Вступление Латвии в Евросоюз и последовавшая за этим открытость границ, очень сильно активизировали кражи произведений искусства, и в том числе икон, и их незаконный вывоз из Латвии.
"Сложившуюся ситуацию, можно охарактеризовать одним словом — беспредел. Если раньше похищали небольшие по размеру иконы, то сейчас воры уносят и двухметровые. Местом кражи часто становятся старообрядческие храмы, особенно в сельских районах Латгалии", — сказал "Часу" председатель Резекненской Кладбищенской старообрядческой общины, депутат Сейма от "Центра согласия" Владимир Никонов.
Особую тревогу вызывает то, что число краж произведений искусства имеет явную тенденцию к росту. Официальная статистика МВД такова: в 2008 году было похищено 89 предметов культуры, в 2009 году — 204, в 2010 году — уже 318.
Немалую часть пропавших произведений искусства составляют иконы. Причем, по мнению специалистов, официально фиксируется лишь пятая часть всех краж, так что на самом деле цифры пропаж являются намного более трагичными.
К сожалению, лишь немногие из пропавших работ удается вернуть, большая часть исчезает безвозвратно. В Латвии нет широкой общедоступной базы данных, в которой бы фиксировались пропавшие и найденные произведения искусства. А это очень серьезно затрудняет обмен информацией о пропавших предметах и в масштабе Латвии, а тем более — в масштабе всего Евросоюза.
В настоящее время Информационный центр МВД начал реализовывать софинансируемый Еврокомиссией международный проект "Улучшение учета утраченных культурных ценностей для предотвращения и борьбы с контрабандой культурных ценностей".
Программа предлагает единую методологию для создания описаний и фотофиксации объектов культуры и согласованную терминологию. Она уже была презентована в Даугавпилсе, Резекне и Лудзе и в ее использовании в Латвии очень заинтересован Интерпол.
"Может быть, кому-то кажется, что на фоне экономического кризиса проблема поиска и возврата пропавших произведений искусства — не самый важный вопрос. Но это не так! Речь идет о нашем общем культурном достоянии! Воруют то, что имеет спрос — редкие уникальные произведения искусства. Если в ближайшее время не будут предприняты серьезные шаги для решения этой проблемы, то ситуация может стать трагичной", — говорит Владимир Никонов.
|