Главная » 2013 » Октябрь » 13 » Игумен Кирилл (Сахаров). В Орегоне у старообрядцев
08:00
Игумен Кирилл (Сахаров). В Орегоне у старообрядцев

Здесь, в городке Вудборн и в прилегающих к нему селениях, до десятка старообрядческих храмов. Все они, кроме Вознесенского храма в селе Вифлеем, принадлежат безпоповцам. Всего здесь 25 тысяч населения.
 
Первая встреча здесь была неожиданной. Разговорились мы с рабой Божией Анастасией, местным врачом. Отец ее приехал из Китая, а мать из Румынии. 18 лет после развода с мужем она живет одна. Вместе с родителями стала ездить в протестантские молитвенные дома и, в конце концов, перешла к протестантам. Все свои иконы, кроме икон Спаса и Богородицы, а также Креста, она либо отдала Церкви, либо продала. Перед оставшимися иконами она не молится («Надо Живому Богу молиться и вообще Бог один», - говорила она). Ее брат был женат на мексиканке, ее крестили и венчали в старообрядческом храме, однако, не понимая языка богослужения, она ушла к лютеранам, уведя к ним и мужа. Когда Анастасия пришла как-то к матушке старообрядческого священника о. Порфирия, то из-за того, что она, войдя в дом, не крестилась на иконы, о. Порфирий выставил ее за дверь.
 

Вознесенский старообрядческий храм в Орегоне
 
 
Вознесенский храм, настоятелем которого является о. Порфирий, был построен в 1985 году. Второй престол храма был посвящен Покрову. Иконы для храма писал старообрядческий архиепископ Софроний, будучи еще мирянином. В епархии владыки всего лишь 6 храмов: по два в США и Австралии, и по одному в Канаде и Латвии. В Латвии, в городе Екабпилсе, приход образовался из числа безпоповцев. Настоятелем является о. Василий. Руководство местной православной епархии очень хотело, чтобы этот приход был единоверческим, обещая при этом всякие льготы. Безпоповцы, однако, запросили священство у старообрядцев в Румынии. В Америке есть еще один маленький скит, где всего один монах и два послушника. По нескольку месяцев в году владыка проводит на Аляске и в Австралии.
 
Приход Вознесенского храма образовался за счет части безпоповцев, обратившихся в старообрядческую митрополию в Румынии, с просьбой принять в общение и рукоположить им священника. В священники был рукоположен помощник безпоповского наставника Порфирий. Первым в 80-е годы в Румынии побывал Кондратий Фефелов. В г. Эри безпоповская община перешла в Русскую Зарубежную Церковь (четверть прихожан не перешла).
 
Перед рукоположением Порфирия крестили. Крестит и он желающих присоединиться к Старообрядческой Церкви безпоповцев, впрочем, может принять и через миропомазание, если у желающих перейти сильные колебания. После присоединения к Старообрядческой Церкви он больше ни разу не заходил в безпоповские часовни.
 
Разговорились с супружеской четой, его зовут Памфил, ее – Хиония. Они приехали из Турции. Турки, по их словам, их не обижали и даже не отпускали, когда они собрались уезжать. Уехали, однако, все. Впоследствии, когда они приезжали в Турцию и посещали свои дома, то турки их хорошо принимали. Живя в Турции, они служили в турецкой армии и даже неоднократно принимали участие в войнах с Россией. «Своих девок замуж за наших ребят турки не отдавали, а наших брали». Никто из турок не крестился. «У каждого своя религия» - говорили они. После их отъезда из Турции в одной старообрядческой церкви турки устроили школу, а в другой мечеть.
 
999 (тысячный родился по дороге) старообрядцев из Турции приехали в Россию. Здесь в Левокумском районе Ставропольского края им обещали дать землю, а послали работать на виноградники. Пытались срывать кресты. В их языке много архаизмов: «перебрякнуться» (т.е. переброситься словами), «маленько», «добренько», «тольки» (т.е. только), «бабенка» и т.д.
 
Прослушал запись литургии, совершаемой о. Порфирием (потом оказалось, что это была не запись реальной литургии, а ее воспроизведение). Все возгласы о. Порфирий делал своеобразной «румынской» погласицей – она более древняя, чем та, что у старообрядцев в России. Отметил для себя, что молитву перед причащением «Верую, Господи, и исповедую» читал диакон (о. Порфирий сказал, что ее может читать даже мирянин). Пели пять певцов - трое из Нижегородского края и двое местных. Интересно, что тех, кто недавно приехал из России, можно сразу определить по походке и по манерам.
 
Когда строили храм в Вифлееме, то безпоповцы, по словам о. Порфирия, лютовали: угрожали поджечь, ходили с ружьями и т.п. Была напряженность с родственниками. Так, однажды, о. Порфирий тепло поприветствовал своего дядю, а тот в ответ «послал его». Через некоторое время он заболел тем самым местом, которое упомянул в своей грубой брани, после чего просил прощения у своего племянника.
 
Отец о. Порфирия тоже священник. Он уже не служит, но приходит на все службы на клирос. Есть два диакона, один старый, а другой молодой – 6 лет как перешел от безпоповцев. Кстати, у них я побывал на службе в Покровской часовне недалеко от Вознесенского храма накануне праздника Смоленской иконы Богородицы. Днем я уже побывал там и был в курсе того раздрая, который произошел у них более двух лет назад. Началось все с того, что приехавший из России человек обратил внимание на то, что перстосложение на ряде икон не строго двуперстной формы. Возникло брожение, начались споры. Запомнилось, что отстаивавшие сохранение статус-кво, говорили, что нечеткое изображение двуперстия у Христа объясняется тем, что Он еще был Младенцем. На это их оппоненты возражали: «Он совершенный Человек, начиная с младенчества». Закончилось все тем, что на своем Соборе содержащие такие иконы были объявлены приверженцами «двукрестной ереси» и постановили с таковыми не сообщаться ни в совместном молении, ни в пище и питии. Вообще безпоповцы здесь мне показались более строгими чем, скажем, в Прибалтике.
 

Покровская часовня беспоповцев в Орегоне
 
 
Разделились безпоповцы ровно пополам. В Покровской часовне принимают на общую молитву тех, кто осудил двукрестную ересь, а вот ее прихожан те не принимают. Не во всех часовнях есть колокола. В Покровской они имеются. Несколько лет назад к этой часовне с восточной стороны была пристроена большая подсобка. Грустно было ее видеть на том месте, где должно быть «Святая святых».
 
Раньше в безпоповских часовнях утреню начинали в два часа ночи. Из-за того, что почти никто не стал приходить, стали служить с утра. Безпоповских наставников регулярно переизбирают – ежегодно, максимум через три года. Белокриницких безпоповцы называют никонианами, а священник для некоторых из них чуть – ли не антихрист. Безпоповцы активны в экономическом плане - в городе они держат 5 магазинов (в них преимущественно одежда и украшения). Ежегодно устраиваются аукционы, на которых местные жители, как говорится, стремятся и себя показать и людей посмотреть. Но когда безпоповцы на них встречаются с о. Порфирием, то многие из них не смотрят и не здороваются.
 
О. Порфирий очень живой, динамичный человек, хороший рассказчик. Церковную благодать он ощутил еще до воссоединения со Старообрядческой Церковью, когда в одном храме в Румынии вкусил частицу доры. Побывал он в разных местах, даже на Афоне был три дня. За трапезой было много разговоров, рассказов о всяких интересных случаях в жизни. Не все, конечно, запомнилось. Про Николая I: «С одной стороны, он однажды не принял хлеб и соль от старообрядцев, а с другой, был поражен, когда проснувшись ночью, увидел молящимися старообрядцев - хозяев дома, у которых он остановился – зачем их тогда так гонят?!» Вспомнил, как в 70-е годы приезжал сюда епископ Русской Зарубежной Церкви Нектарий. Он хотел встретиться с безпоповскими наставниками и попросить у них прощения за гонения. Практически все они уклонились от этой встречи. Задуманная встреча все же состоялась – с одним наставником в его доме.

Служба в Вознесенском храме на праздник Смоленской иконы Богородицы началась в четыре утра с полунощницы. Ее начал читать сам батюшка, он же и кратко трезвонил перед службой. Проходя мимо, сказал: "Сам читаю, сам пою, сам кадило подаю". После полиелейной утрени читались часы, и была обедница. Обратил внимание на следующее прошение на великой ектенье: «Правителей страны нашей и воинство ея». Закончилось все заупокойной литией по случаю годовщины смерти одной из женщин (она, кстати, была безпоповкой). По окончании литии мужчины встали вокруг столика с кутьей и вкушали ее. Родственники усопшей раздавали деньги всем молившимся об упокоении ее души.
 
Внутри храма много прекрасных икон. На стенах две памятки, как принимать дору (антидор) и как реагировать на каждение священника. Говорит мне Олесь: "А Вы знаете, ночью приехал, по-видимому, владыка – он был одет так, как и Вы (т.е. в полумантии). Давайте еще побудем, я хочу с ним познакомиться". Это было сказано таким решительным тоном, что я понял - возражать безполезно. Спрашиваю о. Порфирия: "Владыка строгий?'' Он: "Надо быть строгим к своим недостаткам". Пока я немного прилег перед дорогой, Олесь уже успел пообщаться с владыкой.
 
Выехали. На душе у меня осадок: не перегнул ли я палку, избегая встречи с владыкой из-за опасения столкнуться с неожиданной реакцией с его стороны и тем самым испортить впечатление от посещения старообрядцев Орегона? Поделился своим смущением с Олесем, а он, спросив: "Хотите вернуться?", сразу повернул обратно. Владыка встретил очень приветливо. Когда я его, небольшого роста в потертом коротковатом подряснике, увидел, то подумал: "Похож на святителя Спиридона Тримифунтского, пасущего овец". Я рассказал ему о своих колебаниях и о своем пребывании в Орегоне, в частности о посещении безпоповцев. "Я был у них несколько раз на службе - было интересно посмотреть, как она совершается без священника'' - отреагировал он. Показался он мне очень благостным.
 
Поделился с о. Порфирием своими впечатлениями и сказал, что ночью было шумно, а он в ответ: "А я ничего не слышал, как только лягу на кровать, сразу вырубаюсь". «Вот сейчас после завтрака, после службы (она продолжалась 3 часа 15 минут), пойду на поле косить, а потом помоюсь, немного отдохну, прочитаю правило, и пойду на всенощную»…
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 1813 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]