Выставка, а точнее даже две выставки, открылись 14 мая в Доме причта Рогожской Слободы. Названия выставок: « Некрасовцы – путь на Родину » и « Эхо времени. Кто такие казаки- некрасовцы». Накануне в Министерстве культуры прошло торжественное открытие « Дней казаков – некрасовцев в Москве». Это мероприятие совпало по времени с отчётно – выборным собранием на нашем приходе. Оно проходило с участием благочинного и несколько затянулось. Тем не менее, я рискнул поехать, стремясь попасть хотя бы к концу. Когда подъехали к зданию Министерства раздался звонок: «Все уже закончилось, участники расходятся». Водитель , на обратном пути: «Как жаль, что мы не успели!» Я: «Слава Богу, что мы удержались, не пошли только для того, чтобы отметиться и встретить кого-либо из знакомых, уже выходящих с мероприятия».
Делегацию некрасовцев встречали хлебом – солью у входа в Покровский кафедральный собор (в нём они пропели пасхальный тропарь). После официальных приветствий и выступлений в Доме причта началась экскурсия. Приехав пораньше, я уже всё осмотрел. Отмечу то, что наиболее запомнилось. «Они обрели Родину» - название одной из нескольких статей, посвящённых вернувшимся из Турции соотечественникам. Кандалы и пара книг, направленных против ревнителей древнего благочестия ( Феофилакта Лопатинского и Димитрия Туптало) – как свидетельства гонений, подвигших покинуть Родину ( первая книга – из Библиотеки редких книг и рукописей РПСЦ, вторая – из Собрания Рогожской казачьей станицы; обе книги написаны в 1745 году). Известная гравюра со сравнительным изображением предметов литургического обихода и формы перстосложения до реформы и после нее. Над гравюрой небольшая скульптура под названием «Дума казака»- как, мол, поступить , как определиться- очень наглядно. Неожиданное фото – « Некрасовцы во главе с атаманом на первой демонстрации в Советском Союзе 7 ноября 1962 года». Первыми священниками некрасовцев, когда они уже поселились в Ставропольском крае, были о. Трифон и о. Феофан. Последний был рукоположен Константинопольским Патриархом Афинагором и служил сначала в русской православной церкви в Стамбуле. Письмо Хрущеву с ходатайством об открытии церкви (от 21 апреля 1963 года). Церковь была открыта только в ноябре 1964 года, через месяц после снятия генсека. Турки после выезда старообрядцев их церкви опечатали и не позволяли ничего вывозить (позднее за деньги часть храмовых принадлежностей вывести всё - таки удалось). Поразила фотография храма некрасовцех в Турции – уж больно он был ветхим и неказистым. Если бы не крест на нём, можно было подумать , что это хозяйственная постройка. Стенд с текстом заветов атамана Игната (запомнилось: « В земле какого царя живем, тому царю и служим»). В Оттоманской империи старообрядцы получили право поселяться, где захотят (в основном они жили около озера Майнос). В 1739 султан издал фирман о привилегиях для некрасовцев. Атаману была вручена золотая булава. Вначале старообрядцы платили только военный налог, но с введением в 1908 году всеобщей воинской повинности старообрядцев стали призывать в турецкую армию (на выставке было немало фотографий молодых некрасовцев в турецкой военной форме). Картина , на которой на фоне Босфорского залива изображены инок Павел Белокриницкий и митрополит Амвросий. Фотография с обретения мощей митрополита Амвросия ( кисть его руки сохранилась нетленной). Большого объема схема об апостольском преемстве от Апостола Андрея через митрополита Амвросия и до наших дней (составлена по трудам свт. Арсения Уральского). Много предметов быта некрасовцев и информации на эту тему. Запомнилось о чистоте и удобстве их жилищ. Из кухни – о « пышечках» - лакомстве из печёного теста в сахарном сиропе с арахисом. « Обязательны на поминальном столе баранина, курятина, несколько видов рыбы» - странно.
По старинному обычаю на службах у некрасовцев поют только мужчины. Здесь же под руководством нынешнего священника некрасовцев о. Евлампия пели и женщины. Пели бодро, зычно и отчётливо. Ближайший помощник батюшки пропел по-гречески «Святыи Боже» (по окончании пения митрополит заметил: «Святитель Амвросий радуется, слыша пение на родном языке»). Сундуки, казаны, образцы посуды и одежды ( женская одежда мне показалась слишком вычурной и « накрученной» - наверное сказалось турецкое влияние; низкий стол, перед которым можно сидеть только на коленях – тоже , по- видимому, от турок). Осматривая предметы быта, Владыка указывал посохом на заинтересовавшиеся его вещи, прося рассказать об их назначении. «У меня в деревне домик и это мне бы подошло» - сказал он о скромном домотканом коврике и деревянных сандалиях («ходули»- «по-некрасовски»). По отношению ко мне Владыка как всегда был приветлив и благожелателен: «Отец Кирилл, а Вы у некрасовцев не были? По-моему, Вы весь мир объехали». К сожалению, как поведал экскурсовод, нынешние некрасовцы практически не занимаются ремеслами, главные их усилия направлены на возделывание огородов.
После окончания экскурсии вниманию присутствующих был предложен видеоматериал о первом круглом столе старообрядцев разных согласий. |