.
Отец Афанасий (впоследствии архиепископ) в своем докладе выступил за использование электричества в храме и даже в алтаре для вспомогательных целей. «Ведь дома же мы его используем, и в храме пользуемся многими вещами, которые сделаны с помощью электричества, от этого никуда не уйдем. Некоторые выносят лампы на улицы, чтобы оттуда светило на крылос – это абсурд». По поводу брадобрития батюшка сказал следующее: «Нельзя из-за этого не допускать ко кресту всех подряд. Я сам никогда не брил бороду, но знаю, как в наше время бывает трудно носить бороду молодому человеку. Мы можем оттолкнуть человека» (не все участники Собора согласились с такой позицией, некоторые говорили : «Из храма выгонять таковых не надо, но пусть ко кресту не подходят»). Интересно было рассуждение о. Афанасия о различии между понятием «ересь» и «прегрешение». «Еретиком является тот, кто отрицает известную истину. Например, Римские Папы, когда они говорят, что бритье лица необходимо для подражания ангелам. Другое дело, когда человек, впадая в прегрешения, кается, сознает свою немощь», - говорил он. По поводу телесъемок: «В показе нас по телевидению никакого греха нет. С помощью телевидения мы можем эффективно исполнить заповедь Христа: «Идите научите…»
Много внимания уделили соборяне личности епископа Леонтия, который на Собор не приехал. В присланной телеграмме условием своего возвращения он ставил удаление «отступников» (приводились имена). Владыка Леонтий также настаивал на том, что великое освящение воды не должно совершаться в самый день Крещения.
Один из моих знакомых священников побывал у епископа Леонтия в с. Ваньково Пермского края. Помогал немного владыке по хозяйству, питался с ним за одним столом, но только за отдельным платом. По его словам, вокруг лагеря и военные зоны. Этот священник отметил, что во время бесед владыка не терпит возражений. Епископ Леонтий также упрекал архиепископа Геннадия за его участие в миротворческой конференции. Владыка Геннадий так на это отреагировал: «Как я не могу бороться за мир, когда я прошел войну и знаю, что это такое. В одном селе Новгородской области я видел убитых мать и ребенка – это особенно запало в душу».
Много внимания было уделено вопросу об отношении к Белокриницкой иерархии. Один из выступавших священнослужителей опровергал утверждение, что, якобы, Соборы, проходившие при предыдущем архиепископе Павле, постановили эту тему закрыть и больше не поднимать. Этот батюшка утверждал, что на Соборах 1972-73 х гг. были приняты Постановления о продолжении изучения этого вопроса, и что была создана специальная комиссия. «Комиссия, однако, бездействовала». Позиция этого батюшки (его, кажется, звали Владимир): «Никаких оснований для отрицания каноничности Белокриницкой иерархии нет. В то время когда родился митрополит Амвросий, греки крестили только через погружение. Никакой симонии не было. 500 червонцев - это естественная награда за труд, как и у каждого из нас. Все представители Белокриницкой иерархии, с кем приходилось сталкиваться, признают нашу иерархию, чему особенно способствовало выпущенная нами юбилейная брошюра».
Хороший доклад о церковном искусстве и архитектуре сделал диакон Георгий из с. Покровка (докладчик окончил художественное училище).
Запомнился рассказ (уже после Собора) о. Иоанна из города Льгов Курской области о том, как под его влиянием перешел в старообрядчество через крещение священник из г. Рыльска вместе со своей семьей. Во Льгове о. Иоанн обличал своего соседа, настоятеля православного храма, за то, что тот обливательно крестит. |