После трагических исторических невзгод, обрушившихся на Русскую землю в XVIII в., а именно после изменения древнего Византийского Церковного предания, принятого во времена Благоверного Князя Владимира, на христиан, сохраняющих древнюю веру, обрушились великие гонения. Спасаясь от царского гнева, наши предки покинули Россию, свою родную землю, ради своей веры и поселились в Румынии, где и возникли небольшие острова русского духа, русских древлеверующих. Не имея здесь никаких препятствий для исповедания своей веры, они остались в этих краях, построили дома и Божьи Дома — Церкви. Живя вдали от своей родной земли, русские староверы столкнулись с большой проблемой — с отсутсвием священных лиц, то есть священства. После долгих поисков, они обрели для себя в Боснии Митрополита Амбросия, который стал архиереем. Так возникла Белокриницкая Иерархия. Те, кто не принял Митрополита Амбросия, предпочли, как и прежде, принимать священников от Русской Господствующей Церкви через чиноприём.
Древлеправославные священники из России приглашались в Румынию для совершения священнодействий. В 1880 г. приезжал священник Александр, который посетил постройку храма в честь Святого Великомученика Георгия в селении Черкезская Слава уезда Тульча. Он умер в Румынии в 1888 г. и был погребён в городе Тульча возле храма в честь Святой Великомученицы Парасковии.
В 1910 г. приезжал священник Василий Июдович Царев, который водрузил в Черкезской Славе на Крестной горе большой деревянный восьмиконечный крест, сохранившийся до наших дней. Он же освятил церковь в честь Святой Великомученицы Парасковии в городе Тульча и церковь в честь Святого Василия Великого в селении Сарикёй. До 1914 г. русские древлеправославные священники приезжали и совершали все церковные служения, а после 1914 г. им были запрещены все священнодействия. Итак, священники привозили только частицы для причащения. На долгие годы в Русской Древлеправослав- ной Церкви (Р.Д.Ц.) из Румынии Царские Врата, т.е. Царские Двери Святого Алтаря, были закрыты, только свечи плача в ожидании ставились над Царскими Вратами. Однако в ноябре 1923 г. Русская Древлеправославная Церковь возродила свою трёхчинную иерархию, восстановила Епископство, поскольку в Румынии эта духовная радость не могла быть ощущена. В церковной службе, только на утрени поминали Первоиерарха в пении: «Утверди Боже веру христианскую».
Непринявшие служение нового направления, то есть служение церковных праздников по-новому, наши храмы были совсем закрыты и опечатаны до прихода русских освободительных воиск в 1944 г. После падения коммунизма, в 1990 году, первоиерархи Русской Древлеправославной Церкви во главе с Архиепископом Геннадием, возродили вновь многоожидаемое священство в древлеправославных храмах Румынии.
Освященный Собор Древлеправославной Церкви единодушно принял решение 3 февраля 2002 г. возвысить на сан Патриарха Русской Древлеправославной Церкви высокопреосвященного Архиепископа Александра.
В Румынии религиозные общины, относящиеся к Русской Древлеправославной Церкви, находятся в Тульче (церковь Св. Парасковия) и в некоторых местностях уезда: Сарикёй (церкви Св. Василия Великого и Покрова Пресв. Богородицы), Черкезская Слава (церковь Св. Георгия), Махмудия (церковь Св. Николы летнего), Русская Слава (церковь Покрова Пресв. Богородицы).
В заключение я хотел бы подчеркнуть, что Русская Древлеправославная Церковь не соединилась с Единоверческой Церковью, как сегод ня утверждают некоторые источники. Будем надеяться, что и в дальнейшем не будут возникать никакие препятствиия Христовой Вере. Спаси Христос!
Священноиерей Доримент АНТОНОВ, г. Тульча
Газета "Зори", № 2 (232)/2012
|