Главная » 2014 » Январь » 9 » Игумен Кирилл (Сахаров): в Орехово-Зуеве, в гостях у старообрядческого протопопа
19:26
Игумен Кирилл (Сахаров): в Орехово-Зуеве, в гостях у старообрядческого протопопа

В сентябре этого года произошло знаменательное событие: после 20 лет реставрационных работ был освящен старообрядческий храм во имя Рожества Богородицы в г. Орехово-Зуево. Возглавил освящение храма старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Корнилий в сослужении епископов Кишиневского Евмения и Хабаровского Патермуфия и сонма духовенства.

Освященный храм ранее принадлежал безпоповцам. Свой деревянный храм также в честь Рожества Богородицы старообрядцы белокриницкого согласия утратили в хрущовское время. Тогда Политбюро было принято решение к столетию морозовской стачки начать реализовывать программу превращения города в образцовый социалистический. Естественно, храм стал первой жертвой на пути реализации этого замысла. Советские функционеры спешили как можно скорее начать работу и поэтому храм не стали разбирать, а попросту подожгли его. Несколько десятилетий старообрядческая община ютилась в частном доме. Тогда же снесли 90 % частных домов города.
 
О морозовской стачке [настоятель храма] о. Леонтий [Пименов] рассказал следующее: "Крупнейший орехово-зуевский фабрикант Тимофей Саввич Морозов – отец знаменитого Саввы Морозова – в своем стремлении уберечь рабочих от пьянства и других пороков решил отменить выходной на праздник Собора Святаго Иоанна Крестителя, ссылаясь на то, что этот праздник не является двунадесятым и поэтому всем нужно выходить на работу. Рабочие возмутились и на собрании в трактире решили в этот день на работу не выходить. Недовольством рабочих воспользовались революционные агитаторы, постаравшиеся превратить это недовольство в стачку с политическим звучанием".

Недавно освященный храм состоит из двух частей: основная часть была сооружена в 1884 году, а пристройка - в 1913-м. После закрытия храма он использовался под аэроклуб. Была здесь, в частности, секция гоночных мотоциклистов. Члены этой секции на большой скорости вылетали из храма на своих "железных конях", выписывая пируэты длиной в 5 метров. Через весь бывший храм был протянут плакат, на котором было написано: "Коммунизм победит!"

Все 20 лет община занималась восстановлением храма практически в одиночку, без помощи спонсоров. Даже стропила на стены укладывали вручную, без помощи крана. Много потрудился здесь будущий старообрядческий митрополит Корнилий (Титов). Был он здесь председателем церковного совета. Владея многими техническими профессиями; привлекая неприкаянную молодежь (некоторые из них впоследствии крестились), добился больших результатов в восстановлении храма.

"Дебютом" его усилий по освоению плотницкого мастерства был… гроб, который он изготовил под свой рост. В подвальном помещении храма будущий владыка собственноручно, ползая на коленях, из обломков мраморной плитки выложил пол (когда я это услышал, то подумал: "А я бы не смог – помешал бы "трудовой мозоль" - заметно выступающий живот"). Показал нам о. Леонтий келью митрополита Корнилия, в которой он провел сорок дней затвора после иноческого пострига. В этом тесном помещении кроме икон, подручника, лестовки и ручной кадильницы (кацеи) еще и полка с книгами. Я поинтересовался их наименованиями – это были творения преподобных Ефрема Сирина, Максима Исповедника, Нила Синайского и др. Запомнилась книга с таким названием: "Энциклопедия русского игумена 14-16 веков".

В самом храме и подсобных помещениях множество оригинальных технических решений, свидетельствующих о разносторонних талантах настоятеля. Вот некоторые из них: тонкий металлический трос перед небольшими иконами на полках с правой и с левой стороны храма. В случае падения свещи трос предохранит икону от повреждения. Лифт, курсирующий между этажами - из кухни в трапезную и наоборот, что позволяет оперативно подавать наверх готовую пищу и спускать вниз грязную посуду. Показывая эти усовершенствования, о. Леонтий подчеркнул: "Мы, старообрядцы, не чуждаемся технических изобретений. Вот в церковной сфере – здесь мы противники всяких новшеств". Еще сказал: "Важно то, что вы храм старообрядный, а не единоверческий, ибо единоверие у нас вызывает не самые лучшие воспоминания".

При восстановлении храма имела место разность в позициях между о. Леонтием и служащим с ним  вторым священником, о. Константином. Если о. Леонтий стремился не спешить с освящением, а довести дело восстановления храма до завершения, то о. Константин считал, что затягивание освящения неоправданно и что нужно это сделать как можно скорее.

Особенностью освященного храма является то, что его левый придел занимает местная община безпоповцев (около 30 человек). Взаимоотношения двух старообрядческих общин вполне добрососедские. Как уже было отмечено, храм ранее принадлежал безпоповцам, которые долго о себе официально не заявляли. В конце 80-х власти хотели передать храм комитету комсомола для экспериментальной площадки новых форм искусства. О. Леонтий обратился к руководству города с просьбой передать храм общине. Это было сделано. Когда уже начали крыть крышу, объявились и безпоповцы. Договорились о том, что храм будет полностью восстанавливать община поповцев, а безпоповцы будут молиться в левом приделе. Уже через три года после передачи храма начались регулярные моления в этом приделе.

На освящение храма пришло очень много людей. На встречу митрополита пришло руководство города и сотрудники мэрии. На крестном ходе впервые использовались массивные хоругви, нести которые рискнули только рогожские казаки. На трапезе присутствовало около двухсот человек.

Что сказать в заключение? Только восхищение русским самородком, масштабной, разносторонне одаренной личностью настоятеля храма о. Леонтия Пименова и его паствой. Каждая встреча с ним – это событие, значительная веха в жизни. Очень ценно, что батюшка щедро делится с окружающими своими познаниями и размышлениями. Да, еще хотел отметить уникальные мозаичные изображения с внешней стороны алтаря – этого я не видел ни в одном старообрядческом храме. Были изображения большого размера Богородицы, святителя Николы и священномученика Аввакума. Когда я подошел к изображению огнепального протопопа, то невольно перекрестился и мысленно обратился к нему с молитвой.

И последний штрих: когда я шел к автобусу, сторож храма мне подробно рассказал, какие породы деревьев и сорта цветов любовно высадил настоятель на территории храма, возрождение которого стало венцом его жизни и важным событием в жизни города.

Игумен Кирилл (Сахаров),
"БЕРСЕНЕВСКИЕ СТРАНИЦЫ", № 8, 2013 г.
 
Категория: Староверы и мир | Просмотров: 1191 | Добавил: samstar2
Всего комментариев: 2
1 glrem  
-2
Шкуродёр - крупнейший орехово-зуевский фабрикант ТимохаМорозов, отец загульного самоубийца Саввы, вопреки Православных традиций, на престольный
праздник Святаго Иоанна Крестителя, силой заставил работать подневольный народ.


 Выше приведенныйфакт, сказочник - никонолюбец о. Леонтий [Пименов], перелицевал под политику
власть имущих.

2 Толяныч  
0
Гоголев. Может хватит распространять везде свои злобные комментарии? ты больной или прикидываешься? достал уже.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]