"Портал-Credo.Ru": Вы по-иному, чем Ваша Церковь и другие тоже, исчислили дату первого дня Пасхи. Вокруг Ваших изысканий и предложений сложилась коллизия. Их интерпретируют по-разному. Хотелось бы услышать изложение сути вопроса непосредственно от Вас.
- Алексей Рябцев: После долгих исследований истории этого вопроса, а также самого древнего математического текста, каковым являются "Пасхальные таблицы", я пришел к выводу о том, что в них содержится ошибка, заключающаяся в сдвиге Пасхи на три года относительно того положения, которое должно было бы быть. Самое простое утверждение состоит в том, что наше празднование Пасхи привязано к празднованию Пасхи иудеями. Согласно Апостольскому правилу, мы не должны ее праздновать одновременно с ними.
Иудейская Пасха длится семь дней, поэтому не надо попадать на эту иудейскую пасхальную неделю. Её ещё иначе называют "опресночной неделей". Для того, чтобы выполнить это правило, в древности был создан некий механизм расчетов, называемый "Пасхальными таблицами", по которым определяются даты празднования христианской Пасхи. Как бы само собой разумеется, что самая ранняя христианская Пасха должна соответствовать самой ранней иудейской, а самая поздняя - самой поздней иудейской. В настоящее время у нас этот механизм, в результате ошибки, допущенной примерно в XV веке, оказался поломанным. Исследуя "Пасхальные таблицы", я - как математик - смог разобраться, что у нас есть сдвиг на три года.
Мы праздновали свою самую раннюю Пасху в 2010 году, а у иудеев самая ранняя Пасха будет в 2013-ом. Кроме того, в девятнадцатилетнем цикле расчета Пасхи есть такая вещь, как "скачок луны" - это некая поправка в одни сутки, которая вставляется после прохождения всего цикла. Если цикл составлен правильно, то эту поправку не видно. Цикл повторяется, и мы даже не знаем, что мы после каждого года сдвигали Пасху на одиннадцать дней, а после девятнадцатого сдвигаем на двенадцать. Собственно говоря, это некий сложный расчет, который помогает понять, в чем была ошибка.
Я просто предлагаю исправить эту ошибку и привести в то нормальное состояние, которое было, по моим расчетам, где-то в начале XV века. Это начало "Великого индиктиона" (532 года), а он начался где-то в 1409 г., то есть поместить этот самый "скачок луны" туда, куда ему и положено - после девятнадцатого года, а не как у нас, когда он располагается после шестнадцатого года, сбивая весь расчет. Мы иногда приближаемся к первому дню иудейской Пасхи на три дня, а иногда "отпрыгиваем" больше, чем на месяц. В среднем получается вроде бы нормально – примерно семь дней. Но это "средняя температура по больнице". Такой порядок расчета не обеспечивает соблюдения Апостольского правила. Вот я предлагаю ликвидировать этот "фазовый сдвиг". При этом пасхальные пределы не изменятся. Пасха как попадала на период с 22-го марта по 25-апреля (ст.ст.), так и будет попадать. Никакие богослужебные книги исправлять не придется. Да и ничего "нового" и не предлагается. Надо просто вернуться к древнему Александрийскому счету лет в девятнадцатилетнем цикле. В этом и есть мое предложение.
– Вероятно, это вызвало резкую реакцию священноначалия и было воспринято как покушение на традицию?
– Конечно, у нас после никоновских реформ и всего прочего все боятся менять что бы то ни было. Но "Пасхальные таблицы" - это обычный математический аппарат. И присягать ему нет совершенно никакой необходимости. Особенно, если он просто не соответствует апостольскому правилу и приводит к его нарушению.
Его нужно просто исправить, тем более, что его неоднократно правили, когда в этом была необходимость. Вот его исправили в XV веке - и неудачно. Почему неудачно? Это нужно долго исследовать. Я так предполагаю, что XV век был настолько страшным со всеми его событиями — сложно найти государство, в котором не было бы, скажем, многолетней гражданской войны, например: Столетняя война во Франции, война Алой и Белой розы в Англии, у нас война Москвы со Звенигородом - двух ветвей династии, которая опустошила всю землю, Флорентийская уния, захват Константинополя турками, что общая культура, в том числе и математическая в то время в Византии упала настолько, что правильно составить эти таблицы не могли, а была какая-то необходимость их поправить. Там накапливается ошибка — в одни сутки за примерно 310 лет — но сложно сказать, что именно подвигло их на исправление. Они исправили, но исправили неудачно.
Что касается наших русских предков, то они не виноваты, потому что восприняли эти таблицы снаружи. Либо от византийцев, либо от латынян, сейчас это очень сложно понять, потому что во времена Иоанна III были сильные связи с Римом. В любом случае, они у нас с греческими совпадают, значит, исходят из одного источника. Наверное, все-таки из греческого. Если этот аппарат неоднократно менялся и его исправляли, то почему не исправить сейчас, когда выяснилось, что он содержит эту ошибку?
– Но для этого нужно решение Собора?
– Конечно, для этого нужно Соборное решение. Но сначала надо хотя бы разобраться в этом вопросе.
– Не станет ли это темой для рассмотрения на ближайшем Совете митрополии Вашей Церкви?
– Не знаю, мне пока еще никто об этом не говорил. На предыдущем Совете митрополии я выступал на эту тему. (интервью Порталу было дано до того, как А.Ю.Рябцева пригласили на заседание Совета Митрополии 11 мая 2011 года - прим. "Самарского староверия")
– И как это было воспринято?
– Было воспринято отрицательно, потому что никто не хочет ничего менять. Мне даже сказал один из наших очень уважаемых священнослужителей о том, что он лично не сомневается в правильности моих расчетов и научных исследований, но, тем не менее, считает, что это все не нужно.
- Тут Вам навязали в соавторы Германа Стерлигова. Какое отношение он имеет к этому делу?
- Никакого. До конца апреля – начала мая я понятия не имел, что Стерлигов высказывался по этому вопросу. Но потом выяснилось, что он действительно в конце апреля начал высказываться по поводу того, что мы эту Пасху празднуем не так.
Я со Стерлиговым не знаком и ничего его не читал. Но выяснилось, что у нас есть общие знакомые — некий Артемий Артемьев, который очень хорошо знает всю эту проблематику моих исследований. Я с ним неоднократно беседовал на эту тему. Видимо, через него Стерлигов и узнал об "опресночной" неделе.
Сам Стерлигов когда-то – это я потом уже по Интернету поискал – действительно высказывался на эту тему, но не в моем ключе, а речь шла о том, что Финская Православная Церковь находится в молитвенном общении с РПЦ МП. На этом основании он выдвигал претензии к Московскому патриархату, что финны празднуют Пасху по католическому календарю – по новому стилю – а она иногда выпадает на первый опресночный день. Это редко, но бывает – значит, РПЦ МП впала в ересь. Но это несколько иная постановка проблемы, чем попадание на "опресночную" неделю.
– Но ведь это правило, которое было введено I Вселенским собором, объяснимо в первые века христианства, когда христианству нужно было четко разграничить себя с иудаизмом, из которого оно вышло. Но сегодня, неужели это настолько актуально, что нужно такие копья ломать?
– Возможно, это не актуально. Тогда давайте соборно это обсудим и решим, что это не актуально. Но тогда вообще не надо устраивать всех этих сложных расчетов, по которым непонятно, каким путем — то ли связано с луной, то ли не связано, хотя по смыслу расчета видно, что связано именно с луной.
Тогда надо поменять систему расчетов и сказать, что это неважно. Но мне кажется, что это важно, потому что на самом деле христианство и иудаизм — это разные религии. И взгляд на пути спасения и многие остальные вопросы веры все-таки различны. Прийти к единой вере — я не думаю, что это что-то хорошее, тем более что в христианстве существует мнение, что единую веру нам установит Антихрист.
Кто как верит — это Бог ему судья. Но каждый имеет право верить так, как ему досталось от его отцов и как ему велит его совесть, его понимание и т.д. Я совершенно не вмешиваюсь в дела других конфессий и прошу не рассматривать мои исследования в духе дешевого антисемитизма и борьбы с "жидомасонским заговором". Тем более что это чисто религиозный, а не национальный вопрос. Иудаизм – это другая религия.
– Не опасаетесь ли Вы, что эта Ваша инициатива может встретить настолько отрицательный прием у священноначалия, что могут быть предприняты какие-то организационные меры, вплоть до Вашего отлучения?
– Знаете, если всего бояться, то тогда не надо и ни во что верить.
– Но насколько вероятен такой ход событий?
– Совершенно не знаю. Все, как говорится, в руках Божиих, а также и человеческих. Посмотрим. Но не думаю, что там будет что-то серьезное. Но если бы было серьезное, то, может быть, оно было бы только к лучшему, потому что, по крайней мере, показало некую живую реакцию, потому что сейчас, к сожалению, все превращается в затхлое болото.
– Нашлась какая-то группа людей, которая последовала Вашему совету и отпраздновала Пасху на неделю позже?
– Я думаю, что да. По крайней мере, я знаю достаточное количество таких людей.
– Вы с ними знакомы?
– Да, нас так мало, что мы, наверное, все друг друга знаем.
– То есть Вы с ними отмечали Пасху именно 1 мая?
- Да.
– Эта часть информации соответствует действительности?
– Да.
- Но Стерлигова с Вами там не было?
– Нет, но Стерлигов и не является чадом нашей Церкви, поэтому зачем я буду с ним праздновать? Я не знаю, какое отношение Стерлигов имеет к староверию. По-моему, никакого.
– В числе Ваших последователей в этом вопросе упоминают редактора журнала Сергей Аветян. Это соответствует реальности?
– Да, в этом смысле мы – полные единомышленники. Мы этот журнал "Неопалимая купина" сами создали, сами издаем.
– Сколько, примерно, народа отмечало с Вами Пасху по вашему календарю? И сколько людей Вас поддерживает?
– Я знаю точно человек десять, но, говорят , есть еще люди, потому что это все уже широко разошлось. – Сколько человек праздновало вместе с Вами?
– В конкретном месте восемь человек.Мы постарались отпраздновать ее как можно торжественнее. Есть такой крымский пещерный монастырь на горе Тепе-Кермен,в нем есть древний храм, вырубленный в скалах, который разными способами датируется от VI до XIII века.Он пустует, и в нем ничего нет. Мы на этой горе обосновались, прожили там несколько дней и отпраздновали Пасху там. – Какое примерно количество Ваших последователей всего существует на сегодняшний день?
– Этот вопрос только начали обсуждать. У нас все достаточно медленно делается. – Речь идет о десятках или сотнях людей?
– Не могу сказать, потому что это все такое бурлящее – сегодня сторонник, завтра не сторонник, и наоборот. Беседовал Владимир Ойвин " Портал-Credo.Ru" |